Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Банк документов /
<div><p>ельство должно изъять из компетенции государственных учреждений, не являющихся органами управления, властные полномочия. Кроме того, государственные функции, уже признанные избыточными, не должны быть реанимированы на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов.</p><p>Необходимо также навести порядок с государственной и муниципальной собственностью. Я уже говорил, что каждый уровень власти должен иметь только то имущество, которое необходимо ему для исполнения закрепленных за ним публичных полномочий - и не более того. Это надо иметь в виду и при дальнейшем сокращении функций министерств и ведомств.</p><p>Предстоит также подготовиться к введению нового разграничения доходных полномочий и расходных обязательств между уровнями бюджетной системы страны. И субъекты Федерации, и муниципалитеты должны знать, за исполнение каких функций и за предоставление каких публичных услуг они отвечают. А также - из каких источников они все это будут финансировать.</p><p>И, наконец, следует четко установить и разграничить ответственность уровней власти в сфере социальной поддержки населения. Проблемы обеспечения доступным жильем, вопросы образования и здравоохранения непосредственно касаются всех субъектов Российской Федерации. И правильным будет их привлечение, их активное участие в разработке нормативно-правовых актов и системы мероприятий по практической реализации пакета социальных программ - с учетом разграничения полномочий между уровнями государственной власти.</p><p>В результате всех этих мер должна появиться обновленная система межбюджетных отношений, вырасти самостоятельность и ответственность как регионов, так и муниципалитетов.</p><p>Я знаю всю озабоченность и регионов, и муниципалитетов в ходе решения этих вопросов. Надеюсь, что и Правительство, и депутаты обеих палат парламента России прислушаются к этим озабоченностям, взвесят все "за" и "против" и примут адекватные нашему времени и требованиям экономики решения.</p><p>Проведение бюджетной реформы, в свою очередь, позволит продолжить преобразования в налоговой сфере. За последние четыре года здесь сделаны серьезные шаги. Они уже начали приносить результаты: выросла собираемость налогов, снизились масштабы уклонения от их уплаты, уменьшилось налоговое бремя на экономику. Но сделано, конечно, далеко не все.</p><p>И чтобы перейти к эффективной налоговой системе, в ближайшие два года нам нужно принять и реализовать ряд дополнительных решений.</p><p>Какой должна стать налоговая система после завершения реформы?</p><p>Во-первых, конечно же, необременительной для бизнеса. И не только по уровню налоговых ставок, но и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговых проверок и налоговой отчетности.</p><p>Во-вторых, она должна быть справедливой для всех экономических агентов. Условия налогообложения должны быть равными для предприятий, работающих в одной сфере. Налоговая система должна быть такой, которая не позволяла бы уклоняться от уплаты налогов.</p><p>В-третьих, налоговая система у нас по-прежнему избыточно ориентирована на фискальную функцию в ущерб другим, прежде всего функциям стимулирования роста конкурентоспособности. И в этой связи налоговая система России должна быть более благоприятной для инвестирования и развития бизнеса. Более благоприятной, чем в странах-конкурентах. Она сама должна быть более конкурентоспособной.</p><p>Далее. Правительство неоднократно поднимало вопрос о необходимости снижения единого социального налога. Мы должны вывести из "тени" значительную часть оплаты труда, защитить социальные права работников и стимулировать заботу граждан о собственном пенсионном обеспечении, снизив нагрузку на бизнес.</p><p>Другой проблемный вопрос - налог на добавленную стоимость. Наряду с изменением процедур взимания НДС надо пойти на дальнейшее снижение ставки налога, решить вопрос о своевременном возмещении НДС по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, а также - исключить налогообложение авансовых платежей.</p><p>Наконец, важно разграничить правомерную практику налоговой оптимизации от случаев криминального уклонения от налогов.</p><p>Подчеркну: стабильность бюджетной и налоговой политики является важнейшим фактором развития экономики. Эта стабильность, однако, не в состоянии устранить всю неопределенность экономических условий ведения бизнеса. Необходима взвешенная макроэкономическая политика.</p><p>Нужно продолжать то, что у нас сложилось в экономике в последние годы. Политика последовательного снижения инфляции должна быть продолжена. И думаю, что Правительство в состоянии достичь цифры 3 процента в год и добиться создания в течение ближайших двух лет необходимых условий для обеспечения полной конвертируемости рубля. Мы знаем о принятых законах в этой сфере. Знаем, что и Правительство, и Центральный банк такую задачу ставят. Но создают для себя более комфортные условия - где-то к седьмому году. Можно, вполне можно сегодня быстрее.