Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ

pravo.gov.ru

Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Показать предыдущую страницу документа
<div><p>нных учреждений или положениями о них:</p><p>1) предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 01.12.2004 № 150-ФЗ)</p><p>2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;</p><p>3) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.</p><p>3. Должностные лица органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания имеют право:</p><p>1) в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами; (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)</p><p>2) запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц. (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 13. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации</p><p> </p><p>1. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:</p><p>1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;</p><p>2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;</p><p>3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве. (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)</p><p>2. В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:</p><p>1) оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей; (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)</p><p>2) проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;</p><p>3) заблудившиеся или подкинутые;</p><p>4) самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)</p><p>5) не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;</p><p>6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.</p><p>3. Основаниями приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются: (В редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 111-ФЗ)</p><p>1) личное обращение несовершеннолетнего;</p><p>2) заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам; (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)</p><p>3) направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;</p><p>4) постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего; (В редакции федеральных законов от 07.07.2003 № 111-ФЗ; от 01.12.2004 № 150-ФЗ; от 24.07.2007 № 214-ФЗ)</p><p>5) акт оперативного дежурного территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения. (В редакции федеральных законов от 07.07.2003 № 111-ФЗ; от 03.07.2016 № 305-ФЗ)</p><p>6) направление администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 251 настоящего Федерального закона. (Дополнение подпунктом - Федеральный закон от 13.10.2009 № 233-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)</p><p>В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть приняты лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания. (В редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 111-ФЗ)</p><p>4. Несовершеннолетние, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обслуживаются в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации.</p><p>Несовершеннолетний, принятый на основании личного заявления в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, имеет право покинуть его на основании личного заявления. (В редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 111-ФЗ)</p><p>5. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:</p><p>1) принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;</p><p>2) оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи; (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)</p><p>3) содержат в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, указанных в пункте 2 настоящей статьи, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обеспечение и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)</p><p>4) уведомляют родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей о нахождении несовершеннолетних в указанных учреждениях; (В редакции федеральных законов от 07.07.2003 № 111-ФЗ; от 01.12.2004 № 150-ФЗ)</p><p>5) содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей. (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)</p><p>6. Должностные лица специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также имеют право:</p><p>1) вызывать представителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других организаций для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных организаций; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)</p><p>2) приглашать родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей; (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)</p><p>3) изымать в установленном порядке у несовершеннолетних, содержащихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, предметы, запрещенные к хранению в указанных учреждениях.</p><p>7. Примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 14. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность</p><p>(Наименование в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)</p><p> </p><p>1. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в пределах своей компетенции: (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)</p><p>1) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних;</p><p>2) осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также образовательных организаций, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным поведением; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)</p><p>3) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;</p><p>4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях; (В редакции Федерального закона от 14.10.2014 № 301-ФЗ)</p><p>5) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)</p><p>6) (Подпункт утратил силу - Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ)</p><p>7) обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования. (Дополнение подпунктом - Федеральный закон от 07.06.2013 № 120-ФЗ)</p><p>2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность: (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)</p><p>1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; (В редакции Федерального закона от 30.06.2007 № 120-ФЗ)</p><p>2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования; (В редакции федеральных законов от 21.07.2007 № 194-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ)</p><p>3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;</p><p>4) обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)</p><p>5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.</p><p>3. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)</p><p>1) принимают для содержания, воспитания, обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, длительной болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;</p><p>2) принимают на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей или иных законных представителей, если указанные несовершеннолетние проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев; (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)</p><p>3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, а также участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними.</p><p>4. Руководители и педагогические работники органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организаций пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 15. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа</p><p>(Наименование в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)</p><p> </p><p>1. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ)</p><p>2. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами указанных учреждений: (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 170-ФЗ)</p><p>1) принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и при наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, а также согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет; (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 170-ФЗ)</p><p>2) организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;</p><p>3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществляют их медицинское обеспечение, получение ими начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 309-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)</p><p>4) осуществляют функции, предусмотренные подпунктами 1, 4 и 5 пункта 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.</p><p>3. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ)</p><p>4. В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с законодательством об образовании могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они: (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)</p><p>1) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;</p><p>2) достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;</p><p>3) осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 28.12.2010 № 427-ФЗ)</p><p>5. Основаниями содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа являются: (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)</p><p>1) решение суда - в отношении лиц, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи; (В редакции  Федерального закона от 21.11.2022 № 445-ФЗ)</p><p>2) приговор суда - в отношении лиц, указанных в подпункте 3 пункта 4 настоящей статьи.</p><p>6. В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы, помещаются отдельные категории несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья или несовершеннолетних, имеющих заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях, на основании документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.</p><p>Категории несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.</p><p>(Пункт в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)</p><p>7. Несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.</p><p>Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае необходимости дальнейшего применения этой меры воздействия к несовершеннолетнему осуществляется по решению суда, принимаемому в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. При этом общий срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не может превышать три года. (В редакции  Федерального закона от 21.11.2022 № 445-ФЗ)</p><p>В случае необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессионального обучения продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, либо по достижении несовершеннолетним возраста восемнадцати лет осуществляется по решению суда, принимаемому в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. (В редакции  федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 21.11.2022</p></div>
Показать следующую страницу документа