Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Банк документов /
<div><p>анов закрытия пунктов захоронения радиоактивных отходов.</p><p>2. Федеральные нормы и правила, регулирующие обращение с радиоактивными отходами, разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие в порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и положениями настоящего Федерального закона.</p><p> </p><p>Статья 9. Собственность на радиоактивные отходы и пункты хранения радиоактивных отходов</p><p> </p><p>1. Радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, а также образовавшиеся до дня вступления в силу настоящего Федерального закона иные радиоактивные отходы находятся в федеральной собственности. Радиоактивные отходы, образовавшиеся со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (за исключением радиоактивных отходов, содержащих ядерные материалы, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности), находятся в собственности организации, в результате деятельности которой они образовались.</p><p>2. Пункты захоронения радиоактивных отходов могут находиться в федеральной собственности или в собственности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".</p><p>3. Пункты долговременного хранения радиоактивных отходов, пункты временного хранения радиоактивных отходов, пункты размещения особых радиоактивных отходов и пункты консервации особых радиоактивных отходов могут находиться в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц.</p><p>4. В состав имущества пункта хранения радиоактивных отходов как имущественного комплекса входит имущество, необходимое для обеспечения его безопасного функционирования, в том числе земельные участки, здания, сооружения, оборудование, права пользования участками недр, водными объектами и иными природными объектами.</p><p>5. Собственники радиоактивных отходов, собственники пунктов хранения радиоактивных отходов обязаны обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами, безопасные эксплуатацию, вывод из эксплуатации, закрытие пунктов хранения радиоактивных отходов.</p><p> </p><p>Глава 2. Единая государственная система обращения с радиоактивными отходами</p><p> </p><p>Статья 10. Цель создания, принципы функционирования и состав единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами</p><p> </p><p>1. Единая государственная система обращения с радиоактивными отходами создается в целях организации и обеспечения безопасного и экономически эффективного обращения с радиоактивными отходами, в том числе их захоронения.</p><p>2. Единая государственная система обращения с радиоактивными отходами представляет собой совокупность субъектов, осуществляющих деятельность в области обращения с радиоактивными отходами, объектов инфраструктуры по обращению с радиоактивными отходами, а также установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к обращению с радиоактивными отходами.</p><p>3. Основными принципами функционирования единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами являются:</p><p>1) приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений, окружающей среды от негативного воздействия радиоактивных отходов;</p><p>2) запрет на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации радиоактивных отходов в целях их хранения, переработки и захоронения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 31 настоящего Федерального закона;</p><p>3) ответственность организаций, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, за обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами вплоть до их передачи национальному оператору;</p><p>4) финансовое обеспечение деятельности по обращению с радиоактивными отходами, в том числе их захоронению, за счет средств организаций, в результате осуществления деятельности которых образуются такие радиоактивные отходы;</p><p>5) учет взаимозависимости стадии образования радиоактивных отходов и стадий обращения с ними;</p><p>6) доступность для граждан и общественных объединений информации, связанной с обеспечением безопасности и предотвращением аварий при обращении с радиоактивными отходами, а также иной информации об обращении с радиоактивными отходами, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную тайну.</p><p> </p><p>Статья 11. Создание единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами</p><p> </p><p>1. Создание единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами включает в себя следующие этапы:</p><p>1) разработка нормативной и организационной основ такой системы обращения с радиоактивными отходами, первичная регистрация радиоактивных отходов и мест их размещения;</p><p>2) создание системы захоронения низкоактивных и среднеактивных радиоактивных отходов;</p><p>3) создание системы захоронения высокоактивных радиоактивных отходов, перевод пунктов размещения особых радиоактивных отходов в пункты консервации особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов в пункты захоронения радиоактивных отходов.</p><p>2. Порядок и сроки создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами устанавливаются Правительством Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 12. Требования к захоронению радиоактивных отходов</p><p> </p><p>1. Радиоактивные отходы, за исключением короткоживущих радиоактивных отходов, удельная активность которых в результате распада радионуклидов за время хранения может быть снижена до уровня, при котором такие отходы перестают быть радиоактивными отходами, подлежат обязательному захоронению в пунктах захоронения радиоактивных отходов.</p><p>2. Захоронение твердых высокоактивных долгоживущих и твердых среднеактивных долгоживущих радиоактивных отходов осуществляется в пунктах глубинного захоронения радиоактивных отходов, обеспечивающих локализацию таких отходов в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I "О недрах".</p><p>3. Захоронение твердых низкоактивных радиоактивных отходов и твердых среднеактивных короткоживущих радиоактивных отходов может осуществляться в пунктах приповерхностного захоронения радиоактивных отходов.</p><p>4. Захоронение радиоактивных отходов, образующихся при добыче и переработке урановых руд, и твердых очень низкоактивных радиоактивных отходов может осуществляться без их кондиционирования в пунктах приповерхностного захоронения радиоактивных отходов.