Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Указ Президента Российской Федерации от 11.01.2018 г. № 12

pravo.gov.ru

Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года

Копия в формате PDF

<div><p> </p><p> </p><h4>УКАЗ</h4><p> </p><h4>ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ</h4><p> </p><h4>Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года</h4><p> </p><p>В целях реализации государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций постановляю:</p><p>1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года.</p><p>2. Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года.</p><p>3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.</p><p> </p><p> </p><p>Президент Российской Федерации                               В.Путин</p><p> </p><p>Москва, Кремль</p><p>11 января 2018 года</p><p>№ 12</p><p> </p><p> </p><p>УТВЕРЖДЕНЫУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 11 января 2018 г. № 12</p><p> </p><h4>ОСНОВЫгосударственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года</h4><p> </p><h4>I. Общие положения</h4><p> </p><p>1. Настоящими Основами определяются цель, задачи и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, а также механизмы ее реализации.</p><p>2. Государственная политика Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - государственная политика в области защиты от чрезвычайных ситуаций) является частью системы государственного управления в сфере национальной безопасности Российской Федерации и представляет собой совокупность мер, направленных на предупреждение или локализацию чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение угрозы жизни и здоровью граждан от поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях и размеров ущерба от них.</p><p>3. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования Российской Федерации.</p><p>4. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, иные документы стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.</p><p> </p><h4>II. Оценка состояния и основные тенденции в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций</h4><p> </p><p>5. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и взаимодействие в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.</p><p>6. Функционирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в условиях геополитической нестабильности и на фоне новых угроз национальной безопасности Российской Федерации, имеющих комплексный взаимосвязанный характер.</p><p>7. Основными угрозами, влияющими на состояние защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, являются:</p><p>а) стихийные бедствия, в том числе вызванные глобальным изменением климата, активизацией геофизических и космогенных процессов;</p><p>б) техногенные аварии и катастрофы, в том числе вызванные ухудшением состояния объектов инфраструктуры, а также возникшие вследствие пожара или стихийного бедствия;</p><p>в) особо опасные инфекционные заболевания людей, животных и растений, в том числе связанные с увеличением интенсивности миграционных процессов и повышением уровня урбанизации.</p><p>8. Возникают новые угрозы для населения и территорий, вызванные негативным изменением окружающей среды, а также усложнением технологических процессов, что влечет за собой увеличение размеров ущерба в результате аварий.</p><p>9. В настоящее время в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся следующие мероприятия:</p><p>а) совершенствование нормативно-правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;</p><p>б) обеспечение необходимого уровня готовности систем управления, связи, информирования и оповещения, а также сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;</p><p>в) осуществление государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с применением риск-ориентированного подхода;</p><p>г) проведение мониторинга и анализа рисков природного, техногенного и иного характера и противодействие им;</p><p>д) осуществление превентивных мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранению здоровья граждан, уменьшению размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;</p><p>е) реализация планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;</p><p>ж) совершенствование подготовки населения по вопросам культуры безопасности жизнедеятельности;</p><p>з) развитие системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;</p><p>и) повышение уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, обеспечение устойчивости их функционирования в чрезвычайных ситуациях;</p><p>к) развитие систем информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;</p><p>л) совершенствование информационного взаимодействия экстренных оперативных служб в целях повышения эффективности мероприятий по оказанию необходимой помощи населению.</p><p>10. Сохранение существующих и риск появления новых вызовов и угроз в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций требуют дальнейшего развития и совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем на основе современных подходов.</p><p>11. Основными тенденциями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:</p><p>а) обеспечение предупреждения чрезвычайных ситуаций в качестве приоритетной задачи функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;</p><p>б) совершенствование способов управления рисками в чрезвычайных ситуациях с учетом вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации;</p><p>в) развитие функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе внедрения новых механизмов управления рисками в чрезвычайных ситуациях и снижения размеров ущерба в случае их возникновения;</p><p>г) совершенствование функционирования комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;</p><p>д) повышение роли общественных объединений и других некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.</p><p> </p><h4>III. Цель, задачи и приоритетные направления государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций</h4><p> </p><p>12. Целью государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций является обеспечение устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, а также приемлемого уровня безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях.</p><p>13. Задачами государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ее приоритетными направлениями при их решении являются:</p><p>а) совершенствование деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусматривающее в том числе:</p><p>повышение эффективности управления рисками в чрезвычайных ситуациях с учетом современных угроз природного, техногенного и иного характера;</p><p>совершенствование структуры органов управления и сил функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их материально-технического оснащения, а также обеспечение необходимого уровня готовности и эффективности деятельности таких органов и сил;</p><p>развитие систем раннего обнаружения быстроразвивающихся опасных природных явлений и процессов;</p><p>применение систем дистанционного мониторинга чрезвычайных ситуаций, в том числе с использованием космических аппаратов;</p><p>повышение уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов в чрезвычайных ситуациях;</p><p>совершенствование организации подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций с использованием современных методик и технических средств обучения;</p><p>развитие систем информирования и оповещения населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций;</p><p>б) внедрение комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, предусматривающее в том числе:</p><p>совершенствование организационного, технического и методического обеспечения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;</p><p>использование современных технических систем предупреждения, информирования и оповещения населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций;</p><p>разработку и реализацию механизмов привлечения негосударственных финансовых, материальных и иных ресурсов;</p><p>включение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствующие государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы;</p><p>в) повышение уровня защиты населения от чрезвычайных ситуаций и внедрение современных технологий и методов при проведении аварийно-спасательных работ, предусматривающие в том числе:</p><p>развитие