Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Банк документов /
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой 23 декабря 2014 года</p><p>Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года</p><p> </p><h4>(В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 176-ФЗ, от 29.06.2015 № 203-ФЗ, от 28.11.2015 № 357-ФЗ, от 29.12.2015 № 404-ФЗ, от 28.12.2016 № 486-ФЗ, от 29.07.2017 № 217-ФЗ, от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 03.04.2018 № 59-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 21.12.2021 № 414-ФЗ)</h4><p> </p><p>Статья 1</p><p> </p><p>Внести в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст. 3009; 2001, № 1, ст. 21; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52, ст. 5498; 2007, № 46, ст. 5554; 2008, № 30, ст. 3616; № 45, ст. 5142; 2009, № 1, ст. 17; 2011, № 30, ст. 4590, 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; 2012, № 26, ст. 3446; № 27, ст. 3587; № 31, ст. 4317; 2013, № 30, ст. 4059; № 43, ст. 5448; № 48, ст. 6165; 2014, № 30, ст. 4220, 4262) следующие изменения:</p><p>1) в статье 1:</p><p>а) абзац второй изложить в следующей редакции:</p><p>"отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;";</p><p>б) абзац четвертый изложить в следующей редакции:</p><p>"обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;";</p><p>в) абзац шестой изложить в следующей редакции:</p><p>"хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;";</p><p>г) в абзаце седьмом слова "дальнейшему использованию" заменить словами "дальнейшей утилизации";</p><p>д) абзацы восьмой - десятый изложить в следующей редакции:</p><p>"утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);</p><p>обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;</p><p>объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;";</p><p>е) в абзаце семнадцатом слова "дальнейшего использования" заменить словами "дальнейших обработки, утилизации";</p><p>ж) в абзаце девятнадцатом:</p><p>слова "шесть месяцев" заменить словами "одиннадцать месяцев";</p><p>слова "дальнейшего использования" заменить словами "дальнейших утилизации";</p><p>з) дополнить абзацами следующего содержания:</p><p>"обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;</p><p>твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;</p><p>норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;</p><p>объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;</p><p>объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;</p><p>объекты обезвреживания отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов;</p><p>оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;</p><p>региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;</p><p>группы однородных отходов - отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме);</p><p>баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации - соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;</p><p>отходы от использования товаров - готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них;</p><p>абзац. (Утратил силу - Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ)</p><p>2) в статье 3:</p><p>а) наименование после слова "принципы" дополнить словами "и приоритетные направления";</p><p>б) абзац первый изложить в следующей редакции:</p><p>"1. Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:";</p><p>в) абзац четвертый изложить в следующей редакции:</p><p>"использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;";</p><p>г) дополнить пунктом 2 следующего содержания:</p><p>"2. Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:</p><p>максимальное использование исходных сырья и материалов;</p><p>предотвращение образования отходов;</p><p>сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;</p><p>обработка отходов;</p><p>утилизация отходов;</p><p>обезвреживание отходов.";</p><p>3) статью 4 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 4. Отходы как объект права собственности</p><p> </p><p>Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.";</p><p>4) в статье 5:</p><p>а) абзац восьмой изложить в следующей редакции:</p><p>"лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;";</p><p>б) дополнить абзацами следующего содержания:</p><p>абзац; (Утратил силу - Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ)</p><p>установление перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;</p><p>установление нормативов утилизации отходов от использования товаров;</p><p>установление порядка, форм и сроков предоставления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации таких товаров;</p><p>установление порядка декларирования производителями, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, в том числе упаковки таких товаров;</p><p>установление ставок сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (далее - экологический сбор);</p><p>установление порядка взимания экологического сбора (в том числе порядка его исчисления, срока уплаты, порядка взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора);</p><p>установление порядка предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам Российской Федерации из средств, поступивших в счет уплаты экологического сбора, на финансирование работ по обращению с отходами;</p><p>осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора;</p><p>ведение учета и осуществление контроля за выполнением установленных нормативов утилизации отходов от использования товаров;</p><p>установление порядка создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров;</p><p>установление порядка профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, и требований к ее осуществлению;</p><p>установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;</p><p>прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;</p><p>установление перечня готовых товаров (продукции) и видов упаковки, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, представленные биоразлагаемыми материалами;</p><p>установление порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов;</p><p>установление требований к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов);</p><p>установление требований к объектам размещения твердых коммунальных отходов; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 203-ФЗ)</p><p>установление перечня видов отходов, захоронение которых запрещается;</p><p>установление требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности;</p><p>установление требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами;</p><p>установление порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности;</p><p>установление порядка паспортизации отходов I - IV классов опасности и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности;</p><p>установление порядка транспортирования отходов I - IV классов опасности;</p><p>утверждение правил обращения с твердыми коммунальными отходами;</p><p>утверждение правил коммерческого учета объема или массы твердых коммунальных отходов;</p><p>утверждение основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами;</p><p>утверждение правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;</p><p>утверждение формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;</p><p>утверждение порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 203-ФЗ)</p><p>абзац; (Утратил силу - Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ)</p><p>установление порядка расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, недополученных доходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;</p><p>установление порядка проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;</p><p>установление оснований, при которых цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, порядка проведения таких торгов, в том числе случаев, если условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядка этого согласования;</p><p>утверждение стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами;</p><p>установление порядка подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.";</p><p>5) статью 6 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами</p><p> </p><p>К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:</p><p>проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами;</p><p>разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;</p><p>участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;</p><p>принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;</p><p>осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;</p><p>участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами;</p><p>установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;</p><p>осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установление порядка ее представления и контроля;</p><p>установление порядка ведения регионального кадастра отходов;</p><p>определение в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения;</p><p>утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;</p><p>утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;</p><p>утверждение производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;</p><p>установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;</p><p>организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;</p><p>утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора);</p><p>регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;</p><p>разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.";</p><p>6) статью 8 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами</p><p> </p><p>1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. (В редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ)</p><p>2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. (В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 203-ФЗ; от 28.11.2015 № 357-ФЗ)</p><p>3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.";</p><p>7) статью 9 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 9. Лицензирование деятел</p></div>Показать следующую страницу документа