Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ

pravo.gov.ru

О Следственном комитете Российской Федерации
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><p> </p><h4>О Следственном комитете Российской Федерации</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                               22 декабря 2010 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                                    24 декабря 2010 года</p><p> </p><h4>(В редакции федеральных законов от 19.07.2011 № 247-ФЗ, от 08.11.2011 № 309-ФЗ, от 21.11.2011 № 329-ФЗ, от 03.12.2012 № 231-ФЗ, от 11.02.2013 № 6-ФЗ, от 07.05.2013 № 102-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 03.02.2014 № 7-ФЗ, от 04.06.2014 № 145-ФЗ, от 22.12.2014 № 431-ФЗ, от 22.12.2014 № 439-ФЗ, от 05.10.2015 № 285-ФЗ, от 30.12.2015 № 435-ФЗ, от 28.12.2016 № 504-ФЗ, от 28.12.2016 № 505-ФЗ, от 01.07.2017 № 132-ФЗ, от 29.07.2017 № 238-ФЗ, от 29.07.2017 № 246-ФЗ, от 20.12.2017 № 406-ФЗ, от 31.12.2017 № 492-ФЗ, от 03.08.2018 № 307-ФЗ, от 30.10.2018 № 374-ФЗ, от 27.12.2018 № 506-ФЗ, от 27.12.2018 № 536-ФЗ, от 26.07.2019 № 224-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ, от 16.12.2019 № 432-ФЗ, от 27.12.2019 № 487-ФЗ, от 27.12.2019 № 516-ФЗ, от 31.07.2020 № 288-ФЗ, от 27.10.2020 № 353-ФЗ, от 30.12.2020 № 517-ФЗ, от 30.04.2021 № 116-ФЗ, от 30.04.2021 № 117-ФЗ, от 01.07.2021 № 242-ФЗ, от 30.12.2021 № 461-ФЗ, от 25.02.2022 № 24-ФЗ, от 01.04.2022 № 88-ФЗ, от 20.10.2022 № 399-ФЗ, от 05.12.2022 № 498-ФЗ, от 29.12.2022 № 581-ФЗ, от 29.12.2022 № 592-ФЗ, от 29.12.2022 № 621-ФЗ, от 03.04.2023 № 97-ФЗ, от 13.06.2023 № 253-ФЗ, от 13.06.2023 № 258-ФЗ, от 10.07.2023 № 286-ФЗ, от 02.11.2023 № 521-ФЗ, от 27.11.2023 № 560-ФЗ, от 12.12.2023 № 594-ФЗ)</h4><p> </p><p>Глава 1. Общие положения</p><p> </p><p>Статья 1. Следственный комитет Российской Федерации</p><p> </p><p>1. Следственный комитет Российской Федерации (далее также - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.</p><p>2. Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.</p><p>3. Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете Российской Федерации, перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета. (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 506-ФЗ)</p><p>4. Основными задачами Следственного комитета являются:</p><p>1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;</p><p>2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования и судебной экспертизы, а также защита прав и свобод человека и гражданина; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)</p><p>3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;</p><p>31) организация и производство в судебно-экспертном учреждении Следственного комитета судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 26.07.2019 № 224-ФЗ)</p><p>4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;</p><p>5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;</p><p>6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;</p><p>7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;</p><p>8) определение порядка формирования и предоставления статистических отчетов и отчетности о деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета, процессуальном контроле. (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 487-ФЗ)</p><p>5. Полномочия Следственного комитета и организация его деятельности определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.</p><p>6. Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами.</p><p>7. Следственный комитет имеет официальные символы, учреждаемые Президентом Российской Федерации.</p><p>8. Следственный комитет выпускает специальные издания.</p><p> </p><p>Статья 2. Правовая основа деятельности Следственного комитета</p><p> </p><p>Правовой основой деятельности Следственного комитета являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, Положение о Следственном комитете Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 3. Международное сотрудничество</p><p> </p><p>Следственный комитет в пределах своих полномочий взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, заключает соглашения, сотрудничает с международными организациями в соответствии с международными договорами и участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности.</p><p> </p><p>Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе</p><p> </p><p>Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:</p><p>1) следственные органы Следственного комитета - центральный аппарат Следственного комитета и подразделения центрального аппарата (в том числе по федеральным округам); главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета;</p><p>2) учреждения Следственного комитета - судебно-экспертное учреждение, научные и образовательные организации Следственного комитета, а также иные организации, создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета; (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 26.07.2019 № 224-ФЗ)</p><p>3) руководители следственных органов Следственного комитета - Председатель Следственного комитета Российской Федерации (далее - Председатель Следственного комитета), заместители Председателя Следственного комитета Российской Федерации (далее - заместитель Председателя Следственного комитета), руководители подразделений центрального аппарата Следственного комитета, их первые заместители и заместители, руководители главных следственных управлений, следственных управлений, следственных отделов и следственных отделений, их первые заместители и заместители, руководители подразделений аппаратов главных следственных управлений, следственных управлений, следственных отделов и их заместители;</p><p>4) следователь - следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации, следователь-криминалист, старший следователь-криминалист; (В редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 504-ФЗ)</p><p>5) сотрудники Следственного комитета (далее также - сотрудники) - руководители следственных органов Следственного комитета, следователи, а также другие должностные лица Следственного комитета, имеющие специальные или воинские звания либо замещающие должности, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий.</p><p> </p><p>Статья 5. Принципы деятельности Следственного комитета</p><p> </p><p>1. Следственный комитет является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета.</p><p>11. Судебно-экспертное учреждение Следственного комитета действует независимо от следственных органов Следственного комитета. Сотрудники и руководители судебно-экспертного учреждения Следственного комитета не могут быть наделены полномочиями следователей и руководителей следственных органов Следственного комитета. (Дополнение частью - Федеральный закон от 26.07.2019 № 224-ФЗ)</p><p>2. Следственные органы и учреждения Следственного комитета:</p><p>1) осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством Российской Федерации;</p><p>2) действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;</p><p>3) информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также население о результатах следственной деятельности.</p><p>3. Следственный комитет, Главное военное следственное управление, главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе подразделения указанных управлений по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета и учреждения Следственного комитета являются юридическими лицами. Следственный комитет, указанные следственные органы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета и учреждения Следственного комитета имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием.</p><p>4. Сотрудники Следственного комитета не могут являться членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в следственных органах и учреждениях Следственного комитета запрещаются. Сотрудники Следственного комитета в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и иных общественных объединений.</p><p>5. Сотрудники Следственного комитета не вправе совмещать свою основную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Сотрудники Следственного комитета не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их филиалов, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 6. Недопустимость вмешательства в деятельность Следственного комитета</p><p> </p><p>1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на сотрудника Следственного комитета в целях оказания влияния на принимаемое им процессуальное решение или воспрепятствования в какой-либо форме его процессуальной деятельности влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.</p><p>2. Сотрудники Следственного комитета не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дела и материалы Следственного комитета, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, предоставляются для ознакомления в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.</p><p>3. Данные проверок и предварительного расследования, проводимых Следственным комитетом, могут быть преданы гласности лишь с разрешения сотрудника Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 7. Обязательность исполнения требований сотрудников Следственного комитета</p><p> </p><p>1. Сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на него уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе:</p><p>1) беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки находящегося у него в производстве сообщения о преступлении или расследования уголовного дела;</p><p>2) входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки при пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление;</p><p>3) требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций, указанных в пункте 1 настоящей части, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших в ходе проверки сообщения о преступлении и проведения предварительного расследования вопросов; требовать от должностных лиц соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций производства в этих целях документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов;</p><p>4) вызывать должностных и иных лиц для объяснений и производства следственных действий при осуществлении досудебного производства.</p><p>2. Требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета, предъявленные (направленные, данные) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществлении других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок.</p><p>3. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые для осуществления возложенных на следственные органы и учреждения Следственного комитета полномочий, предоставляются по требованию сотрудника Следственного комитета безвозмездно.</p><p>4. Неисполнение законных требований сотрудника Следственного комитета или уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 8. Участие руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя в заседаниях органов государственной власти, органов местного самоуправления и в рассмотрении представлений</p><p> </p><p>1. Председатель Следственного комитета, его заместители и по их поручению другие сотрудники Следственного комитета вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном регламентами или иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок деятельности указанных органов.</p><p>2. Руководители следственных органов Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, приравненные к ним руководители следственных органов Следственного комитета, их заместители и по их поручению другие сотрудники Следственного комитета вправе присутствовать на заседаниях законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном регламентами или иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок деятельности указанных органов.</p><p>3. Руководители следственных органов Следственного комитета, их заместители или по их поручению другие сотрудники Следственного комитета, а также следователи вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и рассмотрении иной информации следственных органов Следственного комитета. В течение одного месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и о результатах должно быть сообщено в письменной форме руководителю следственного органа Следственного комитета.</p><p> </p><p>Статья 9. Участие Следственного комитета в координации деятельности по обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью</p><p> </p><p>1. Руководители следственных органов Следственного комитета или по их поручению другие сотрудники Следственного комитета вправе участвовать в координационных совещаниях по вопросам борьбы с преступностью, координационных совещаниях по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации, рабочих группах, представлять необходимую статистическую и иную информацию в целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.</p><p>2. Следственный комитет при раскрытии и расследовании преступлений взаимодействует с правоохранительными органами, органами предварительного расследования и органами дознания.</p><p> </p><p>Статья 10. Участие Следственного комитета в правотворческой деятельности</p><p> </p><p>1. Следственный комитет разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.</p><p>2. Руководитель следственного органа Следственного комитета вправе разрабатывать предложения о совершенств</p></div>
Показать следующую страницу документа