Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Распоряжение Президента Российской Федерации от 17.12.2009 г. № 861-рп

pravo.gov.ru

О Климатической доктрине Российской Федерации
Показать предыдущую страницу документа
<div><p>ждународного режима и участия в нем всех основных стран-эмитентов парниковых газов на основе принципов Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, в том числе принципа общей, но дифференцированной ответственности, подразумевающего справедливую нагрузку на страны с учетом их уровня социально-экономического развития и природно-климатической специфики.</p><p> </p><h4>IV. Особенности Российской Федерации при решении проблемы изменений климата</h4><p> </p><p>26. Значительная часть территории Российской Федерации находится в области максимальных (как наблюдаемых, так и прогнозируемых) изменений климата.</p><p>Происходящие и ожидаемые изменения климата, в первую очередь негативные, и последствия этих изменений оказывают существенное воздействие на социально-экономическое развитие страны в целом, на жизнь и здоровье ее граждан.</p><p>27. К отрицательным последствиям ожидаемых изменений климата для Российской Федерации относятся:</p><p>повышение риска для здоровья (увеличение уровня заболеваемости и смертности) некоторых социальных групп населения;</p><p>рост повторяемости, интенсивности и продолжительности засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений, опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы - в других;</p><p>повышение пожароопасности в лесных массивах;</p><p>деградация вечной мерзлоты в северных регионах с ущербом для строений и коммуникаций;</p><p>нарушение экологического равновесия, в том числе вытеснение одних биологических видов другими;</p><p>распространение инфекционных и паразитарных заболеваний;</p><p>увеличение расходов электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населенных пунктов.</p><p>28. К возможным положительным для Российской Федерации последствиям ожидаемых изменений климата, с которыми связан значительный потенциал эффективного отраслевого и регионального экономического развития, относятся:</p><p>сокращение расходов энергии в отопительный период;</p><p>улучшение ледовой обстановки и, соответственно, условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения;</p><p>улучшение структуры и расширение зоны растениеводства, а также повышение эффективности животноводства (при выполнении ряда дополнительных условий и принятии определенных мер);</p><p>повышение продуктивности бореальных лесов.</p><p>29. По сравнению со многими странами и регионами Земли преимуществом Российской Федерации является более высокий адаптационный потенциал страны в целом, который обеспечивают:</p><p>большие размеры территории;</p><p>наличие значительных водных ресурсов;</p><p>относительно небольшая доля населения, проживающего на территориях, особо уязвимых к изменениям климата.</p><p>30. Исключительное (по сравнению с другими странами) разнообразие и масштабы изменений климата регионов Российской Федерации и их последствий для окружающей среды, экономики и населения являются естественным следствием значительных размеров территории и многообразия природных условий.</p><p>При формировании политики в области климата, включая позиционирование Российской Федерации в мировом сообществе, необходимо учитывать сочетание низкой средней плотности населения со значительными размерами территории, приводящее к повышенным транспортным потребностям (как непосредственно для населения, так и для инфраструктуры, обеспечивающей потребности государства, населения и экономики), а также холодный климат, обусловливающий дополнительные потребности в отоплении зданий, производство и транспортировку значительных объемов топливно-энергетических ресурсов.</p><p> </p><h4>V. Реализация политики в области климата</h4><p> </p><p>31. Основными направлениями политики в области климата являются:</p><p>развитие нормативно-правовой базы и организация государственного регулирования в области изменений климата;</p><p>развитие экономических механизмов, связанных с реализацией мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;</p><p>научное, информационное и кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;</p><p>международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат.</p><p>32. Развитие нормативно-правовой базы в области изменений климата является основной предпосылкой создания и эффективного функционирования механизма реализации политики в этой области. Организация работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации конкретных мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам в области изменений климата, требует дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в указанной области и обеспечения строгого его соблюдения всеми хозяйствующими субъектами. При этом необходима гармонизация законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы изменений климата, с соответствующими нормами международного права в рамках международных обязательств Российской Федерации. Основные принципы политики в области климата находят развитие и в законодательстве субъектов Российской Федерации.</p><p>33. Эффективность реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат существенным образом зависит от различных экономических факторов и их финансового регулирования.</p><p>Выбор экономических инструментов, способствующих снижению антропогенных выбросов парниковых газов (включая возможное использование рыночных механизмов, в том числе торговлю выбросами), будет определяться с учетом их эффективности с использованием механизмов государственного и частного финансирования.