Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ

pravo.gov.ru

О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                              6 июля 2011 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                                   13 июля 2011 года</p><p> </p><h4>(В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 163-ФЗ, от 20.04.2014 № 75-ФЗ, от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 09.03.2016 № 68-ФЗ, от 03.07.2016 № 227-ФЗ, от 06.07.2016 № 374-ФЗ, от 24.04.2020 № 139-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 28.06.2022 № 230-ФЗ, от 25.12.2023 № 666-ФЗ)</h4><p> </p><p>Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона</p><p> </p><p>Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность субъектов топливно-энергетического комплекса. (В редакции  Федерального закона от 28.06.2022 № 230-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе</p><p> </p><p>Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:</p><p>1) акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт или покушение на его совершение, угрожающее безопасному функционированию объекта топливно-энергетического комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, повреждение или уничтожение имущества либо создавшее угрозу наступления таких последствий;</p><p>2) антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта;</p><p>3) безопасность объектов топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства;</p><p>31) зона безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - определяемая в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 9 настоящего Федерального закона часть территории, водного, воздушного пространства вокруг отдельного объекта топливно-энергетического комплекса, в границах которых реализуются меры, направленные на обеспечение особого режима защиты такого объекта от актов незаконного вмешательства; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 24.04.2020 № 139-ФЗ) (В редакции  Федерального закона от 25.12.2023 № 666-ФЗ)</p><p>4) инженерно-технические средства охраны - технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта топливно-энергетического комплекса, предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объект топливно-энергетического комплекса или выявления несанкционированных действий в отношении объекта топливно-энергетического комплекса;</p><p>5) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 28.06.2022 № 230-ФЗ)</p><p>6) критические элементы объекта топливно-энергетического комплекса - потенциально опасные элементы (участки) объекта топливно-энергетического комплекса, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта топливно-энергетического комплекса, его повреждению или к аварии на объекте топливно-энергетического комплекса;</p><p>7) линейные объекты топливно-энергетического комплекса - система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов;</p><p>8) обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;</p><p>9) объекты топливно-энергетического комплекса (далее также - объекты) - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения;</p><p>10) охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса - здания, строения, сооружения, иные объекты топливно-энергетического комплекса, а также прилегающие к ним территории и акватории в пределах границ, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;</p><p>11) паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта;</p><p>12) потенциально опасные объекты (участки) топливно-энергетического комплекса - объекты топливно-энергетического комплекса (территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрыво-, пожароопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями;</p><p>13) субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, а также хозяйственные общества, по отношению к которым указанные юридические лица являются дочерними обществами (далее - субъекты топливно-энергетического комплекса, являющиеся головными организациями); (В редакции  Федерального закона от 28.06.2022 № 230-ФЗ)</p><p>14) требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса. (В редакции  Федерального закона от 28.06.2022 № 230-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 3. Цели и задачи обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса</p><p> </p><p>1. Целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.</p><p>2. Основными задачами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются:</p><p>1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса;</p><p>2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждение таких угроз;</p><p>3) категорирование объектов топливно-энергетического комплекса;</p><p>4) разработка и реализация требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса; (В редакции  Федерального закона от 28.06.2022 № 230-ФЗ)</p><p>5) разработка и реализация мер по созданию системы физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса;</p><p>6) подготовка специалистов в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;</p><p>7) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности; (В редакции  федеральных законов от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 03.07.2016 № 227-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)</p><p>8) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.</p><p> </p><p>Статья 4. Принципы обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса</p><p> </p><p>Основными принципами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются:</p><p>1) законность;</p><p>2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;</p><p>3) взаимная ответственность личности, общества и государства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;</p><p>4) непрерывность;</p><p>5) интеграция в международные системы безопасности;</p><p>6) взаимодействие субъектов топливно-энергетического комплекса, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;</p><p>7) обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.</p><p> </p><p>Статья 5. Категорирование объектов топливно-энергетического комплекса</p><p> </p><p>1. Для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий проводится категорирование объектов. При проведении категорирования объектов учитываются:</p><p>1) информация о том, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным и (или) потенциально опасным объектом;</p><p>2) масштабы возможных социально-экономических последствий в результате совершения на объекте топливно-энергетического комплекса акта незаконного вмешательства;</p><p>3) наличие критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса;</p><p>4) наличие потенциально опасных участков объекта топливно-энергетического комплекса.