Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ

pravo.gov.ru

О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации
Показать предыдущую страницу документа
<div><p>срока временного пребывания, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, неразрешении въезда в Российскую Федерацию или об ограничении выезда за пределы Российской Федерации либо со дня поступления в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган копии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или неразрешении въезда в Российскую Федерацию, вынесенного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или его территориальным органом, либо информации о решении, указанном в настоящем подпункте, вынесенном федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности, или его территориальным органом;</p><p>8) по истечении семидесяти двух часов пребывания иностранного гражданина, находящегося в качестве пассажира на борту круизного судна или парома, имеющих разрешения на пассажирские перевозки;</p><p>9) со дня вынесения решения о прекращении гражданства Российской Федерации при отсутствии законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации;</p><p>10) со дня поступления в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган копии вступившего в силу обвинительного приговора суда Российской Федерации о признании иностранного гражданина виновным в совершении преступления.</p><p>21. В случае проведения в соответствии с федеральным законом экспериментов по внедрению дополнительных механизмов учета иностранных граждан, пребывающих в Российской Федерации, могут быть предусмотрены иные основания включения в реестр контролируемых лиц сведений об иностранном гражданине, указанном в пункте 1 настоящей статьи. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 23.05.2025 № 121-ФЗ)</p><p>3. Копии решений, указанных в подпунктах 6, 7 и 10 пункта 2 настоящей статьи, направляются в трехдневный срок со дня их вынесения федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, а также судами, вынесшими обвинительные приговоры или постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в соответствующие территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.</p><p>4. Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности, и его территориальными органами информация о вынесенных решениях, указанных в подпунктах 6, 7 и 10 пункта 2 настоящей статьи, направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальные органы в порядке и сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности.</p><p>5. В состав сведений реестра контролируемых лиц включаются следующие сведения:</p><p>1) фамилия, имя, отчество (при наличии);</p><p>2) дата рождения;</p><p>3) пол;</p><p>4) гражданство (подданство) иностранного государства либо сведения об отсутствии гражданства (подданства);</p><p>5) сведения о документе, удостоверяющем личность, включая вид, серию, номер, дату выдачи, наименование и код органа, выдавшего документ (при его наличии);</p><p>6) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии);</p><p>7) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);</p><p>8) место жительства и (или) место пребывания (при наличии), в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) учетом по месту пребывания;</p><p>9) код и наименование территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в котором иностранный гражданин состоит на миграционном учете (при наличии);</p><p>10) дата включения в реестр контролируемых лиц сведений об иностранном гражданине, дата исключения из реестра контролируемых лиц таких сведений;</p><p>11) сведения о трудовой деятельности, включая сведения о работодателе или заказчике работ (услуг) (при наличии);</p><p>12) сведения о прохождении обучения, включая сведения об образовательной (научной) организации (при наличии);</p><p>13) сведения об основаниях включения в реестр контролируемых лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи;</p><p>14) иные сведения, определенные Правительством Российской Федерации.</p><p>6. Информация о наличии (об отсутствии) сведений об иностранном гражданине в реестре контролируемых лиц размещается на официальном сайте оператора реестра контролируемых лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставляется без взимания платы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Иностранный гражданин считается уведомленным о внесении сведений о нем в реестр контролируемых лиц или об исключении сведений о нем из такого реестра со дня их размещения на официальном сайте оператора реестра контролируемых лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок размещения сведений, содержащихся в реестре контролируемых лиц, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также состав размещаемых сведений устанавливается Правительством Российской Федерации.</p><p>7. Сведения об иностранном гражданине исключаются из реестра контролируемых лиц в случае:</p><p>1) выезда иностранного гражданина из Российской Федерации;</p><p>2) приобретения иностранным гражданином законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе путем получения в порядке, предусмотренном статьей 52 настоящего Федерального закона, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации;</p><p>3) отмены решения, послужившего основанием для применения к иностранному гражданину режима высылки;</p><p>4) признания судом незаконным решения, послужившего основанием для применения к иностранному гражданину режима высылки;</p><p>5) смерти иностранного гражданина или объявления его судом умершим.</p><p>(Дополнение статьей - Федеральный закон от 08.08.2024 № 260-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 313. Права и обязанности должностных лиц органа внутренних дел при осуществлении контроля за нахождением в Российской Федерации контролируемого лица</p><p> </p><p>1. При проведении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в рамках применения режима высылки должностные лица органа внутренних дел имеют право:</p><p>1) направлять запросы в государственные органы Российской Федерации, иностранных государств, органы публичной власти Российской Федерации о предоставлении информации и документов, необходимых для осуществления контроля за контролируемым лицом, в том числе составляющих коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации;</p><p>2) требовать от контролируемого лица и получать от него документы и сведения, в том числе на электронных носителях, которые необходимы для осуществления контроля за контролируемым лицом;</p><p>3) требовать от юридических лиц, организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, физических лиц, вступивших в правоотношения с контролируемым лицом или оказывающих ему услуги, в рамках которых должны соблюдаться требования, установленные настоящей статьей и должностным лицом территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в отношении контролируемого лица в рамках применения режима высылки, представления копий документов и иной информации по таким фактам;</p><p>4) получать от организаций, в том числе от банков, небанковских кредитных (кредитно-финансовых) организаций и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о наличии и номерах банковских счетов контролируемого лица, а также документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по таким счетам, необходимые для осуществления контроля за контролируемым лицом, в том числе содержащие банковскую тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации;</p><p>5) получать доступ в жилые помещения и иные помещения, в которых пребывает (проживает) или фактически находится контролируемое лицо, при предъявлении служебного удостоверения;</p><p>6) изымать у контролируемого лица документы или их копии с составлением акта изъятия в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;</p><p>7) использовать технические средства (в том числе аппаратуру, осуществляющую аудио- и видеозапись, фотосъемку) и информацию, содержащуюся в государственных информационных системах и (или) базах данных