Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ

pravo.gov.ru

О развитии сельского хозяйства
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>О развитии сельского хозяйства</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                               22 декабря 2006 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                                    27 декабря 2006 года</p><p> </p><h4>(В редакции федеральных законов от 11.06.2008 № 83-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 03.12.2008 № 250-ФЗ, от 30.12.2008 № 318-ФЗ, от 05.04.2009 № 46-ФЗ, от 24.07.2009 № 209-ФЗ, от 25.07.2011 № 260-ФЗ, от 28.02.2012 № 6-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 236-ФЗ, от 29.12.2014 № 467-ФЗ, от 12.02.2015 № 10-ФЗ, от 12.02.2015 № 11-ФЗ, от 01.07.2017 № 144-ФЗ, от 28.12.2017 № 424-ФЗ, от 29.07.2018 № 272-ФЗ, от 03.08.2018 № 280-ФЗ, от 28.11.2018 № 446-ФЗ, от 25.12.2018 № 491-ФЗ, от 15.10.2020 № 330-ФЗ, от 30.12.2020 № 520-ФЗ, от 11.06.2021 № 175-ФЗ, от 02.07.2021 № 318-ФЗ, от 30.12.2021 № 475-ФЗ, от 04.08.2023 № 485-ФЗ, от 25.12.2023 № 674-ФЗ)</h4><h4> </h4><p> </p><p>Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона</p><p> </p><p>1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства.</p><p>2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (далее - устойчивое развитие сельских территорий).</p><p> </p><p>Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства</p><p> </p><p>Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.</p><p> </p><p>Статья 3. Сельскохозяйственный товаропроизводитель</p><p> </p><p>1. В целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции, сельскохозяйственной продукции и продовольствия с улучшенными характеристиками), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.  (В редакции федеральных законов от 05.04.2009 № 46-ФЗ, от 03.08.2018 № 280-ФЗ, от 11.06.2021 № 175-ФЗ)</p><p>2. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:</p><p>1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";</p><p>2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации");</p><p>3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".</p><p> </p><p>Статья 4. Сельскохозяйственное производство и рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия</p><p> </p><p>1. В целях настоящего Федерального закона под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.</p><p>2. В целях настоящего Федерального закона рынком сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия признается сфера обращения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.</p><p> </p><p>Статья 5. Государственная аграрная политика</p><p> </p><p>1. Государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.</p><p>2. Основными целями государственной аграрной политики являются:</p><p>1) повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;</p><p>2) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;</p><p>3) сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;</p><p>4) формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;</p><p>5) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;</p><p>6) наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).</p><p>3. Государственная аграрная политика основывается на следующих принципах:</p><p>1) доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, научных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона; (В редакции федеральных законов от 29.12.2014 № 467-ФЗ; от 28.12.2017 № 424-ФЗ)</p><p>2) доступность информации о состоянии государственной аграрной политики;</p><p>3) единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке;</p><p>4) последовательность осуществления мер государственной аграрной политики и ее устойчивое развитие;</p><p>5) участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики.</p><p>4. Основные направления государственной аграрной политики:</p><p>1) поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами;</p><p>2) формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры;</p><p>3) государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, научных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона; (В редакции федеральных законов от 29.12.2014 № 467-ФЗ; от 28.12.2017 № 424-ФЗ)</p><p>4) защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, содействие расширению их доступа на рынки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; (В редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 446-ФЗ)</p><p>5) развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса;</p><p>6) устойчивое развитие сельских территорий;</p><p>7) совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для сельского хозяйства;(В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)</p><p>8) государственная поддержка в приоритетном порядке предоставляется российским юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, осуществляющим на территории Российской Федерации отечественную селекцию сортов и гибридов сельскохозяйственных растений. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 04.08.2023 № 485-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 6. Меры по реализации государственной аграрной политики</p><p> </p><p>Для реализации государственной аграрной политики могут применяться следующие меры:</p><p>1) предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям, научным организациям, профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 28.12.2017 № 424-ФЗ)</p><p>2) применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей;</p><p>3) осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд;</p><p>4) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;</p><p>5) информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи;</p><p>6) антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;</p><p>7) участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики;</p><p>8) проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций;</p><p>9) другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 7. Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства</p><p> </p><p>1. Государственная поддержка развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям: (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 467-ФЗ)</p><p>1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для:</p><p>а) сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) указанных организаций и индивидуальных предпринимателей составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год;</p><p>б) организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты по производству и (или) первичной и (или) последующей (промышленной) переработке сельскохозяйственной продукции и ее реализации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии подтверждения по истечении трех лет с даты заключения договора о предоставлении инвестиционного кредита, но не позднее даты окончания срока такого кредита доли дохода от реализации указанной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) в размере не менее чем семьдесят процентов за календарный год (далее - организации и индивидуальные предприниматели, реализующие инвестиционные проекты);</p><p>в) организаций и индивидуальных предпринимателей, соответствующих требованиям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации в целях реализации федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ) по направлениям, определенным правовым актом Президента Российской Федерации;</p><p>(Пункт в редакции Федерального закона от 15.10.2020 № 330-ФЗ)</p><p>2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;</p><p>3) развитие племенного животноводства;</p><p>4) развитие элитного семеноводства;</p><p>5) обеспечение производства продукции животноводства;</p><p>6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;</p><p>7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;</p><p>8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;</p><p>9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;</p><p>10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим участникам рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства; (В редакции Федерального закона от 15.10.2020 № 330-ФЗ)</p><p>11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики;</p><p>12) поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для такого производства территориях. Неблагоприятными для производства сельскохозяйственной продукции территориями в целях настоящего Федерального закона признаются территория субъекта Российской Федерации или территории субъектов Российской Федерации, на которых вследствие природно-климатических условий, состояния почвы, а также социально-экономических факторов уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей ниже, чем в среднем по сельскому хозяйству, но производство сельскохозяйственной продукции должно осуществляться для обеспечения занятости сельского населения, повышения уровня его доходов, сохранения местных традиций. Порядок и критерии отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям устанавливаются Правительством Российской Федерации; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 23.07.2013 № 236-ФЗ)</p><p>13) развитие органического сельского хозяйства и поддержка производителей органической продукции; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 03.08.2018 № 280-ФЗ)</p><p>14) поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия с улучшенными характеристиками; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 11.06.2021 № 175-ФЗ)</p><p>15) поддержка и развитие сельского туризма. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.07.2021 № 318-ФЗ)</p><p>2. Финансовое обеспечение мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 15.10.2020 № 330-ФЗ)</p><p>3.  В качестве критерия отбора субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по отдельным направлениям в сфере производства сельскохозяйственной продукции может устанавливаться наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) договоров сельскохозяйственного страхования, отвечающих требованиям федерального закона о государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования.  (В редакции федеральных законов от 25.07.2011 № 260-ФЗ, от 15.10.2020 № 330-ФЗ)</p><p>4. Средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.</p><p> </p><p>Статья 8. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия</p><p> </p><p>1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - государственная программа) является документом, определяющим цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий.</p><p>2. Государственная программа утверждается Правительством Российской Федерации на определенный им период не позднее 15 июля года, предшествующего первому году ее действия, по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса. Государственная программа разрабатывается по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. (В редакции федеральных законов от 03.12.2008 № 250-ФЗ; от 28.02.2012 № 6-ФЗ)</p><p>3. Основные показатели проекта государственной программы на 2008 - 2012 годы рассматриваются комиссией, в состав которой входят представители Правительства Российской Федерации и по четыре представителя от каждой палаты Федерального Собрания Российской Федерации, и направляются в Правительство Российской Федерации для их рассмотрения и утверждения до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.</p><p>4. Государственная программа содержит основные показатели и прогноз развития сельского хозяйства, цели, задачи, показатели результативности и расходные обязательства, в том числе распределение финансовых средств на цели и задачи на предстоящий период по годам.</p><p>5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, не позднее 1 декабря года, предшествующего первому финансовому году действия государственной программы, организует доведение до федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации информации об участии юридических и физических лиц в ее реализации, о перечне и формах соответствующих документов. (В редакции Федерального закона от 03.12.2008 № 250-ФЗ)</p><p>6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 1 марта последнего года реализации государственной программы вносит в Правительство Российской Федерации </p></div>
Показать следующую страницу документа