Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ

pravo.gov.ru

Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации

Копия в формате PDF

<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                              10 июня 2016 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                                   15 июня 2016 года</p><p> </p><h4>(В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)</h4><p> </p><p>Глава 1. Общие положения</p><p> </p><p>Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона</p><p> </p><p>1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации.</p><p>2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую и организационные основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений.</p><p> </p><p>Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе</p><p> </p><p>Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:</p><p>1) правонарушение - преступление или административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность;</p><p>2) профилактика правонарушений - совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения;</p><p>3) система профилактики правонарушений - совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений;</p><p>4) лица, участвующие в профилактике правонарушений, - граждане, общественные объединения и иные организации, оказывающие помощь (содействие) субъектам профилактики правонарушений в рамках реализации своих прав в сфере профилактики правонарушений в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;</p><p>5) организация социального обслуживания - организация, осуществляющая социальное обслуживание (предоставление социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых и иных социальных услуг), выступающая в качестве лица, участвующего в профилактике правонарушений;</p><p>6) антиобщественное поведение - не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц;</p><p>7) мониторинг в сфере профилактики правонарушений - система наблюдений за состоянием профилактики правонарушений, анализ и прогнозирование причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также оценка эффективности деятельности субъектов профилактики правонарушений.</p><p> </p><p>Статья 3. Правовая основа системы профилактики правонарушений</p><p> </p><p>1. Правовую основу системы профилактики правонарушений составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, нормы уголовного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовое регулирование профилактики правонарушений осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.</p><p>2. Особенности профилактики правонарушений в отдельных сферах общественных отношений определяются соответствующими федеральными законами.</p><p> </p><p>Статья 4. Принципы профилактики правонарушений</p><p> </p><p>Профилактика правонарушений осуществляется на основе следующих принципов:</p><p>1) приоритет прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении профилактики правонарушений;</p><p>2) законность;</p><p>3) обеспечение системности и единства подходов при осуществлении профилактики правонарушений;</p><p>4) открытость, непрерывность, последовательность, своевременность, объективность, достаточность и научная обоснованность принимаемых мер профилактики правонарушений;</p><p>5) компетентность при осуществлении профилактики правонарушений;</p><p>6) ответственность субъектов профилактики правонарушений и их должностных лиц за обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина.</p><p> </p><p>Статья 5. Субъекты профилактики правонарушений</p><p> </p><p>1. Субъектами профилактики правонарушений являются:</p><p>1) федеральные органы исполнительной власти;</p><p>2) органы прокуратуры Российской Федерации;</p><p>3) следственные органы Следственного комитета Российской Федерации;</p><p>4) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;</p><p>5) органы местного самоуправления.</p><p>2. Субъекты профилактики правонарушений осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, установленной настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.</p><p> </p><p>Статья 6. Основные направления профилактики правонарушений</p><p> </p><p>1. Профилактика правонарушений осуществляется по следующим основным направлениям:</p><p>1) защита личности, общества и государства от противоправных посягательств;</p><p>2) предупреждение правонарушений;</p><p>3) развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений;</p><p>4) охрана общественного порядка, в том числе при проведении спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий;</p><p>5) обеспечение общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения и транспортной безопасности;</p><p>6) противодействие незаконной миграции;</p><p>7) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;</p><p>8) противодействие терроризму и экстремистской деятельности, защита потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;</p><p>9) противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;</p><p>10) обеспечение защиты и охраны частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;</p><p>11) обеспечение экономической безопасности;</p><p>12) противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения;</p><p>13) обеспечение экологической безопасности, охрана окружающей среды;</p><p>14) обеспечение пожарной безопасности;</p><p>15) предупреждение, ликвидация и (или) минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;</p><p>16) повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.</p><p>2. Реализация основных направлений профилактики правонарушений осуществляется посредством:</p><p>1) выявления, оценки и прогнозирования криминогенных факторов социального характера;</p><p>2) правового регулирования профилактики правонарушений;</p><p>3) разработки государственных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений;</p><p>4) совершенствования механизмов эффективного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений с лицами, участвующими в профилактике правонарушений, по вопросам профилактики правонарушений;</p><p>5) выявления и устранения причин и условий, способствующих антиобщественному поведению и совершению правонарушений, в том числе на почве социальной, расовой, национальной или религиозной розни;</p><p>6) выявления лиц, склонных к совершению правонарушений;</p><p>7) выявления лиц, пострадавших от правонарушений или подверженных риску стать таковыми, и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе лиц, страдающих заболеваниями наркоманией и алкоголизмом, лиц без определенного места жительства);</p><p>8) использования видов профилактики правонарушений и форм профилактического воздействия, установленных настоящим Федеральным законом;</p><p>9) применения в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных мер профилактики правонарушений административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-разыскного характера в целях предупреждения правонарушений;</p><p>10) проведения мониторинга в сфере профилактики правонарушений;</p><p>11) применения иных мер, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.</p><p>3. Специальные меры профилактики правонарушений, предусмотренные пунктом 9 части 2 настоящей статьи, в пределах установленной компетенции уполномочены применять должностные лица органов прокуратуры Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы и иных государственных органов, если такое право им предоставлено законодательством Российской Федерации.</p><p>4. Лица, участвующие в профилактике правонарушений, применяют меры профилактики правонарушений, предусмотренные пунктами 5 - 8 части 2 настоящей статьи, в пределах прав, предоставленных им настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.