</p><p>2. Категорирование объектов топливно-энергетического комплекса проводится комиссией по категорированию объектов топливно-энергетического комплекса (далее - комиссия по категорированию) в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. По результатам данного категорирования объекту топливно-энергетического комплекса присваивается высокая, средняя или низкая категория опасности либо категория опасности не присваивается.</p><p>3. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень видов объектов топливно-энергетического комплекса, не подлежащих категорированию.</p><p>4. Порядок работы и состав комиссии по категорированию, исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок и сроки его проведения, а также критерии категорирования объектов топливно-энергетического комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.</p><p>5. Орган, сформированный в субъекте Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации в целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", по представлению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации, утверждает перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию.</p><p>6. Информация об объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена или не присвоена категория опасности, и об объектах топливно-энергетического комплекса, которые не подлежат категорированию, включается в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, или подведомственной ему организацией. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса устанавливается Правительством Российской Федерации.</p><p>(Статья в редакции  Федерального закона от 28.06.2022 № 230-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 6. Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса</p><p> </p><p>1. Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.</p><p>2. Обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов топливно-энергетического комплекса и обеспечивающих их функционирование, осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.</p><p>3. Обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов топливно-энергетического комплекса, но не обеспечивающих их функционирование, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности".</p><p>4. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, могут устанавливаться особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов топливно-энергетического комплекса, от актов незаконного вмешательства.</p><p>5. Объекты топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно подразделениями и (или) организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, определяются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.</p><p>6. В качестве субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектом, которому присвоена высокая категория опасности, может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации.</p><p>7. Федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.</p><p>(Статья в редакции  Федерального закона от 28.06.2022 № 230-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 61. Пресечение функционирования беспилотных аппаратов в целях обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса</p><p> </p><p>В целях обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, работников и (или) лиц, находящихся на этих объектах, подразделения и (или) организации, указанные в части 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, вправе пресекать функционирование беспилотных воздушных, подводных и надводных судов и аппаратов, беспилотных транспортных средств и иных автоматизированных беспилотных комплексов (далее - беспилотные аппараты), в том числе посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными аппаратами, воздействия на пульты управления беспилотных аппаратов, а также повреждения или уничтожения беспилотных аппаратов.</p><p>(Дополнение статьей - Федеральный закон от 25.12.2023 № 666-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 7. Требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса</p><p> </p><p>1. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, которым присвоена категория опасности, обязаны соблюдать установленные Правительством Российской Федерации требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности.</p><p>2. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, которым не присвоена категория опасности, либо объектами, которые не подлежат категорированию, самостоятельно определяют требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности таких объектов.</p><p>3. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, которым присвоена высокая категория опасности, не могут передавать в аренду или иное пользование здания, строения, сооружения, их части, входящие в состав таких объектов топливно-энергетического комплекса, а также земельные участки, на которых размещены указанные объекты топливно-энергетического комплекса, для целей, не связанных с производственной деятельностью, без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок согласования устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.</p><p>4. Субъекты топливно-энергетического комплекса на стадиях проектирования и строительства объектов топливно-энергетического комплекса обязаны принимать меры по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности таких объектов, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.</p><p>(Статья в редакции  Федерального закона от 28.06.2022 № 230-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 8. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса</p><p> </p><p>1. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. (В редакции  Федерального закона от 28.06.2022 № 230-ФЗ)</p><p>2. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов его категорирования в зависимости от степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий, а также на основании оценки системы физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса при угрозах совершения актов незаконного вмешательства согласно требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. (В редакции  Федерального закона от 28.06.2022 № 230-ФЗ)</p><p>3. В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные социально-экономические последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации. (В редакции  Федерального закона от 28.06.2022 № 230-ФЗ)</p><p>4. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации </p></div>
Показать следующую страницу документа