</p><p> </p><p>Статья 13. Требования к обеспечению безопасности пунктов захоронения радиоактивных отходов</p><p> </p><p>1. Пункты захоронения радиоактивных отходов относятся к объектам использования атомной энергии федерального или межрегионального значения.</p><p>2. Выполнение работ по сооружению и эксплуатации пунктов глубинного захоронения радиоактивных отходов, закрытию таких пунктов захоронения осуществляется при наличии лицензии на пользование недрами, выданной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, и разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.</p><p>3. Требования к обеспечению безопасности при размещении, сооружении, эксплуатации и закрытии пунктов захоронения радиоактивных отходов определяются соответствующими техническими регламентами, законодательством в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами.</p><p>4. Проектом пункта захоронения радиоактивных отходов должен быть предусмотрен периодический радиационный контроль на территории размещения такого пункта захоронения после его закрытия.</p><p>5. После закрытия пункта захоронения радиоактивных отходов и истечения периода потенциальной опасности размещенных в нем радиоактивных отходов орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами по согласованию с органами государственного регулирования безопасности принимает решения о прекращении периодического радиационного контроля на территории размещения такого пункта захоронения и о внесении соответствующих изменений в кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов.</p><p> </p><p>Статья 14. Требования к организациям, осуществляющим обращение с радиоактивными отходами</p><p> </p><p>1. Обращение с радиоактивными отходами могут осуществлять организации, имеющие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.</p><p>2. Оказание национальному оператору услуг по хранению радиоактивных отходов, приведенных в соответствие с критериями приемлемости, услуг по эксплуатации и закрытию пунктов захоронения радиоактивных отходов осуществляют специализированные организации.</p><p>3. Стоимость услуг специализированных организаций по хранению радиоактивных отходов, приведенных в соответствие с критериями приемлемости, определяется исходя из тарифов, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на установление тарифов на захоронение радиоактивных отходов.</p><p> </p><p>Статья 15. Государственный учет и контроль радиоактивных отходов</p><p> </p><p>1. Государственный учет и контроль радиоактивных отходов являются частью системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.</p><p>2. Системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов предусматриваются государственный учет и контроль всех радиоактивных отходов, находящихся на территории Российской Федерации, в том числе регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов.</p><p>3. Государственный учет и контроль радиоактивных отходов, в том числе регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, осуществляются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 16. Требования к регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов</p><p> </p><p>1. Регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов осуществляется в целях сбора и сохранения необходимых для функционирования единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами сведений о радиоактивных отходах, об их количестве и характеристиках, о пунктах хранения радиоактивных отходов и субъектах права собственности на такие пункты.</p><p>2. Регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов включает в себя ведение реестра радиоактивных отходов и кадастра пунктов хранения радиоактивных отходов.</p><p>3. В реестр радиоактивных отходов вносятся документированные сведения о переданных национальному оператору радиоактивных отходах и полученные в результате первичной регистрации радиоактивных отходов и мест их размещения сведения о радиоактивных отходах, находящихся в пунктах хранения радиоактивных отходов.</p><p>4. В кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов вносятся документированные сведения о пунктах захоронения радиоактивных отходов, пунктах долговременного хранения радиоактивных отходов, пунктах размещения особых радиоактивных отходов, пунктах консервации особых радиоактивных отходов, субъектах права собственности на такие пункты хранения, характеристиках радиоактивных отходов, размещенных в таких пунктах хранения.</p><p>5. На приведенные в соответствие с критериями приемлемости радиоактивные отходы составляется паспорт. Паспорт радиоактивных отходов составляется на каждую упаковку радиоактивных отходов организацией, осуществившей кондиционирование радиоактивных отходов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Требования к паспорту радиоактивных отходов устанавливаются федеральными нормами и правилами.</p><p>6. Реестр радиоактивных отходов, кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов и паспорта радиоактивных отходов подлежат бессрочному хранению.</p><p>7. Хранение реестра радиоактивных отходов, кадастра пунктов хранения радиоактивных отходов и паспортов радиоактивных отходов осуществляется в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 17. Проведение радиационного контроля при обращении с радиоактивными отходами</p><p> </p><p>1. Радиационный контроль при обращении с радиоактивными отходами проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.</p><p>2. Организация, эксплуатирующая пункт захоронения радиоактивных отходов, проводит радиационный контроль в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, установленных для такого пункта захоронения, с учетом его последующего закрытия и необходимости проведения периодического радиационного контроля на период потенциальной опасности размещенных в нем радиоактивных отходов.</p><p>3. Требования к проведению периодического радиационного контроля после закрытия пунктов захоронения радиоактивных отходов и порядок его проведения устанавливаются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами по согласованию с органами государственного регулирования безопасности.