Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 224-ФЗ

pravo.gov.ru

О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Показать предыдущую страницу документа
<div><p>к организованным торгам, сделки на которых заключаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;</p><p>4) выставление за счет или в интересах одного лица заявок, в результате которого на организованных торгах одновременно появляются две и более заявки противоположной направленности, в которых цена покупки финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара выше цены либо равна цене продажи такого же финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в случае, если на основании указанных заявок совершены операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших такие заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы такие заявки, не раскрывается другим участникам торгов;</p><p>5) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах сделок за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых их цена существенно отклонилась от уровня, который сформировался бы без таких сделок, в целях последующего совершения за счет или в интересах того же или иного лица противоположных сделок по таким ценам и последующее совершение таких противоположных сделок;</p><p>6) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах за счет или в интересах одного лица сделок в целях введения в заблуждение относительно цены финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых цена финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара поддерживалась на уровне, существенно отличающемся от уровня, который сформировался бы без таких сделок;</p><p>7) неоднократное неисполнение обязательств по операциям, совершенным на организованных торгах без намерения их исполнения, с одними и теми же финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, в результате чего цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Указанные действия не признаются манипулированием рынком, если обязательства по указанным операциям были прекращены по основаниям, предусмотренным правилами организованных торгов и (или) правилами клиринга; (В редакции  Федерального закона от 10.07.2023 № 315-ФЗ)</p><p>8) действия, исчерпывающий перечень которых определяется нормативным актом Банка России в целях реализации функций, предусмотренных статьей 13 настоящего Федерального закона. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 03.08.2018 № 310-ФЗ)</p><p>2. Критерии существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по сравнению с уровнем цены, спроса, предложения или объема торгов такими финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, который сформировался бы без учета действий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливаются в зависимости от вида, ликвидности и (или) рыночной стоимости финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара организатором торговли на основании методических рекомендаций Банка России. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)</p><p>3. Не являются манипулированием рынком действия, определенные пунктами 3 - 5 части 1 настоящей статьи, которые направлены: (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)</p><p>1) на поддержание цен или спроса на ценные бумаги в связи с размещением и обращением ценных бумаг и осуществляются участниками торгов в соответствии с договором с эмитентом или лицом, обязанным по ценным бумагам;  (В редакции  федеральных законов от 28.07.2012 № 145-ФЗ, от 14.07.2022 № 330-ФЗ)</p><p>2) на поддержание цен в связи с осуществлением выкупа, приобретения акций, погашения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов в случаях, установленных федеральными законами;</p><p>3) на поддержание цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром и осуществляются участниками торгов в соответствии с договором, одной из сторон которого является организатор торговли;</p><p>4) на приобретение за счет и в интересах публичного общества его акций, допущенных к торговле на организованных торгах, осуществляемое в соответствии со статьей 721 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах". (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 07.10.2022 № 381-ФЗ)</p><p>31. Не являются манипулированием рынком действия клиента участника торгов, в том числе подача поручения (распоряжения) на совершение участником торгов действий, определенных пунктами 3 - 5 части 1 настоящей статьи, если такие действия клиента участника торгов, а также участника торгов, совершенные по поручению (распоряжению) клиента, направлены на поддержание цен или спроса на ценные бумаги в связи с размещением и обращением ценных бумаг и осуществляются в соответствии с договором, сторонами которого являются эмитент или лицо, обязанное по ценным бумагам, и участник торгов. Сторонами по данному договору также могут быть организатор торговли и (или) клиент участника торгов. Если клиент участника торгов не является стороной данного договора, в нем должно быть указано, за счет какого клиента действует участник торгов. (Дополнение частью - Федеральный закон от 14.07.2022 № 330-ФЗ)</p><p>4. Порядок и условия поддержания цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром в соответствии с частями 3 и 31 настоящей статьи устанавливаются нормативными актами Банка России. Банк России вправе установить требования к осуществляющим указанное поддержание участникам торгов и (или) клиентам участников торгов. (В редакции  Федерального закона от 14.07.2022 № 330-ФЗ)</p><p> </p><p>Глава 2. Меры по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком. Раскрытие или предоставление инсайдерской информации</p><p> </p><p>Статья 6. Ограничения на использование инсайдерской информации и (или) манипулирование рынком</p><p> </p><p>1. Запрещается использование инсайдерской информации:</p><p>1) для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которых касается инсайдерская информация, за свой счет или за счет третьего лица, за исключением совершения операций в рамках исполнения обязательства по покупке или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, срок исполнения которого наступил, если такое обязательство возникло в результате операции, совершенной до того, как лицу стала известна инсайдерская информация;</p><p>2) путем передачи ее другому лицу, за исключением случаев передачи этой информации лицу, включенному в список инсайдеров, в связи с исполнением обязанностей, установленных федеральными законами, либо в связи с исполнением трудовых обязанностей или исполнением договора;</p><p>3) путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.