</p><p> </p><p>Статья 7. Государственные и муниципальные программы в сфере профилактики правонарушений</p><p> </p><p>1. Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в сфере стратегического планирования разрабатывают государственные программы Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений и государственные программы субъектов Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений соответственно.</p><p>2. Органы местного самоуправления вправе разрабатывать муниципальные программы в сфере профилактики правонарушений.</p><p> </p><p>Глава 2. Полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений</p><p> </p><p>Статья 8. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере профилактики правонарушений</p><p> </p><p>Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции:</p><p>1) вырабатывают государственную политику в сфере профилактики правонарушений и обеспечивают ее реализацию;</p><p>2) осуществляют нормативно-правовое регулирование в сфере профилактики правонарушений;</p><p>3) создают ведомственные координационные органы в сфере профилактики правонарушений, осуществляют координацию деятельности по профилактике правонарушений в подведомственных органах и организациях;</p><p>4) обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений;</p><p>5) формируют и представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти официальную статистическую информацию о профилактике правонарушений;</p><p>6) осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами;</p><p>7) осуществляют иные полномочия в сфере профилактики правонарушений, предусмотренные законодательством Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 9. Полномочия органов прокуратуры Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений</p><p> </p><p>1. Органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют профилактику правонарушений, обеспечивая надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".</p><p>2. При осуществлении профилактики правонарушений органы прокуратуры Российской Федерации обладают полномочиями субъекта профилактики правонарушений в пределах своей компетенции.</p><p> </p><p>Статья 10. Полномочия следственных органов Следственного комитета Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений</p><p> </p><p>1. Следственные органы Следственного комитета Российской Федерации осуществляют профилактику правонарушений в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и другими федеральными законами.</p><p>2. При осуществлении профилактики правонарушений следственные органы Следственного комитета Российской Федерации обладают полномочиями субъекта профилактики правонарушений в пределах своей компетенции.</p><p> </p><p>Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений</p><p> </p><p>Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", другими федеральными законами в пределах своей компетенции: (В редакции  Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)</p><p>1) осуществляют нормативно-правовое регулирование в сфере профилактики правонарушений;</p><p>2) разрабатывают и принимают меры по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений в установленной сфере деятельности на территориях субъектов Российской Федерации;</p><p>3) обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на уровне субъектов Российской Федерации;</p><p>4) создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений;</p><p>5) утверждают и контролируют исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на профилактику правонарушений;</p><p>6) осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 1, 7 - 10 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;</p><p>7) осуществляют иные полномочия в сфере профилактики правонарушений.</p><p> </p><p>Статья 12. Права органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений</p><p> </p><p>Органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами в пределах своей компетенции обладают следующими правами:</p><p>1) принимают муниципальные правовые акты в сфере профилактики правонарушений;</p><p>2) создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений;</p><p>3) принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;</p><p>4) обеспечивают взаимодействие лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на территории муниципального образования;</p><p>5) осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 1, 7 - 10 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;</p><p>6) реализуют иные права в сфере профилактики правонарушений.</p><p> </p><p>Статья 13. Права лиц, участвующих в профилактике правонарушений</p><p> </p><p>1. Лица, участвующие в профилактике правонарушений, вправе участвовать в профилактике правонарушений в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.</p><p>2. Лица, участвующие в профилактике правонарушений, реализуют свои права в сфере профилактики правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 1, 7 - 10 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, а также посредством добровольного участия в мероприятиях по охране общественного порядка и других социально значимых мероприятиях, содействия правоохранительным органам и иным субъектам профилактики правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.</p><p>3. Общественные объединения и иные организации реализуют свои права в сфере профилактики правонарушений посредством участия в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 1, 7 - 10 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, участия в реализации государственных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и проведения мероприятий по их предупреждению, участия в мероприятиях по охране общественного порядка и других социально значимых мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 14. Обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений</p><p> </p><p>1. Субъекты профилактики правонарушений и лица, участвующие в профилактике правонарушений, при осуществлении профилактики правонарушений обязаны:</p><p>1) соблюдать законодательство Российской Федерации о профилактике правонарушений, законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы профилактики правонарушений;</p><p>2) соблюдать права и законные интересы граждан и организаций;</p><p>3) соблюдать конфиденциальность полученной при осуществлении профилактики правонарушений информации, если ее распространение ограничено законодательством Российской Федерации;</p><p>4) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.</p><p>2. Субъекты профилактики правонарушений обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности по профилактике правонарушений способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также путем размещения ее в средствах массовой информации по официальным запросам, проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов, если иное не установлено федеральными законами.</p><p>3. Лица, участвующие в профилактике правонарушений, не вправе своими действиями создавать препятствия деятельности субъектов профилактики правонарушений и их должностных лиц.</p><p> </p><p>Глава 3. Виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия</p><p> </p><p>Статья 15. Виды профилактики правонарушений</p><p> </p><p>1. Общая профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.</p><p>2. Индивидуальная профилактика правонарушений направлена на оказание воспитательного воздействия на лиц, указанных в части 2 статьи 24 настоящего Федерального закона, на устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также на оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми. Индивидуальная профилактика правонарушений может осуществляться с применением специальных мер профила</p></div>
Показать следующую страницу документа