Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ

pravo.gov.ru

О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем
Показать предыдущую страницу документа
<div><p>документов и (или) сведений не может превышать двадцать рабочих дней со дня обращения заявителя. Порядок информационного взаимодействия Центрального банка Российской Федерации, уполномоченного органа, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, и присоединившихся в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта к многостороннему соглашению о взаимодействии Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, общероссийских общественных организаций, союзов и ассоциаций кредитных организаций при рассмотрении межведомственной комиссией заявлений, предусмотренных пунктами 1 и 12 статьи 78 настоящего Федерального закона, и прилагаемых к ним документов и (или) сведений устанавливается многосторонним соглашением о взаимодействии, заключенным между Центральным банком Российской Федерации, уполномоченным органом, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела. (В редакции  Федерального закона от 23.05.2025 № 105-ФЗ)</p><p>(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ)</p><p>136. До рассмотрения по существу заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, межведомственная комиссия обязана предварительно запросить соответствующую финансовую организацию, а финансовая организация обязана представить в сроки, установленные межведомственной комиссией в запросе, мотивированное обоснование принятого решения об отказе в совершении операции, предусмотренного пунктом 11 настоящей статьи, или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также мотивированное обоснование о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми было принято данное решение, исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем в соответствии с пунктом 134 настоящей статьи. При этом устанавливаемый межведомственной комиссией срок исполнения финансовой организацией требования о представлении обозначенных мотивированных обоснований не может быть менее трех рабочих дней. (В редакции  федеральных законов от 21.12.2021 № 423-ФЗ, от 23.05.2025 № 105-ФЗ)</p><p>По результатам рассмотрения заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, а также мотивированных обоснований соответствующей финансовой организации межведомственная комиссия принимает решение об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной финансовой организацией ранее было принято решение об отказе в совершении операции, предусмотренное пунктом 11 настоящей статьи, или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) либо решение об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого финансовой организацией, исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем. Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и соответствующей финансовой организации, для которой оно является обязательным, либо заявителю по заявлению о пересмотре решения Центрального банка Российской Федерации в случае, предусмотренном абзацем первым пункта 2 статьи 78 настоящего Федерального закона, не позднее трех рабочих дней со дня его принятия в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. (В редакции  федеральных законов от 21.12.2021 № 423-ФЗ, от 22.07.2024 № 210-ФЗ, от 23.05.2025 № 105-ФЗ)</p><p>После получения финансовой организацией решения межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной финансовой организацией ранее было принято решение об отказе в совершении операции, предусмотренное пунктом 11 настоящей статьи, или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), такая финансовая организация обязана представить в уполномоченный орган сведения согласно абзацам второму и третьему пункта 13 или абзацу второму пункта 131 настоящей статьи, а в случае обращения заявителя не вправе отказать заявителю в совершении операции, в направлении на платформу цифрового рубля распоряжения и (или) заявления пользователя платформы цифрового рубля или в заключении договора банковского счета (вклада) соответственно. (В редакции  федеральных законов от 21.12.2021 № 423-ФЗ, от 23.05.2025 № 105-ФЗ)</p><p>(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ)</p><p>14. Клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований настоящего Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах, а также о своем статусе доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица, протектора. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 23.06.2016 № 191-ФЗ, от 28.06.2021 № 233-ФЗ)</p><p>15. Организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, запрещается принимать на обслуживание лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации без полученной в установленном порядке лицензии, в случае, если законодательство Российской Федерации в отношении такой деятельности предусматривает ее наличие, а также осуществлять по поручению таких лиц операции с денежными средствами или иным имуществом.</p><p>Организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, запрещается принимать на обслуживание, а также осуществлять операции с денежными средствами и иным имуществом по поручению лиц, оказывающих услуги с использованием сайта в сети "Интернет", в случае, если доменное имя этого сайта, указатель страницы этого сайта содержатся в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.