</p><p> </p><p>Глава 3. Организационно-правовые основы обращения с радиоактивными отходами</p><p> </p><p>Статья 18. Полномочия и функции органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами</p><p> </p><p>Орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами, уполномоченный законодательством Российской Федерации:</p><p>1) осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника находящихся в федеральной собственности пунктов хранения радиоактивных отходов, за исключением их отчуждения;</p><p>2) осуществляет государственный учет и контроль радиоактивных отходов, в том числе регистрацию радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов;</p><p>3) утверждает прогнозируемый объем образования радиоактивных отходов для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, с учетом фактического образования радиоактивных отходов и их передачи на захоронение в предшествующие годы;</p><p>4) осуществляет учет средств, поступающих в специальный резерв от организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, и объема радиоактивных отходов, переданных ими на захоронение;</p><p>5) осуществляет учет средств, поступающих в специальный резерв от национального оператора, и объема радиоактивных отходов, переданных ему на захоронение организациями, не относящимися к организациям, эксплуатирующим особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты;</p><p>6) осуществляет финансирование деятельности по захоронению радиоактивных отходов, образующихся в результате деятельности организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, за счет средств специального резерва, исходя из объема радиоактивных отходов, принятых на захоронение, потребностей развития инфраструктуры по обращению с радиоактивными отходами и обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами;</p><p>7) утверждает сроки промежуточного хранения радиоактивных отходов и объем таких отходов для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты. Для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты и подведомственных федеральным органам исполнительной власти и иным организациям, сроки промежуточного хранения радиоактивных отходов и объем таких отходов утверждаются по согласованию с указанными органами и организациями;</p><p>8) представляет в Правительство Российской Федерации предложение об определении национального оператора;</p><p>9) осуществляет контроль за деятельностью национального оператора;</p><p>10) представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление тарифов на захоронение радиоактивных отходов, предложения о тарифах на захоронение радиоактивных отходов;</p><p>11) определяет по согласованию с органами государственного регулирования безопасности порядок проведения периодического радиационного контроля после закрытия пунктов захоронения радиоактивных отходов;</p><p>12) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам:</p><p>а) проектирования, размещения, сооружения, эксплуатации, вывода из эксплуатации или закрытия имеющих федеральное значение пунктов хранения радиоактивных отходов;</p><p>б) утверждения перечней пунктов захоронения радиоактивных отходов, пунктов долговременного хранения радиоактивных отходов, пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов;</p><p>13) осуществляет деятельность по обеспечению безопасности при обращении с радиоактивными отходами и организации физической защиты пунктов хранения радиоактивных отходов;</p><p>14) обеспечивает разработку технических требований к пунктам захоронения радиоактивных отходов, к технологиям переработки, кондиционирования и хранения радиоактивных отходов;</p><p>15) запрашивает у органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и получает от них информацию, необходимую для формирования и ведения реестра радиоактивных отходов и кадастра пунктов хранения радиоактивных отходов;</p><p>16) осуществляет иные полномочия и функции в области обращения с радиоактивными отходами, определенные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 19. Полномочия и функции органов государственного регулирования безопасности при регулировании обращения с радиоактивными отходами</p><p> </p><p>Органы государственного регулирования безопасности осуществляют следующие полномочия и функции при регулировании обращения с радиоактивными отходами:</p><p>1) разработка, утверждение и введение в действие федеральных норм и правил, регулирующих обращение с радиоактивными отходами;</p><p>2) выдача организациям, осуществляющим обращение с радиоактивными отходами, эксплуатацию, вывод из эксплуатации и закрытие пунктов хранения радиоактивных отходов, разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии и определение условий действия таких разрешений (лицензий);</p><p>3) выдача работникам организаций, осуществляющих обращение с радиоактивными отходами, разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии в соответствии с перечнем должностей, установленным Правительством Российской Федерации;</p><p>4) осуществление надзора при обращении с радиоактивными отходами;</p><p>5) осуществление контроля за выполнением международных обязательств Российской Федерации при обращении с радиоактивными отходами;</p><p>6) осуществление иных установленных законодательством Российской Федерации полномочий и функций.</p><p> </p><p>Статья 20. Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами</p><p> </p><p>1. Национальный оператор определяется решением Правительства Российской Федерации по предложению органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.</p><p>2. Национальный оператор осуществляет следующие виды деятельности:</p><p>1) обеспечивает безопасное обращение с принятыми на захоронение радиоактивными отходами;</p><p>2) обеспечивает эксплуатацию и закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов;</p><p>3) выполняет функции заказчика проектирования и сооружения пунктов захоронения радиоактивных отходов;</p><p>4) подготавливает прогнозы объема захоронения радиоактивных отходов, развития инфраструктуры по обращению с радиоактивными отходами и размещает соответствующую информацию на сайте национального оператора и сайте органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами в сети "Интернет";</p><p>5) техническое и информационное обеспечение государственного учета и контр</p></div>Показать следующую страницу документа