</p><p>2. Запрещается осуществлять действия, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к манипулированию рынком.</p><p>3. Передача инсайдерской информации для ее опубликования редакции средства массовой информации, ее главному редактору, журналисту и иному ее работнику, а также ее опубликование в средстве массовой информации не являются нарушением запрета, установленного пунктом 2 части 1 настоящей статьи. При этом передача такой информации для ее опубликования или ее опубликование не освобождают от ответственности за незаконное получение, использование, разглашение сведений, составляющих государственную, налоговую, коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну, и от соблюдения обязанности по раскрытию или предоставлению инсайдерской информации.</p><p> </p><p>Статья 7. Последствия неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком</p><p>(Наименование в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)</p><p> </p><p>1. Любое лицо, неправомерно использовавшее инсайдерскую информацию и (или) осуществившее манипулирование рынком, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.</p><p>2. Любое лицо, распространившее ложные сведения, не несет ответственности за манипулирование рынком, если оно не знало и не должно было знать, что распространенные сведения являются ложными. (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)</p><p>21. Любое лицо, использовавшее инсайдерскую информацию, не несет ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации, если оно не знало и не должно было знать, что такая информация является инсайдерской. При этом эмитенты, их должностные лица и работники не несут ответственности за отсутствие в собственных перечнях инсайдерской информации информации, не включенной в перечень инсайдерской информации эмитентов, утвержденный нормативным актом Банка России в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона. (Дополнение частью  - Федеральный закон от 03.08.2018 № 310-ФЗ)</p><p>3. Редакция средства массовой информации, через которое распространены заведомо ложные сведения, ее главный редактор, журналисты и иные работники не могут быть привлечены к ответственности за манипулирование рынком при наличии хотя бы одного из следующих условий:</p><p>1) если указанные сведения являются дословным воспроизведением высказываний, интервью, заявлений физических лиц, сообщений или заявлений юридических лиц и такие лица могут быть установлены из содержания продукции средства массовой информации;</p><p>2) если указанные сведения являются дословным воспроизведением информации, содержащейся в уже распространенной продукции иного средства массовой информации, которое может быть установлено из содержания распространенных сведений.</p><p>4. Юридические лица, осуществляющие производство, выпуск или распространение продукции средства массовой информации, привлекаются к административной и (или) гражданско-правовой ответственности за действия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в одном из следующих случаев:</p><p>1) если указанные в абзаце первом настоящей части юридические лица извлекли доход или избежали убытков в результате совершения операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром на основании указанной информации;</p><p>2) если указанные в абзаце первом настоящей части юридические лица распространили заведомо ложные сведения на условиях встречного предоставления им денежных средств либо получения ими иной имущественной выгоды;</p><p>3) если указанные в абзаце первом настоящей части юридические лица отказались представить в Банк России сведения об источнике распространенных заведомо ложных сведений. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)</p><p>5. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, совершившие операции, сопровождающиеся неправомерным использованием инсайдерской информации и (или) являющиеся манипулированием рынком, не несут ответственности, если указанные операции совершены по поручению (распоряжению) другого лица. Ответственность в данном случае несет лицо, давшее соответствующее поручение (распоряжение).</p><p>6. Приостановление действия или аннулирование (отзыв) лицензии на осуществление дилерской, брокерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, лицензии на осуществление банковских операций, за операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, совершенные от имени юридических лиц, имеющих указанные лицензии, их работниками, если такие операции сопровождались неправомерным использованием инсайдерской информации и (или) являлись манипулированием рынком, может применяться только в случае, если указанные юридические лица не докажут, что они приняли все необходимые меры для предотвращения соответствующих нарушений. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 327-ФЗ)</p><p>7. Лица, которым в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком причинены убытки, вправе требовать их возмещение от лиц, в результате действий которых были причинены такие убытки.</p><p>8. Совершение операций, сопровождающихся использованием инсайдерской информации и (или) являющихся манипулированием рынком, не является основанием для признания их недействительными.