Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 05.06.2012 г. № 50-ФЗ

pravo.gov.ru

О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике

Копия в формате PDF

<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                               18 мая 2012 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                                    30 мая 2012 года</p><p> </p><h4>(В редакции федеральных законов от 18.03.2019 № 41-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 02.07.2021 № 343-ФЗ)</h4><p> </p><p>Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе</p><p> </p><p>Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:</p><p>1) Антарктика - район южнее шестидесятой параллели южной широты, включая все шельфовые ледники;</p><p>2) Договор об Антарктике - Договор об Антарктике, заключенный в городе Вашингтоне 1 декабря 1959 года;</p><p>3) система Договора об Антарктике - Договор об Антарктике, Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, заключенный в городе Мадриде 4 октября 1991 года, Конвенция о сохранении тюленей Антарктики, заключенная в городе Лондоне 1 июня 1972 года, Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, заключенная в городе Канберре 20 мая 1980 года, а также рекомендации, меры и решения консультативных совещаний по Договору об Антарктике и меры по сохранению, принимаемые Комиссией по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, созданной в соответствии с Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики;</p><p>4) деятельность в Антарктике - любая деятельность, осуществляемая российскими гражданами, российскими юридическими лицами в Антарктике и регулируемая международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;</p><p>5) оператор - российский гражданин или российское юридическое лицо, организующие и осуществляющие деятельность в Антарктике, в том числе с участием иностранных граждан, и (или) иностранных юридических лиц, и (или) лиц без гражданства, на основании разрешения на осуществление деятельности в Антарктике (государственный оператор, негосударственный оператор);</p><p>6) государственный оператор - оператор, назначенный Правительством Российской Федерации для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации, в том числе в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации;</p><p>7) негосударственный оператор - оператор, организующий и осуществляющий деятельность в Антарктике в инициативном порядке;</p><p>8) разрешение на осуществление деятельности в Антарктике (далее также - разрешение) - документ, выданный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и устанавливающий требования и условия, в соответствии с которыми может осуществляться деятельность оператора в Антарктике;</p><p>9) наблюдатель - должностное лицо, на которое решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти возложены функции по проведению национальной инспекции; (В редакции Федерального закона от 18.03.2019 № 41-ФЗ)</p><p>10) чрезвычайная экологическая ситуация - инцидент, который оказывает любое значительное и вредное воздействие на окружающую среду Антарктики или создает неотвратимую угрозу такого воздействия;</p><p>11) ответные действия - разумные (целесообразные, практически осуществимые, пропорциональные) меры, которые должны быть предприняты или совершены после возникновения чрезвычайной экологической ситуации в целях предотвращения, минимизации или ограничения масштаба воздействия этой чрезвычайной экологической ситуации и которые с этой целью могут включать в себя очистку территории Антарктики в соответствующих обстоятельствах, а также определение масштаба этой чрезвычайной экологической ситуации и ее воздействия;</p><p>12) национальная инспекция - мероприятие по выявлению нарушений требований и условий, установленных разрешением на осуществление деятельности в Антарктике. (Пункт введен - Федеральный закон от 18.03.2019 № 41-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 2. Правовое регулирование деятельности в Антарктике</p><p> </p><p>1. Отношения, возникающие при осуществлении деятельности в Антарктике российскими гражданами и российскими юридическими лицами, регулируются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права международными договорами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.</p><p>2. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи и не урегулированные международными договорами Российской Федерации, регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.</p><p>3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена - Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 3. Принципы осуществления деятельности в Антарктике</p><p> </p><p>Деятельность в Антарктике осуществляется в соответствии со следующими принципами:</p><p>1) использование Антарктики исключительно в мирных целях;</p><p>2) взаимовыгодное международное сотрудничество в Антарктике;</p><p>3) свобода научных исследований в Антарктике;</p><p>4) охрана окружающей среды Антарктики, а также зависящих от нее и связанных с ней экологических систем.</p><p> </p><p>Статья 4. Государственное регулирование деятельности в Антарктике</p><p> </p><p>Государственное регулирование деятельности в Антарктике включает в себя:</p><p>1) определение и реализацию основных направлений развития деятельности в Антарктике;</p><p>2) назначение государственных операторов и обеспечение их деятельности;</p><p>3) организацию и проведение инспекций в Антарктике, в том числе инспекций расположенных в Антарктике станций, установок и оборудования, а также морских судов и воздушных судов в пунктах разгрузки и погрузки грузов или персонала в Антарктике в соответствии со статьей VII Договора об Антарктике;</p><p>4) регулирование деятельности в Антарктике операторов и проведение национальной инспекции; (В редакции Федерального закона от 18.03.2019 № 41-ФЗ)</p><p>5) установление требований к обеспечению безопасности деятельности в Антарктике, а также к финансовому обеспечению безопасности такой деятельности;</p><p>6) установление ответственности российских граждан и российских юридических лиц за нарушение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении ими деятельности в Антарктике.