</p><p>Мы также должны создать эффективную систему использования природных ресурсов. Нам нужны прозрачные, некоррупционные условия доступа к ним, например, с помощью аукционов. Надо перейти от административных разрешений к полноценным договорам с четким определением прав и ответственности как государства, так и предпринимателей. Обеспечить предсказуемость и стабильность этих отношений.</p><p>Система ресурсных платежей тоже требует изменений. Она должна предоставить равные условия конкуренции как внутри добывающего сектора, так и между добывающими и перерабатывающими отраслями. И необходимо обеспечить рациональное использование природных ресурсов.</p><p>Полагаю, что новый Лесной кодекс и Закон о недрах должны ответить на все эти вопросы.</p><p> </p><p>Уважаемое Собрание!</p><p>Среди наиболее значимых задач, стоящих перед страной, хотел бы особо выделить еще одну - и думаю, что вы со мной согласитесь - это развитие транспортной инфраструктуры нашей страны. С учетом масштабов России и географической удаленности отдельных ее территорий от политических и экономических центров страны, я бы сказал, что развитие инфраструктуры - это больше, чем экономическая задача. Ее решение прямо влияет не только на состояние дел в экономике, но в целом - на обеспечение единства страны. На то, чувствуют ли себя люди гражданами единого и большого государства. И могут ли пользоваться его преимуществами.</p><p>Сегодня изношенность и низкая плотность дорожной сети, нефтепроводов, газотранспортной системы и инфраструктуры электроэнергетики накладывают серьезные ограничения на развитие всей российской экономики.</p><p>Предприятия не могут нормально функционировать, если нельзя быстро и недорого доставлять товары. Неразвитая дорожная и портовая инфраструктура уже сейчас стала тормозом для экспорта, поскольку не в состоянии справиться с возрастающим объемом грузов. И совершенно очевидно, что при наших климатических условиях и протяженной территории инфраструктурные издержки являются значительной частью стоимости многих видов товаров и услуг.</p><p>Вместе с тем современная, хорошо развитая транспортная инфраструктура способна превратить географические особенности России в ее конкурентное преимущество.</p><p>Что нужно для этого сделать? Прежде всего, объединить экономические центры страны, предоставить беспрепятственный выход хозяйствующим субъектам на региональные и международные рынки и одновременно - обеспечить предоставление инфраструктурных услуг мирового уровня.</p><p>Правительство должно найти эффективные механизмы контроля качества и издержек при строительстве новых объектов. Кардинально изменить положение может только создание конкурентной среды.</p><p>Государство вместе с тем еще длительное время - обращаю на это внимание, убежден в этом - еще длительное время должно будет контролировать развитие инфраструктуры страны. Вместе с тем частные инвестиции могут внести весомый вклад в создание разветвленной транспортной инфраструктуры высокого качества и надежности.</p><p>Однако для частного капитала крайне важна определенность планов государства. С этой точки зрения Правительству предстоит объявить о своих планах, о проектах, об условиях при их реализации. Такие проекты у нас есть, их нужно быстрее дорабатывать. Напомню лишь некоторые из них.</p><p>К примеру, в нефтяном секторе речь идет о диверсификации поставок нашей нефти. Такие планы хорошо известны. Это - расширение пропускной способности Балтийской трубопроводной системы, введение в действие нефтепроводов Западная Сибирь - Баренцево море, определение маршрутов с месторождений Восточной Сибири, обход проливов Босфор и Дарданеллы, интеграция нефтепроводов "Дружба" и "Адрия".</p><p>Между тем уже не первый год Правительство не может определиться по приоритетам. И вопрос, прямо скажем, перезрел. Обращаю внимание, что ориентиром для принятия необходимых решений должна быть реализация общегосударственных задач, а не интересы отдельных компаний.</p><p>Что касается газотранспортной системы, то здесь надо прежде всего развивать газораспределительную сеть внутри нашей страны, включая расширение системы на восток России. В части экспорта важнейшим является строительство Северо-Европейского газопровода. Он позволит диверсифицировать экспортные потоки, напрямую связав сети России и стран Балтийского региона с общеевропейской газовой сетью.</p><p>Для России также важна модернизация дорог - не только соединяющих основные экономические центры страны, но и имеющих транзитное значение. Опорную сеть дорог надо последовательно ориентировать на интеграцию в общеевропейскую дорожную сеть и через Транссибирский коридор связать ее с дорожной сетью Дальневосточного региона. Другой проект - это строительство и реконструкция автомагистралей в коридоре "Север-Юг". Кое-что здесь уже делается. Нужно продолжать эту работу.</p><p>Такие проекты позволят обеспечить межрегиональные и транзитные потоки на основных направлениях международных перевозок. И, что немаловажно, развивать территории, прилегающие к соответствующим магистралям.