Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ

pravo.gov.ru

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Показать предыдущую страницу документа
<div><p>11.2016 № 25-П, от 23.05.2017 № 14-П, от 04.12.2017 № 35-П, от 18.01.2019 № 5-П, от 04.02.2019 № 8-П, от 07.04.2020 № 15-П, от 23.06.2020 № 28-П, от 15.10.2020 № 41-П, от 16.10.2020 № 42-П, от 17.05.2021 № 19-П, от 09.11.2021 № 47-П, от 17.05.2022 № 19-П, от 24.11.2022 № 51-П, от 17.05.2023 № 24-П)</p><p> </p><h4>РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ</h4><p> </p><p>ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ</p><p> </p><p>Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях</p><p> </p><p>1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.</p><p>2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.</p><p> </p><p>Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях</p><p> </p><p>Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.</p><p> </p><p>Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях</p><p> </p><p>1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:</p><p>1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;</p><p>2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;</p><p>3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;</p><p>4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;</p><p>5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.</p><p>2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.</p><p>3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.</p><p>4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.</p><p>5. В соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 28.12.2009 № 380-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 1.31. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях</p><p> </p><p>1. К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:</p><p>1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;</p><p>11) установление законами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области об административных правонарушениях административной ответственности за завышение цен (тарифов) на товары и (или) предельных уровней таких цен (тарифов), установленных нормативными правовыми актами данных субъектов Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных федеральными конституционными законами; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 12.12.2023 № 574-ФЗ)</p><p>2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;</p><p>3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;</p><p>4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;</p><p>5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;</p><p>6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;</p><p>61) определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 настоящего Кодекса; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 14.10.2014 № 307-ФЗ)</p><p>7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.</p><p>2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.</p><p>3. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.</p><p>4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.</p><p>5. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.</p><p>(Дополнение статьей - Федеральный закон от 28.12.2009 № 380-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 1.4. Принцип равенства перед законом</p><p> </p><p>1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.</p><p>2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. (В редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 439-ФЗ)</p><p>3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении некоммерческих организаций, а также являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее - их работники), устанавливаются настоящим Кодексом. (Дополнение частью - Федеральный закон от 03.07.2016 № 316-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 08.12.2020 № 410-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 1.5. Презумпция невиновности</p><p> </p><p>1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.</p><p>2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.</p><p>3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. (В редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 210-ФЗ)</p><p>4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.</p><p>Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные частями 31 - 34 статьи 8.2, главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. (Дополнение примечанием - Федеральный закон от 24.07.2007 № 210-ФЗ) (В редакции  федеральных законов от 21.04.2011 № 69-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 14.07.2022 № 287-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением</p><p> </p><p>1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.</p><p>2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.</p><p>3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.</p><p> </p><p>Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени </p><p>(Наименование в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 210-ФЗ)</p><p> </p><p>1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. (В редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 210-ФЗ)</p><p>2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.</p><p>21. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.  (Дополнение частью - Федеральный закон от 23.06.2016 № 195-ФЗ)</p><p>3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.</p><p> </p><p>Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве</p><p> </p><p>1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)</p><p>2. Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. (В редакции федеральных законов от 04.05.2011 № 97-ФЗ; от 09.03.2016 № 64-ФЗ)</p><p>3. Юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.273 или 19.28 настоящего Кодекса, за пределами Российской Федерации, и лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.33 настоящего Кодекса, за пределами Российской Федерации, подлежат административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, если указанные административные правонарушения направлены против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если указанные лица не были привлечены за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве. (Дополнение частью - Федеральный закон от 09.03.2016 № 64-ФЗ) (В редакции  федеральных законов от 28.06.2021 № 232-ФЗ, от 04.03.2022 № 31-ФЗ)</p><p>(Дополнение статьей - Федеральный закон от 24.07.2007 № 210-ФЗ)</p><p> </p><p>ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ</p><p> </p><p>Статья 2.1. Административное правонарушение</p><p> </p><p>1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.</p><p>2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.</p><p>3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ)</p><p>4. Юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. (Дополнение частью - Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ)</p><p>5. Если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности. (Дополнение частью - Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 2.2. Формы вины</p><p> </p><p>1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.</p><p>2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.</p><p> </p><p>Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность</p><p> </p><p>1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.</p><p>2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.</p><p> </p><p>Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц</p><p> </p><p>Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.</p><p>Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных о</p></div>
Показать следующую страницу документа