Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 30.12.2015 г. № 462-ФЗ

pravo.gov.ru

О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов

Копия в формате PDF

<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                              22 декабря 2015 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                                   25 декабря 2015 года</p><p> </p><h4>(В редакции Федерального закона от 03.04.2023 № 107-ФЗ)</h4><p> </p><p>Статья 1</p><p> </p><p>Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 2004, № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2005, № 13, ст. 1078; 2006, № 30, ст. 3290, 3291; 2007, № 50, ст. 6245; 2009, № 29, ст. 3616; 2010, № 30, ст. 4014; 2011, № 7, ст. 901; 2012, № 31, ст. 4318; 2013, № 23, ст. 2882; № 27, ст. 3477; 2014, № 16, ст. 1830; № 30, ст. 4254; 2015, № 27, ст. 3957; № 29, ст. 4380) следующие изменения:</p><p>1) в пункте 1 статьи 8:</p><p>а) в подпункте 2 слова "2) гражданские" заменить словами "2) пилотируемые гражданские", после слов ", за исключением" дополнить словом "пилотируемых", дополнить словами ", а также сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее";</p><p>б) дополнить подпунктом 21 следующего содержания:</p><p>"21) беспилотные авиационные системы, за исключением беспилотных авиационных систем, включающих в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации;";</p><p>2) в статье 32:</p><p>а) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:</p><p>"2. Легкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 3100 килограммов.</p><p>3. Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 килограммов без учета массы авиационных средств спасания.";</p><p>б) дополнить пунктами 4 - 6 следующего содержания:</p><p>"4. Пилотируемое воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся на его борту.</p><p>5. Беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).</p><p>6. Беспилотная авиационная система - комплекс, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, технические средства и оборудование, используемые для управления полетом такого воздушного судна или таких воздушных судов.";</p><p>3) в статье 33:</p><p>а) пункт 1 изложить в следующей редакции:</p><p>"1. Государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов следующие воздушные суда:</p><p>1) беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;</p><p>2) государственные воздушные суда.";</p><p>б) дополнить пунктами 11 - 14 следующего содержания:</p><p>"11. Пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов, регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.</p><p>12. Сверхлегкие пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, регистрируются в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации.</p><p>13. Беспилотные гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, регистрируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.</p><p>14. Государственные воздушные суда регистрируются в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны, по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.";</p><p>в) дополнить пунктом 31 следующего содержания:</p><p>"31. Беспилотные воздушные суда, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";</p><p>4) в пункте 1 статьи 34 слова "При включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации этому воздушному судну" заменить словами "При государственной регистрации гражданского воздушного судна ему";</p><p>5) пункт 1 статьи 36 изложить в следующей редакции:</p><p>"1. Гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.";</p><p>6) пункт 1 статьи 53 после слов "экипажа гражданского воздушного судна," дополнить словами "за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее,";</p><p>7) в статье 56:</p><p>а) пункт 1 после слова "Экипаж" дополнить словом "пилотируемого";</p><p>б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:</p><p>"11. Экипаж беспилотного воздушного судна состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец беспилотного воздушного судна назначает командиром такого воздушного судна.";</p><p>8) в статье 57:</p><p>а) пункт 1 после слов "воздушного судна" дополнить словами ", за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее,", слово "(летчика)" заменить словами "(летчика, внешнего пилота)";</p><p>б) пункт 2:</p><p>после слова "Командир" дополнить словом "пилотируемого";</p><p>дополнить абзацем следующего содержания:</p><p>"Командир беспилотного воздушного судна руководит работой экипажа беспилотного воздушного судна и отвечает за безопасное выполнение полета.";</p><p>9) дополнить статьей 581 следующего содержания:</p><p> </p><p>"Статья 581. Права командира беспилотного воздушного судна</p><p> </p><p>Командир беспилотного воздушного судна имеет право:</p><p>1) принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке беспилотного воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета беспилотного воздушного судна. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полетов;</p><p>2) принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета беспилотного воздушного судна.";</p><p>10) статью 59 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 59. Действия экипажа пилотируемого воздушного суднав случае бедствия</p><p> </p><p>Если пилотируемое воздушное судно терпит или потерпело бедствие, командир пилотируемого воздушного судна и другие члены экипажа пилотируемого воздушного судна обязаны принять все возможные меры по сохранению жизни и здоровья находящихся на борту пилотируемого воздушного судна людей, а также по обеспечению сохранности пилотируемого воздушного судна и находящегося на нем имущества.";</p><p>11) в пункте 1 статьи 67:</p><p>а) абзац первый изложить в следующей редакции:</p><p>"1. На борту гражданского воздушного судна должна находиться следующая документация:";</p><p>б) в подпункте 1:</p><p>абзац второй дополнить словами "для воздушных судов, подлежащих государственной регистрации";</p><p>абзац четвертый дополнить словами ", за исключением воздушных судов, эксплуатация которых допускается без сертификата летной годности";</p><p>абзац пятый после слов "при эксплуатации сверхлегких" дополнить словами "и беспилотных";</p><p>в) подпункт 2 дополнить словами "пилотируемого воздушного судна";</p><p>12) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 03.04.2023 № 107-ФЗ)</p><p>13) пункт 3 статьи 86 после слов "Терпящее или потерпевшее бедствие" дополнить словом "пилотируемое";</p><p>14) в статье 88:</p><p>а) пункт 1:</p><p>после слов "потерпевших бедствие" дополнить словом "пилотируемых";</p><p>дополнить абзацем следующего содержания:</p><p>"Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов организует и осуществляет владелец такого воздушного судна.";</p><p>б) пункт 4 после слова "Полеты" дополнить словом "пилотируемых";</p><p>15) в пункте 2 статьи 131 слова "максимального взлетного веса" заменить словами "максимальной взлетной массы";</p><p>16) в статье 132:</p><p>а) наименование после слова "экипажа" дополнить словом "пилотируемого";</p><p>б) пункт 1 после слова "экипажа" дополнить словом "пилотируемого";</p><p>в) пункт 2 после слова "экипажа" дополнить словом "пилотируемого".</p><p> </p><p>Статья 2</p><p> </p><p>Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.</p><p> </p><p> </p><p>Президент Российской Федерации                               В.Путин</p><p> </p><p>Москва, Кремль</p><p>30 декабря 2015 года</p><p>№ 462-ФЗ</p></div>