</p><p>При создании и совершенствовании национальных экономических и финансовых механизмов и их встраивании в соответствующие международные механизмы приоритетом является обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от неблагоприятных воздействий изменений климата.</p><p>Основной задачей научного обеспечения разработки и реализации политики в области климата является обеспечение государства, бизнеса и граждан страны достоверной и объективной научной информацией для принятия соответствующих решений.</p><p>34. К приоритетным направлениям научного обеспечения разработки мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат относятся:</p><p>развитие и поддержание на территории Российской Федерации систем наблюдения за климатом, включая факторы, формирующие климат, и индикаторы изменений климата;</p><p>разработка системы критериев, параметров (пороговых значений), условий безопасности Российской Федерации и ее отдельных регионов в отношении изменений климата;</p><p>исследование и оценка возможных в будущем изменений глобального и регионального климата, а также их последствий;</p><p>разработка мер по адаптации экономики и общества к изменениям климата;</p><p>развитие методов инвентаризации источников и стоков парниковых газов;</p><p>разработка мер по смягчению антропогенного воздействия на климат прежде всего в сфере производства и потребления энергии, включая организацию исследований и разработку механизмов реализации соответствующих инновационных проектов, а также оценка экономического, социального и экологического эффекта от реализации этих мер;</p><p>независимая (в том числе международная) экспертиза результатов научных исследований в области климата и смежных областях.</p><p>35. Научное обеспечение реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат включает:</p><p>позиционирование российской климатической науки и ее интеграцию в международные программы климатических и связанных с ними исследований с учетом интересов Российской Федерации и использованием всех возможных преимуществ международного сотрудничества;</p><p>активное участие российских ученых в подготовке международных оценочных докладов об изменениях климата и других специализированных международных докладов по взаимосвязанным проблемам;</p><p>организацию регулярной подготовки национальных оценочных докладов о наблюдаемых и вероятных изменениях климата, их последствиях, возможностях адаптации и смягчения антропогенного воздействия на климат, включая оценку объемов выбросов парниковых газов в атмосферу как в настоящем, так и в будущем, а также потенциала сокращения этих выбросов;</p><p>обеспечение соответствия климатических исследований Российской Федерации мировому уровню, признания результатов российских исследований международным научным сообществом, использования их в качестве аргументов в межгосударственном политическом диалоге по проблемам климата;</p><p>разработку и реализацию государственной программы высокотехнологичного оснащения национальных центров климатических исследований.</p><p>36. Основной задачей кадрового обеспечения разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат является обеспечение исследований и разработок в области климата и смежных областях, соответствующих мировому уровню. Решение этой задачи осуществляется путем подготовки и повышения квалификации специалистов в области климата, его влияния на экономику и социальную сферу, здоровье населения и состояние окружающей среды, а также разработки и реализации инженерных и организационных мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат, включая:</p><p>подготовку научных кадров высшей квалификации;</p><p>обучение студентов старших курсов высших учебных заведений на базе ведущих научных организаций страны;</p><p>стажировку наиболее одаренных молодых ученых и специалистов, аспирантов и студентов старших курсов в ведущих мировых научных центрах;</p><p>подготовку дипломатических кадров, а также групп профессиональных консультантов для ведения международных переговоров и подготовки международных соглашений в области климата.</p><p>37. Осведомленность всех заинтересованных сторон, в частности высших должностных лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, деловых кругов, институтов гражданского общества и населения, по вопросам изменений климата и их влияния на жизнь человека и общества и окружающую среду является одним из важнейших факторов успешного формирования и эффективной реализации политики в области климата в интересах нынешнего и будущих поколений. Приоритетными направлениями такой политики являются объективное информационное освещение проблем, связанных с изменениями климата и их последствиями, включая популяризацию научных знаний в этой области, в том числе с помощью средств массовой информации, а также воспитание у населения Российской Федерации экологической культуры.</p><p>38. Международное сотрудничество в решении глобальных и региональных проблем, связанных с изменениями климата и антропогенными воздействиями на климат, осуществляется в целях выработки эффективных решений по проблемам климата, оптимально учитывающих глобальные факторы и национальные интересы. Формой международного сотрудничества Российской Федерации является ее участие в разработке и выполнении международных соглашений по проблемам климата, а также в деятельности международных организаций, входящих в Организацию Объединенных Наций, занимающихся проблемами климата и смежными проблемами.</p><p>Международные программы и проекты, связанные с изменениями климата и реализуемые на территории Российской Федерации, осуществляются в рамках законодательства Российской Федерации и с учетом интересов ее безопасности.