</p><p>И последнее. Мы давно говорим о платных дорогах. Полагаю, что нам надо начать реализацию таких проектов по основным магистралям. Разумеется, наряду с существующими бесплатными дорогами. Уже в самое ближайшее время Правительство должно определить их перечень.</p><p> </p><p>К задачам общенационального масштаба безусловно относится и модернизация армии. Боеспособные, технически оснащенные и современные Вооруженные Силы нужны нам для надежной защиты государства. Для того, чтобы мы могли спокойно решать внутренние социально-экономические задачи.</p><p>Мы должны обезопасить нашу страну от любых форм военно-политического давления и потенциальной внешней агрессии. И в этой связи важнейшей задачей остается модернизация наших Вооруженных Сил, включая оснащение стратегических ядерных сил самыми современными системами стратегических вооружений, и у нас все для этого есть. А также - оснащение других видов и родов Вооруженных Сил соответствующим оружием тактического и оперативного назначения. Хотел бы вновь отметить: адекватное качество вооружения - это характеристика, напрямую определяющая степень боеготовности современной армии.</p><p>Мы также приступаем к реформе социальных гарантий военнослужащих. Для них будет создана ипотечно-накопительная система. Через три года после вступления в нее военнослужащий сможет получить жилье на условиях ипотечного кредита.</p><p>Полагаю также, что задачи военного образования и подготовку специалистов уникальных профессий, необходимых современной армии, можно решать и на базе гражданских вузов.</p><p>Хотел бы подчеркнуть: для успешной модернизации всей военной организации государства нам необходимо четко знать, как тратятся немалые деньги в том числе на обеспечение военнослужащих жильем, на военную медицину, на образование. Кроме того, в армии и других силовых ведомствах накоплено огромное имущество. И оно также нуждается в оценке и в эффективном управлении. Прозрачная военная экономика - это необходимое условие реформы.</p><p>Все эти шаги должны повышать престиж и привлекательность военной службы.</p><p>Я прошу иметь в виду Министерство обороны и Правительство в целом: объемы затрачиваемых средств, интересы обороноспособности страны, а также важные социальные параметры реформы делают обязательным наличие гражданского контроля за эффективностью идущих в армии преобразований.</p><p> </p><p>Уважаемые коллеги!</p><p>Подъем экономики, политическая стабильность и укрепление государства благотворно сказались на международных позициях России. Мы сумели в значительной мере придать нашей внешней политике и динамичный, и прагматический характер.</p><p>Очевидно, что масштаб задач, стоящих перед страной, сегодня существенно изменился. И надо сделать внешнюю политику адекватной целям и возможностям нового этапа развития. Иначе говоря, использовать инструменты внешней политики для более ощутимой практической отдачи в экономике, в реализации важнейших общенациональных задач.</p><p>Нашим приоритетом остается работа по углублению интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств. В том числе - в рамках Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества. Это, без преувеличения, одно из условий региональной и международной стабильности.</p><p>Убежден, Содружество должно результативно работать на граждан наших государств, работать через обеспечение максимальной открытости экономик, через устранение барьеров на пути взаимной торговли и информационных потоков, деловой и общественной инициативы, прямых человеческих контактов.</p><p>Мы заинтересованы в дальнейшей интеграции российской экономики в мировое хозяйство, включая присоединение на выгодных для нас условиях к Всемирной торговой организации. Усиление конкуренции на мировых рынках побуждает развитые страны наращивать поддержку своим производителям и экспортерам. МИДу России и Правительству в целом нужно изыскивать более эффективные способы для увеличения российского экспорта, для надежной защиты интересов российских компаний за рубежом.</p><p>Такой подход особенно важен сейчас, когда Россия и Евросоюз уже непосредственно граничат друг с другом. И нужно, чтобы расширение Евросоюза сближало нас не только географически, но и экономически, и духовно. Убежден, в этом - залог успеха не только российского, но и всего европейского бизнеса. В этом и новые рынки, и новые инвестиции. В целом - новые возможности для будущего Большой Европы.</p><p>Мы будем дальше развивать политический и экономический диалог с Соединенными Штатами Америки и такими крупнейшими нашими партнерами, как Китай, Индия, Япония; будем работать и с другими странами. Существенным резервом развития торгово-экономических, культурных и гуманитарных связей является также приграничное и межрегиональное сотрудничество.</p><p>Очевидно, что необходимым условием решения названных задач является надежная безопасность России, нерушимость ее границ. И адекватный ответ на наиболее острые угрозы XXI века - международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные конфликты - можно дать лишь солидарными усилиями мирового сообщества, с опорой на инструменты ООН и международное право.