</p><p>(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.07.2021 № 355-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 71. Права и обязанности иных лиц</p><p> </p><p>1. Требования в отношении идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, установления иной информации о клиенте, обновления информации о них, оценки степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций и отнесения клиента к одной из групп риска совершения подозрительных операций в зависимости от степени (уровня) риска совершения им подозрительных операций, принятия мер по снижению риска совершения клиентом подозрительных операций, предоставления в уполномоченный орган по его запросу информации, применения и отмены мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, информирования уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организации внутреннего контроля, фиксирования сведений (информации), отказа клиенту в приеме на обслуживание, хранения информации, оценки возможности использования новых услуг и (или) программно-технических средств в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и принятия мер по результатам этой оценки, направленных на снижение (минимизацию) данной возможности, приема на обслуживание и обслуживания публичных должностных лиц, установленные подпунктами 1, 11, 2, 3, 31, 32, 5, 6 и 61 пункта 1, пунктами 2, 22, 4 и 514 статьи 7, подпунктами 1, 3, 4 и 5 пункта 1, пунктами 3 и 4 статьи 73, пунктом 2 статьи 75 настоящего Федерального закона, распространяются на:</p><p>1) адвокатов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительные органы личного фонда (кроме наследственного фонда), в том числе международного личного фонда (кроме международного наследственного фонда), лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в том числе аудиторские организации и индивидуальных аудиторов, и лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты (в том числе участников майнинг-пула), если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции и сделки:</p><p>сделки с недвижимым имуществом;</p><p>управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;</p><p>управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;</p><p>привлечение денежных средств для создания или обеспечения деятельности юридических лиц и иных организаций, иностранных юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, а равно для управления ими;</p><p>создание или обеспечение деятельности юридических лиц и иных организаций, иностранных юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, а равно управление ими;</p><p>купля-продажа юридических лиц, иностранных юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица;</p><p>майнинг цифровой валюты;</p><p>распределение цифровой валюты, выпущенной (полученной) в результате майнинга;</p><p>2) нотариусов при совершении действий, связанных с подготовкой или осуществлением операций и сделок, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, при совершении нотариальных действий, указанных в пункте 1 (в отношении сделок, определенных уполномоченным органом по согласованию с Федеральной нотариальной палатой), пунктах 12, 13 и 35 части первой статьи 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I;</p><p>3) аудиторские организации и индивидуальных аудиторов при оказании аудиторских услуг (за исключением требований в отношении применения и отмены мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, информирования уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества);</p><p>4) лиц, организующих деятельность майнинг-пула, при распределении ими выпущенной (полученной) цифровой валюты между участниками майнинг-пула.</p><p>(Пункт в редакции  Федерального закона от 08.08.2024 № 222-ФЗ)</p><p>11. Требование в отношении предоставления нотариусами в уполномоченный орган по его запросу информации о совершенных нотариальных действиях, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, распространяется только на случаи совершения исполнительных надписей и удостоверения медиативных соглашений при поступлении указанного запроса в связи с проведением уполномоченным органом проверки операций и сделок на предмет их связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.</p><p>Требования в отношении применения и отмены нотариусами мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества при совершении нотариальных действий и информирования уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, распространяются только на случаи совершения нотариусами нотариального действия, предусмотренного пунктом 12 части первой статьи 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I.</p><p>(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 08.08.2024 № 222-ФЗ)</p><p>2. При наличии у адвоката, доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительного органа личного фонда (кроме наследственного фонда), в том числе международного личного фонда (кроме международного наследственного фонда), лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в том числе аудиторской организации и индивидуального аудитора, лица, осуществляющего майнинг цифровой валюты (в том числе участника майнинг-пула), любых оснований полагать, что операция или сделка, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, либо совокупность указанных операций и (или) сделок и (или) действия клиента, связанные с проведением указанных операций и (или) сделок, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.</p><p>При наличии у нотариуса любых оснований полагать, что операция, сделка, нотариальное действие, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, либо их совокупность осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, он обязан уведомить об этом уполномоченный орган.</p><p>При наличии у лица, организующего деятельность майнинг-пула, любых оснований полагать, что распределенная цифровая валюта может быть использована участниками майнинг-пула в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, он обязан уведомить об этом уполномоченный орган.