</p><p> </p><h4>VI. Субъекты реализации политики в области климата</h4><p> </p><p>39. Субъектами реализации политики в области климата являются:</p><p>федеральные органы государственной власти;</p><p>органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;</p><p>организации, включая общественные организации (объединения);</p><p>средства массовой информации;</p><p>домашние хозяйства.</p><p>40. Возможные в будущем климатические изменения затрагивают сферы ответственности практически всех федеральных органов государственный власти. Задачами федеральных органов государственной власти в рамках выработки и реализации политики в области климата являются:</p><p>определение максимально широкого круга проблем, связанных с влиянием климатических изменений на политику, экономику, социальную сферу и окружающую среду, и выделение приоритетных направлений;</p><p>интеграция и координация работы федеральных органов государственной власти в области климата в соответствии с установленными полномочиями;</p><p>включение мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат в среднесрочные и долгосрочные планы социально-экономического развития Российской Федерации;</p><p>создание механизмов, обеспечивающих постоянный конструктивный диалог между научным сообществом, органами государственной власти, ответственными за принятие решений, населением и деловыми кругами.</p><p>41. Федеральные органы государственной власти обеспечивают:</p><p>развитие и применение законодательства Российской Федерации с учетом влияния климатического фактора на соответствующие отрасли экономики и население;</p><p>разработку и применение мер по адаптации к последствиям изменения климата для экономики и общества;</p><p>развитие экономических институтов и финансовых механизмов, включая системы налогообложения и финансового стимулирования, способствующих технологическому перевооружению предприятий, замене устаревшего оборудования, внедрению технологий с потенциалом снижения выбросов парниковых газов, включая энергоэффективные и энергосберегающие технологии, технологии снижения выбросов парниковых газов предприятиями топливно-энергетического комплекса, транспорта, металлургической, химической и других отраслей промышленности, а также активизацию использования возобновляемых источников энергии;</p><p>разработку законодательного акта, регулирующего вопросы инвентаризации выбросов парниковых газов в атмосферу;</p><p>ведение системы учета (российского регистра) источников выбросов и поглощения парниковых газов (включая леса, болота и сельскохозяйственные угодья), а также данных инвентаризации (кадастра) антропогенных выбросов парниковых газов и их абсорбции поглотителями;</p><p>разработку и реализацию мер по организации и функционированию системы экологического просвещения и образования;</p><p>подготовку и публикацию на регулярной основе национального доклада об изменениях климата и его последствиях для Российской Федерации.</p><p>42. При разработке региональных и муниципальных программ устойчивого развития необходимо обеспечить решение следующих задач, связанных с изменениями климата:</p><p>развитие и применение законодательства субъектов Российской Федерации с учетом влияния климатического фактора на развитие территорий, отраслей экономики и социальной сферы;</p><p>разработка и реализация мер по адаптации к изменениям климата, включая учет фактора изменения климата в среднесрочных и долгосрочных планах социально-экономического развития регионов и муниципальных образований, а также соответствующих секторов хозяйственной деятельности;</p><p>разработка и внедрение региональных систем эффективного реагирования на опасные погодно-климатические явления;</p><p>реализация законодательного акта, регулирующего вопросы инвентаризации выбросов в атмосферу парниковых газов;</p><p>реализация мер по смягчению антропогенного воздействия на климат, включая внедрение технологий, способствующих уменьшению выбросов парниковых газов в атмосферу, а также технологий абсорбции парниковых газов.</p><p>43. На микроэкономическом уровне решение задач по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат на производстве и в сфере услуг осуществляется предприятиями, в быту - домашними хозяйствами путем:</p><p>повышения эффективности производства и потребления тепловой и электрической энергии;</p><p>повышения топливной экономичности транспортных средств;</p><p>развития энергосбережения на объектах производственного и инфраструктурного назначения, включая снижение потерь энергии и энергоносителей при транспортировке;</p><p>повышения энергоэффективности зданий и развития энергосбережения в быту;</p><p>использования погодно-климатических прогнозов для повышения энергоэффективности при реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;</p><p>увеличения доли альтернативных (в том числе неуглеродных) источников в производстве энергии;</p><p>рационального использования лесов и сельскохозяйственных земель.</p><p>44. Учитывая возможность конфликта интересов субъектов политики в области климата, профессиональным и иным общественным организациям (объединениям) и средствам массовой информации принадлежит важная роль в предотвращении обострения таких конфликтов и возникновения социальной напряженности, недопущении коррупционного лоббирования интересов отдельных заинтересованных групп. С этой целью предусматривается осуществлять обсуждение заинтересованными сторонами путей решения проблем изменений климата и их последствий для государства, общества и экономики.</p><p>Реализация политики в области климата предполагает разработку на ее основе федеральных, региональных и отраслевых программ и планов действий.</p><p> </p><p> </p><h4>_____________</h4></div>