</p><p>Терроризм несет угрозу жизни и правам человека, дестабилизирует государства и целые регионы мира, встает на пути экономического и социального прогресса. И сегодня международные террористы продолжают совершать акты насилия и убийства мирных граждан. Делают попытки спровоцировать хаос и дестабилизировать обстановку в различных регионах. И Россия, к сожалению, не является здесь исключением.</p><p>Несмотря на подобные провокации, включая недавнее политическое убийство лидера Чеченской Республики и попытку дезорганизовать работу законно избранных органов власти республики, наша линия в борьбе с террором остается неизменной и последовательной. Никто и ничто не остановит Россию на пути укрепления демократии, обеспечения прав и свобод человека.</p><p>Мы будем и дальше работать над развитием международно-признанных правовых инструментов и коллективных механизмов нейтрализации глобальных угроз. Задачу укрепления антитеррористической коалиции считаю одной из важнейших.</p><p>Хотел бы при этом заметить, что никакие ссылки на необходимость борьбы с террором не могут быть аргументом для ограничения прав человека. А на международной арене - для создания необоснованных сложностей для общения между людьми.</p><p>Завершая внешнеполитическую тему, подчеркну: российское общество должно видеть практический результат нашей работы на международном направлении. Это - обеспечение безопасности личности, расширение возможностей для предпринимательства, эффективная защита прав соотечественников за рубежом. Рассчитываю, что в сотрудничестве с Федеральным Собранием мы сможем еще более продуктивно работать на всех вышеназванных направлениях.</p><p> </p><p>Уважаемые депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации!</p><p>Преемственность стратегического курса, продолжение преобразований, уже проверенных практикой последних четырех лет, являются основой нашего дальнейшего стабильного развития. При этом единственным источником и носителем власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. И только народ через институты демократического государства и гражданского общества вправе и в состоянии гарантировать незыблемость нравственных и политических основ развития страны на многие годы вперед.</p><p>Вместе с тем мы обязаны дать критическую оценку и состоянию нашей демократии.</p><p>Является ли политическая система в ее нынешнем виде инструментом реального народовластия? И насколько продуктивен диалог власти и общества?</p><p>Очевидно, что молодая российская демократия добилась в своем становлении значительных успехов. И кто их сегодня упорно не замечает, не хочет замечать, тот не вполне искренен. Но все же наше общественное устройство пока далеко от совершенства. И нужно признать: мы в самом начале пути.</p><p>Без зрелого гражданского общества невозможно эффективное решение насущных проблем людей. Качество их повседневной жизни прямо зависит от качества общественно-политической системы. И здесь у нас, конечно, есть еще немало вопросов.</p><p>Хотел бы напомнить: любая власть прежде всего означает большую ответственность. Недопустимо, когда цивилизованная политическая конкуренция подменяется корыстной борьбой за статусную ренту. Когда финансовая сторона деятельности политических объединений по-прежнему скрыта от общественности. Когда рынок избирательных технологий и лоббистских услуг ориентируется прежде всего на теневой сектор. И всё это - на фоне унылого однообразия большинства партийных программ.</p><p>Несколько слов - о роли неполитических общественных организаций. В нашей стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов. Но далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей. Для части этих организаций приоритетной стала другая задача, а именно - получение финансирования от влиятельных зарубежных и отечественных фондов. Для других - обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов. При этом острейшие проблемы страны и ее граждан остаются незамеченными.</p><p>Должен сказать, что когда речь идет о нарушениях фундаментальных и основополагающих прав человека, об ущемлении реальных интересов людей, голос подобных организаций подчас даже не слышен. И, собственно говоря, ничего удивительного в этом нет: они не могут "укусить руку", с которой кормятся. Разумеется, подобные примеры не могут быть для нас поводом для обвинений гражданских объединений в целом. Думаю, что подобные издержки неизбежны и носят временный характер.</p><p>Чтобы снизить эти издержки и стимулировать дальнейший рост институтов гражданского общества, не нужно ничего изобретать. И наш собственный, и мировой опыт уже доказали продуктивность целого ряда подходов. Так, необходимо постепенно передавать негосударственному сектору функции, которые государство не должно или не способно эффективно исполнять.</p><p>Имеет также смысл использовать и накопленный в ряде регионов России опыт работы общественных палат. Так</p></div>Показать следующую страницу документа