</p><p>(Пункт в редакции  Федерального закона от 08.08.2024 № 222-ФЗ)</p><p>21. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что операция или сделка либо совокупность операций и (или) сделок аудируемого лица могла или может быть осуществлена в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 23.04.2018 № 112-ФЗ) (В редакции  Федерального закона от 08.08.2024 № 222-ФЗ)</p><p>3. Порядок передачи адвокатами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда (кроме наследственного фонда), в том числе международного личного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, лицами, осуществляющими майнинг цифровой валюты (в том числе участниками майнинг-пула), лицами, организующими деятельность майнинг-пула, нотариусами, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами информации, предусмотренной настоящей статьей, устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок направления уполномоченным органом запросов указанным лицам устанавливается Правительством Российской Федерации. (В редакции  Федерального закона от 08.08.2024 № 222-ФЗ)</p><p>31. Нотариус обязан документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения обо всех случаях документированного отказа в совершении нотариального действия по основанию, указанному в части второй статьи 48 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I, в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия решения об отказе в совершении нотариального действия. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 08.08.2024 № 222-ФЗ)</p><p>4. Адвокат, нотариус, доверительный собственник (управляющий) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительный орган личного фонда (кроме наследственного фонда), в том числе международного личного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, лицо, осуществляющее майнинг цифровой валюты (в том числе участник майнинг-пула), лицо, организующее деятельность майнинг-пула, а также аудиторская организация, индивидуальный аудитор при оказании аудиторских услуг не вправе разглашать факт передачи в уполномоченный орган информации, предусмотренной настоящей статьей. (В редакции  Федерального закона от 08.08.2024 № 222-ФЗ)</p><p>5. Положения пункта 1 (в части предоставления в уполномоченный орган по его запросу информации и информирования уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества) и абзаца первого пункта 2 настоящей статьи не относятся к сведениям, на которые распространяются требования законодательства Российской Федерации о соблюдении адвокатской тайны. (В редакции  Федерального закона от 08.08.2024 № 222-ФЗ)</p><p>Предоставление нотариусами в уполномоченный орган информации, предусмотренной настоящей статьей, не является разглашением нотариальной тайны. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 08.08.2024 № 222-ФЗ)</p><p>6. Применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и пунктом 2 статьи 75 настоящего Федерального закона, отказ в приеме клиента на обслуживание в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи и пунктом 22 статьи 7 настоящего Федерального закона не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности адвокатов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительных органов личного фонда (кроме наследственного фонда), в том числе международного личного фонда (кроме международного наследственного фонда), лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты (в том числе участников майнинг-пула), лиц, организующих деятельность майнинг-пула, нотариусов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 18.03.2019 № 33-ФЗ) (В редакции  Федерального закона от 08.08.2024 № 222-ФЗ)</p><p>7. Под публичными должностными лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, понимаются лица, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 73 настоящего Федерального закона. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 18.03.2019 № 33-ФЗ)</p><p>8. При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них, исполнении иных обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), а также иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.</p><p>Клиенты и их представители обязаны предоставлять лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, информацию, необходимую для исполнения указанными лицами требований настоящего Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах.</p><p>При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, руководствуются в том числе положениями, предусмотренными абзацами вторым, четвертым и пятым пункта 54 статьи 7 настоящего Федерального закона.</p><p>(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 08.08.2024 № 222-ФЗ)</p><p>(Дополнение статьей - Федеральный закон от 28.07.2004 № 88-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 71-1. Предоставление информации организаторами торговли, клиринговыми организациями, центральными контрагентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность исключительно по инвестиционному консультированию</p><p>(Наименование в редакции федеральных законов от 29.12.2015 № 403-ФЗ, от 07.04.2020 № 116-ФЗ)</p><p> </p><p>1. Лица, оказывающие услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы (далее - организаторы торговли), обязаны предоставлять уполномоченному органу по его запросу информацию об участниках торгов и их клиентах, а также о поданных ими заявках и заключаемых ими договорах в порядке и объеме, установленных Банком России по согласованию с упол</p></div>
Показать следующую страницу документа