государственных органов;</p><p>8) осуществлять наблюдение непосредственно или опосредованно, в том числе с использованием технических средств, за контролируемым лицом, совершаемыми контролируемым лицом действиями, а также за деятельностью физических и юридических лиц, оказывающих контролируемому лицу содействие в пребывании (проживании) на территории Российской Федерации, с учетом положений пунктов 15 и 16 статьи 311 настоящего Федерального закона;</p><p>9) использовать данные мобильных устройств и геолокации, платежных систем, работающих в автоматическом режиме специальных технических средств распознавания лиц;</p><p>10) выносить предписания о явке контролируемого лица к уполномоченному должностному лицу органа внутренних дел. Копия предписания о явке к уполномоченному должностному лицу вручается контролируемому лицу в день его вынесения под роспись или направляется по почте по месту жительства, месту пребывания или месту фактического проживания контролируемого лица, либо по адресу его электронной почты, либо в электронной форме путем размещения информации в личном кабинете контролируемого лица в едином портале государственных и муниципальных услуг, если контролируемое лицо зарегистрировано в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";</p><p>11) осуществлять в пределах территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в котором контролируемое лицо проживает (пребывает), выезды в возможные места пребывания контролируемого лица и осмотр таких мест;</p><p>12) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.</p><p>2. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в рамках применения режима высылки должностные лица органа внутренних дел обязаны:</p><p>1) соблюдать права и законные интересы контролируемого лица, не допускать причинение вреда контролируемому лицу и иным лицам неправомерными решениями и действиями (бездействием);</p><p>2) использовать информацию, полученную при осуществлении контроля, в соответствии с законодательством Российской Федерации исключительно для выполнения возложенных на органы внутренних дел задач и функций;</p><p>3) информировать контролируемое лицо о его правах и обязанностях;</p><p>4) при применении мер федерального государственного контроля (надзора) в рамках применения режима высылки учитывать требования к их законности, обоснованности, достаточности и эффективности;</p><p>5) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.</p><p>3. Должностные лица органа внутренних дел, имеющие специальные звания полиции, при проведении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в рамках применения режима высылки также исполняют обязанности и пользуются правами, предусмотренными Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции".</p><p>(Дополнение статьей - Федеральный закон от 08.08.2024 № 260-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 32. Федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников</p><p> </p><p>1. Федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.</p><p>2. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации, работодателей, заказчиков работ (услуг), и к отношениям, связанным с исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3 - 10 настоящей статьи.</p><p>3. Предметом федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников является соблюдение работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере миграции (далее - обязательные требования). (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)</p><p>4. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)</p><p>5. Основанием для проведения внеплановой проверки является:</p><p>1) истечение срока исполнения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной выданного органом государственного контроля (надзора) предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;</p><p>2) поступление в орган государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований;</p><p>3) выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований;</p><p>4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.</p><p>6. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)</p><p>7. Срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать семь рабочих дней.</p><p>8. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на семь рабочих дней.</p><p>9. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 5 настоящей статьи, проводится органом государственного контроля (надзора) по согласованию с органом прокуратуры в установленном законодательством Российской Федерации порядке.</p><p>10. Предварительное уведомление работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпунктах 2 и 3 пункта 5 настоящей статьи, не допускается.</p><p>11. Должностные лица органа государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:</p><p>1) запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;</p><p>2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о назначении проверки посещать и обследовать используемые работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной территории, здания, помещения, сооружения и иные подобные объекты, обследовать технические средства, а также проводить необходимые исследования, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;</p><p>3) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;</p><p>4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;</p><p>5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями требований миграционного законодательства, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.</p><p>12. В случае, если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), разрешение на работу, выданное данному иностранному работнику, может быть по ходатайству работодателя или заказчика работ (услуг) аннулировано федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом, выдавшими данное разрешение. (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 528-ФЗ)</p><p>(Статья в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 321.</p><p>(Дополнение статьей - Федеральный закон от 06.05.2008 № 60-ФЗ) (Утратила силу - Федеральный закон от 23.07.2010 № 180-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 321-1. Полномочия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации</p><p> </p><p>1. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации средствами, предусмотренными Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", способствует восстановлению нарушенных прав иностранных граждан, а также совершенствованию законодательства Российской Федерации, определяющего правовое положение иностранных граждан, в том числе беженцев.</p><p>2. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации при осуществлении своих полномочий, в том числе при проверке жалоб, поступивших от иностранных граждан, вправе посещать центры временного размещения и места временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами либо вынужденными переселенцами или о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, лиц, признанных беженцами либо вынужденными переселенцами или получивших временное убежище на территории Российской Федерации, а также специальные учреждения.</p><p>3. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации при посещении указанных в пункте 2 настоящей статьи центров временного размещения, мест временного содержания и специальных учреждений вправе беседовать с находящимися в них лицами наедине в условиях, позволяющих представителю администрации центра временного размещения, места временного содержания или специального учреждения видеть беседующих, но не слышать их.</p><p>(Дополнение статьей - Федеральный закон от 06.04.2015 № 76-ФЗ)</p><p> </p><p>ГЛАВА V1. Передача и прием иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии </p><p>(Дополнение главой - Федеральный закон от 23.07.2010 № 180-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 322. Порядок передачи и приема иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии</p><p> </p><p>1. Передача иностранног</p></div>
Показать следующую страницу документа