</p><p> </p><p>Статья 5. Организация деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации</p><p> </p><p>1. Определение основных направлений развития деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации и деятельности федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на обеспечение участия Российской Федерации в деятельности органов и организаций системы Договора об Антарктике, осуществляется Правительством Российской Федерации.</p><p>2. Развитие деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации обеспечивают уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, а также государственные операторы.</p><p>3. На основании предложений уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти Правительство Российской Федерации принимает решения об организации и о проведении инспекций в Антарктике, в том числе инспекций расположенных в Антарктике станций, установок и оборудования, а также морских судов и воздушных судов в пунктах разгрузки и погрузки грузов или персонала в Антарктике в соответствии со статьей VII Договора об Антарктике.</p><p>4. Организацию и проведение научных исследований в Антарктике (в том числе географических, гидрологических, геофизических, геологических, геохимических исследований), мониторинг окружающей среды Антарктики, обеспечение деятельности российских антарктических станций и сезонных полевых баз в форме зимовочных и сезонных экспедиций Российской антарктической экспедиции осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.</p><p>5. В целях организации деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти определяет государственного оператора, обеспечивающего деятельность Российской антарктической экспедиции, в том числе создание и функционирование необходимых для осуществления ее деятельности объектов инфраструктуры Российской антарктической экспедиции (далее - уполномоченный государственный оператор).</p><p>6. Российская антарктическая экспедиция осуществляет деятельность в Антарктике от имени уполномоченного государственного оператора.</p><p>7. Параметры деятельности в Антарктике Российской антарктической экспедиции (в том числе ее численность и транспортное обеспечение) и план мероприятий по обеспечению ее деятельности определяются Правительством Российской Федерации.</p><p>8. Финансирование деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации Российской антарктической экспедиции осуществляется за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период на указанные цели, а также за счет иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.</p><p>9. Объекты инфраструктуры, используемые Российской антарктической экспедицией, должны иметь информационные знаки, которые указывают на принадлежность таких объектов к Российской Федерации и порядок нанесения которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.</p><p>10. Лицам, входящим в состав Российской антарктической экспедиции, включая членов экипажей морских судов и воздушных судов, предоставляются следующие гарантии и компенсации, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера:</p><p>1) районный коэффициент к заработной плате;</p><p>2) процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в Антарктике.</p><p>11. Размер и порядок выплаты районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в Антарктике устанавливаются Правительством Российской Федерации.</p><p>12. Лицам, входящим в состав Российской антарктической экспедиции, включая членов экипажей морских судов и воздушных судов, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью сорок четыре календарных дня.</p><p>13. Лица, входящие в состав Российской антарктической экспедиции, обеспечиваются бесплатным питанием, вещевым довольствием и лекарственными средствами по нормам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.</p><p> </p><p>Статья 6. Разрешение на осуществление деятельности в Антарктике</p><p> </p><p>1. Российские граждане и российские юридические лица, которые планируют осуществлять деятельность в Антарктике, обязаны получить разрешение.</p><p>2. В случае, если российский гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, или российское юридическое лицо планирует осуществлять в Антарктике вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии (разрешения) в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" или другими федеральными законами (далее - лицензируемый вид деятельности), необходимым условием для получения разрешения на осуществление деятельности в Антарктике является наличие лицензии (разрешения) на лицензируемый вид деятельности.</p><p>3. Разрешения выдаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Содержание, порядок выдачи, приостановления, ограничения, возобновления разрешений, прекращения их действия или аннулирования разрешений устанавливаются Правительством Российской Федерации.</p><p>4. Разрешениями также должны предусматриваться следующие требования к осуществлению операторами деятельности в Антарктике и условия ее осуществления:</p><p>1) соблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации;</p><p>2) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 18.03.2019 № 41-ФЗ)</p><p>3) предоставление на безвозмездной основе полученных в результате осуществления деятельности в Антарктике данных и результатов научных исследований уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти.</p><p>5. Порядок проведения национальной инспекции устанавливает Правительство Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 18.03.2019 № 41-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 7. Обеспечение безопасности деятельности в Антарктике</p><p> </p><p>1. Операторы осуществляют обеспечение безопасности своей деятельности в Антарктике и несут ответственность за безопасность своих работников, безопасность других лиц, находящихся в Антарктике на основании заключенных с операторами договоров, в том числе лиц, находящихся в Антарктике в целях туризма, а также за безопасность своей деятельности для окружающей среды Антарктики.