</p><p> </p><p>Статья 8. Раскрытие или предоставление инсайдерской информации</p><p> </p><p>1. Порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации, перечень которой утверждается нормативным актом Банка России, устанавливаются нормативными актами Банка России, если настоящий Федеральный закон не предусматривает иной порядок раскрытия такой информации. (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)</p><p>11. Порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации (отдельных видов инсайдерской информации) эмитентов, не включенной в утвержденный Банком России перечень инсайдерской информации, утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) эмитента, а в случае отсутствия совета директоров (наблюдательного совета) лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента. На раскрытие или предоставление такой информации не распространяются порядок и сроки раскрытия или предоставления инсайдерской информации, установленные нормативными актами Банка России. (Дополнение частью - Федеральный закон от 03.08.2018 № 310-ФЗ)</p><p>12. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, в которых инсайдерская информация может раскрываться в ограниченных составе и (или) объеме, перечень указанной информации, перечень инсайдерской информации, которая может не раскрываться, а также лиц, инсайдерская информация о которых может не раскрываться. В случае, если инсайдер раскрывает в ограниченных составе и (или) объеме инсайдерскую информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, он обязан направить в Банк России уведомление, содержащее инсайдерскую информацию, которая не раскрывается, в форме электронного документа в сроки, установленные для ее раскрытия. Форма (формат) указанного уведомления и порядок его направления устанавливаются нормативными актами Банка России. (Дополнение частью - Федеральный закон от 03.08.2018 № 310-ФЗ) (В редакции  Федерального закона от 04.08.2023 № 456-ФЗ)</p><p>13. Документы, полученные Банком России в соответствии с частью 12 настоящей статьи, в том числе содержащие информацию, в отношении которой установлены требования, обеспечивающие ее конфиденциальность, предоставляются Банком России Министерству финансов Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации по их мотивированным запросам в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с применением организационных и технических мер, сертифицированных средств криптографической защиты информации, обеспечивающих конфиденциальность информации, согласованных федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, путем предоставления доступа к личному кабинету, ведение которого осуществляется Банком России в установленном им порядке. Предоставление Банком России инсайдерской информации Министерству финансов Российской Федерации,Счетной палате Российской Федерации в соответствии с настоящей частью не является нарушением запрета, установленного пунктом 2 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. (Дополнение частью - Федеральный закон от 04.08.2023 № 456-ФЗ) (В редакции  Федерального закона от 25.12.2023 № 631-ФЗ)</p><p>2. Органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, Банк России обязаны раскрывать или предоставлять инсайдерскую информацию на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее следующего рабочего дня с момента ее появления (возникновения), если иной порядок и сроки раскрытия или предоставления такой информации не установлены федеральными законами или нормативными актами Банка России.  (В редакции федеральных законов от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 03.08.2018 № 310-ФЗ)</p><p>3. В случае, если после раскрытия или предоставления инсайдерской информации сведения, входящие в состав указанной информации, изменяются, информация об этом должна быть в том же порядке раскрыта или предоставлена не позднее следующего рабочего дня после того, как о таких изменениях стало или должно было стать известно.</p><p> </p><p>Статья 9. Требования по ведению и передаче списка инсайдеров</p><p> </p><p>1. Юридические лица, указанные в пунктах 1, 3 - 8, 11 и 12 статьи 4 настоящего Федерального закона, органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, Банк России обязаны: (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)</p><p>1) вести список инсайдеров;</p><p>2) уведомлять в порядке, установленном нормативным актом Банка России, лиц, включенных в список инсайдеров, об их включении в такой список и исключении из него, информировать указанных лиц о требованиях настоящего Федерального закона; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)</p><p>3) передавать организатору торговли, через которого совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, по его требованию в порядке, установленном нормативным актом Банка России, список инсайдеров. Действие настоящего пункта не распространяется на органы, организации и лиц, которые указаны в пунктах 8 и 9 статьи 4 настоящего Федерального закона; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)</p><p>4) передавать список инсайдеров в Банк России по его требованию. Действие настоящего пункта не распространяется на Банк России. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)</p><p>2. В список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 1 и 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, включаются лица, указанные в пунктах 5, 7 и 11 - 13 статьи 4 настоящего Федерального закона. (В редакции  федеральных законов от 03.08.2018 № 310-ФЗ, от 10.07.2023 № 315-ФЗ)</p><p>21. В список инсайдеров юридических лиц, указанных в пункте 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, включаются лица, указанные в пунктах 5, 7, 11 и 13 статьи 4 настоящего Федерального закона. (Дополнение частью - Федеральный закон от 10.07.2023 № 315-ФЗ)</p><p>3. В список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 5 - 8, 11 и 12 статьи 4 настоящего Федерального закона, включаются лица, указанные в пунктах 7 и 13 статьи 4 настоящего Федерального закона. В список инсайдеров юридических лиц, указанных в пункте 5 статьи 4 настоящего Федерального закона, также включаются лица, указанные в пункте 5 статьи 4 настоящего Федерального закона, при наличии в заключенных с лицами, указанными в пунктах 1, 3, 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, договорах права п</p></div>
Показать следующую страницу документа