Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ

pravo.gov.ru

О противодействии коррупции
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>О противодействии коррупции</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                              19 декабря 2008 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                              22 декабря 2008 года</p><p> </p><h4>(В редакции федеральных законов от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 21.11.2011 № 329-ФЗ, от 03.12.2012 № 231-ФЗ, от 29.12.2012 № 280-ФЗ, от 07.05.2013 № 102-ФЗ, от 30.09.2013 № 261-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 22.12.2014 № 431-ФЗ, от 05.10.2015 № 285-ФЗ, от 03.11.2015 № 303-ФЗ, от 28.11.2015 № 354-ФЗ, от 15.02.2016 № 24-ФЗ, от 03.07.2016 № 236-ФЗ, от 28.12.2016 № 505-ФЗ, от 03.04.2017 № 64-ФЗ, от 01.07.2017 № 132-ФЗ, от 28.12.2017 № 423-ФЗ, от 04.06.2018 № 133-ФЗ, от 03.08.2018 № 307-ФЗ, от 30.10.2018 № 382-ФЗ, от 06.02.2019 № 5-ФЗ, от 26.07.2019 № 228-ФЗ, от 26.07.2019 № 251-ФЗ, от 16.12.2019 № 432-ФЗ, от 24.04.2020 № 143-ФЗ, от 31.07.2020 № 259-ФЗ, от 26.05.2021 № 155-ФЗ)</h4><p> </p><p>Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.</p><p> </p><p>Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе</p><p> </p><p>Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:</p><p>1) коррупция:</p><p>а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;</p><p>б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;</p><p>2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:</p><p>а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);</p><p>б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);</p><p>в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений;</p><p>3) нормативные правовые акты Российской Федерации:</p><p>а) федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов);</p><p>б) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;</p><p>в) муниципальные правовые акты;</p><p>(Пункт введен - Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)</p><p>4) функции государственного, муниципального (административного) управления организацией - полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.  (Пункт введен - Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции</p><p> </p><p>Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.</p><p> </p><p>Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции</p><p> </p><p>Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:</p><p>1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;</p><p>2) законность;</p><p>3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;</p><p>4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;</p><p>5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;</p><p>6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;</p><p>7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.</p><p> </p><p>Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции</p><p> </p><p>1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:</p><p>1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;</p><p>2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;</p><p>3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;</p><p>4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;</p><p>5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.</p><p>2. Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.</p><p> </p><p>Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции</p><p> </p><p>1. Президент Российской Федерации:</p><p>1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;</p><p>2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.</p><p>2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.</p><p>3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.</p><p>4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.</p><p>41. Правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.  (Часть введена - Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)</p><p>5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее - органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.</p><p>6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.</p><p>61. Генеральная прокуратура Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, взаимодействует с компетентными органами иностранных государств при проведении уполномоченными должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления и организаций проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования. (Часть введена - Федеральный закон от 06.02.2019 № 5-ФЗ)</p><p>7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".</p><p> </p><p>Статья 6. Меры по профилактике коррупции</p><p> </p><p>Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:</p><p>1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;</p><p>2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;</p><p>21) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;  (Пункт введен - Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)</p><p>3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;</p><p>4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;  (В редакции Федеральных законов от 21.11.2011 № 329-ФЗ; от 03.12.2012 № 231-ФЗ)</p><p>5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;</p><p>6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.</p><p> </p><p>Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции</p><p> </p><p>Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:</p><p>1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;</p><p>2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;</p><p>3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;</p><p>4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;</p><p>5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;</p><p>6) унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей;  (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ)</p><p>7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;</p><p>8) обеспечение независимости средств массовой информации;</p><p>9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;</p><p>10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;</p><p>11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;</p><p>12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;  (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ)</p><p>13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;</p><p>14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;</p><p>15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;</p><p>16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;</p><p>17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;</p><p>18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;</p><p>19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;</p><p>20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;</p><p>21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.</p><p> </p><p>Статья 71. Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами</p><p> </p><p>1. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами:  (В редакции Федерального закона от 03.04.2017 № 64-ФЗ)</p><p>1) лицам, замещающим (занимающим):</p><p>а) государственные должности Российской Федерации;</p><p>б) должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;</p><p>в) должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;</p><p>г) государственные должности с</p></div>
Показать следующую страницу документа