</p><p>2. Операторы до начала осуществления деятельности в Антарктике разрабатывают планы действий в чрезвычайных ситуациях, а также осуществляют страхование своей гражданской ответственности или принимают иные меры, обеспечивающие покрытие расходов, связанных с ответными действиями, проведением поисковых, аварийно-спасательных работ, оказанием медицинской помощи и проведением эвакуации.</p><p>3. В целях исключения вредного воздействия на окружающую среду Антарктики и обеспечения безопасности жизни и здоровья работников операторов, а также лиц, находящихся в Антарктике на основании заключенных с операторами договоров, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти утверждает правила обеспечения безопасности деятельности в Антарктике и правила обеспечения безопасности объектов, используемых при осуществлении такой деятельности.</p><p>4. В течение срока действия разрешений операторы обязаны обеспечить регулярный вывоз из Антарктики отходов, образующихся в результате своей деятельности, в соответствии с требованиями, установленными системой Договора об Антарктике.</p><p>5. Имущество, использовавшееся негосударственными операторами для осуществления деятельности в Антарктике, независимо от его состояния, а также отходы, образовавшиеся в результате такой деятельности, подлежат вывозу негосударственными операторами из Антарктики в течение трех лет после окончания срока действия разрешений.</p><p> </p><p>Статья 8. Финансовое обеспечение гражданской ответственности операторов</p><p> </p><p>1. Осуществление негосударственным оператором деятельности в Антарктике допускается только при условии финансового обеспечения, подтвержденного или договором страхования гражданской ответственности негосударственного оператора за причинение вреда третьим лицам (далее - договор страхования гражданской ответственности), или банковской гарантией, предусматривающей надлежащее исполнение обязательств негосударственного оператора в случае причинения вреда третьим лицам (далее - банковская гарантия).</p><p>2. Для целей настоящего Федерального закона под третьими лицами понимаются Российская Федерация и (или) являющееся стороной международных договоров системы Договора об Антарктике иностранное государство, которые при возникновении чрезвычайной экологической ситуации в результате осуществления негосударственным оператором деятельности в Антарктике предприняли или совершили ответные действия и (или) за счет которых предприняты или совершены ответные действия.</p><p>3. Финансовое обеспечение должно гарантировать Российской Федерации, а также каждому являющемуся стороной международных договоров системы Договора об Антарктике иностранному государству выплату денежных средств, которые причитаются или могут причитаться в качестве компенсации стоимости ответных действий. Обязанность по финансовому обеспечению не распространяется на государственного оператора, поскольку гарантом надлежащего исполнения его обязательств в случае причинения вреда третьим лицам является Российская Федерация. Неисполнение негосударственным оператором обязанности по финансовому обеспечению планируемой деятельности в Антарктике является основанием для отказа в выдаче разрешения.</p><p>4. Страховщиком по договору страхования гражданской ответственности может являться страховая организация или иностранная страховая организация, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление страхования гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам (далее - страховщик). (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 343-ФЗ)</p><p>5. Гарантом по банковской гарантии может быть банк, иная кредитная организация, зарегистрированные на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - гарант).</p><p>6. Правила страхования гражданской ответственности, выдачи банковской гарантии устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.</p><p>7. Размер финансового обеспечения определяется договором страхования гражданской ответственности или банковской гарантией в соответствии с требованиями, установленными системой Договора об Антарктике, и не может быть менее чем:</p><p>1) 100 000 расчетных единиц для негосударственных операторов, осуществляющих свою деятельность в Антарктике с использованием морских судов вместимостью не более 2000 тонн, для морских судов вместимостью от 2001 тонны до 30 000 тонн дополнительно к указанной сумме добавляется 40 расчетных единиц за каждую последующую тонну, для морских судов вместимостью от 30 001 тонны до 70 000 тонн - 30 расчетных единиц за каждую последующую тонну, для морских судов вместимостью свыше 70 000 тонн - 20 расчетных единиц за каждую последующую тонну;</p><p>2) 100 000 расчетных единиц для негосударственных операторов, осуществляющих свою деятельность в Антарктике без использования морских судов.</p><p>8. Для целей настоящего Федерального закона под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования. Стоимость российского рубля в единице специального права заимствования исчисляется на дату заключения договора страхования гражданской ответственности или выдачи банковской гарантии в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и расчетов.</p><p>9. Срок действия финансового обеспечения указывается в договоре страхования гражданской ответственности или банковской гарантии.</p><p>10. Срок действия финансового обеспечения определяется с учетом срока действия разрешения, а также совокупности обстоятельств, позволяющих гарантировать удовлетворение требований Российской Федерации или являющегося стороной международных договоров системы Договора об Антарктике иностранного государства, предъявленных страховщику или гаранту в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.</p><p>11. Основанием для выплаты страхового возмещения или уплаты денежной суммы по банковской гарантии является факт возникновения в течение срока действия финансового обеспечения чрезвычайной экологической ситуации, повлекшей з</p></div>
Показать следующую страницу документа