авиационно-спасательных технологий, повышение эффективности тушения природных и техногенных пожаров;</p><p>создание робототехнических комплексов, способных выполнять функции разведки, обнаружения источников опасности, их локализации и ликвидации, в том числе при проведении подводных работ особого (специального) назначения;</p><p>разработку и внедрение инновационных технологий в области раннего обнаружения источников чрезвычайных ситуаций, обеспечения своевременного информирования и оповещения населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций;</p><p>внедрение современных средств индивидуальной и коллективной защиты, усовершенствованных технологий ведения аварийно-спасательных работ, новых методов организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций;</p><p>создание универсальных средств индивидуальной защиты облегченного типа, а также совершенствование порядка организации хранения средств индивидуальной защиты и обеспечения ими населения;</p><p>разработку и внедрение аварийно-спасательных инструментов различных принципов действия, адаптированных к условиям эксплуатации в местностях с неблагоприятными климатическими условиями;</p><p>г) привлечение общественных объединений и других некоммерческих организаций к деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматривающее в том числе:</p><p>участие общественных объединений и других некоммерческих организаций, добровольной пожарной охраны и волонтеров (добровольцев) в мероприятиях по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;</p><p>формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения в контексте реализации прав граждан и осуществления ими своих обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций;</p><p>внедрение новых методов пропагандистской, образовательной и информационной работы с населением по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;</p><p>проведение массовых мероприятий (тренингов, лекций, встреч с гражданами и иных мероприятий) в целях формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения;</p><p>д) внедрение риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусматривающее в том числе:</p><p>отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска;</p><p>формирование перечней объектов государственного надзора в зависимости от присвоенных категорий риска и классов (категорий) опасности;</p><p>е) совершенствование нормативно-правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматривающее в том числе:</p><p>формирование на федеральном, региональном и муниципальном уровнях единых подходов к мероприятиям по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, включенным в документы стратегического планирования;</p><p>разработку нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;</p><p>ж) развитие международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматривающее в том числе:</p><p>совершенствование международной договорно-правовой базы в области чрезвычайного гуманитарного реагирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;</p><p>развитие взаимодействия с иностранными центрами управления в кризисных ситуациях;</p><p>реализацию Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015 - 2030 годы, принятой на Третьей Всемирной конференции ООН по снижению риска бедствий.</p><p> </p><h4>IV. Механизмы реализации государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций</h4><p> </p><p>14. Механизмами реализации государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:</p><p>а) нормативно-правовое и нормативно-техническое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;</p><p>б) совместная деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;</p><p>в) проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в комплексе с мероприятиями по гражданской обороне;</p><p>г) включение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в программные документы федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, осуществляющих деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;</p><p>д) привлечение граждан, общественных объединений и других некоммерческих организаций к проведению мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.</p><p>15. Мониторинг и оценка текущего состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции. Результаты таких мониторинга и оценки отражаются в ежегодном государственном докладе о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подготовленном Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.</p><p>16. В целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, обеспечения оперативного реагирования на угрозы природного и техногенного характера на всех уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций разрабатываются планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.</p><p> </p><h4>V. Показатели состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций</h4><p> </p><p>17. Показателями состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:</p><p>а) показатели, включенные в перечень показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации;</p><p>б) показатели, включаемые в ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.</p><p>18. Эффективность реализации государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций оценивается по степени достижения показателей состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.</p><p> </p><h4>VI. Задачи, функции и порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при реализации государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций</h4><p> </p><p>19. Правительство Российской Федерации определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с полномочиями, возложенными на него федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.</p><p>20. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.</p><p>21. Основными задачами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при реализации государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:</p><p>а) координация деятельности названных органов и организаций в указанной области;</p><p>б) консолидация действий названных органов и организаций в указанной области в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.</p><p>22. Основными функциями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:</p><p>а) разработка (участие в разработке) документов стратегического планирования, других документов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;</p><p>б) разработка и реализация государственных, региональных и муниципальных программ, обеспечивающих решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;</p><p>в) разработка и реализация на всех уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;</p><p>г) организация международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.</p><p>23. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на всех уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при выполнении мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций заключается в скоординированной и целенаправленной их деятельности.</p><p> </p><h4>VII. Ресурсное обеспечение мероприятий по реализации гоосударственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций</h4><p> </p><p>24. Финансовое обеспечение мероприятий по реализации государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусматриваемых на выполнение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.</p><p>25. Основными механизмами ресурсного обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:</p><p>а) планирование при подготовке соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ассигнований на выполнение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;</p><p>б) создание запасов материальных ценностей (находящихся в составе государственного материального резерва) для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;</p><p>в) создание резервов финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления для ликвидации чрезвычайных ситуаций.</p><p>26. Успешная реализация государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций призвана способствовать достижению стратегических целей Российской Федерации в области государственной и общественной безопасности.</p><p>27. Настоящие Основы могут дополняться и уточняться в связи с изменением социально-экономической ситуации, а также характера угроз, которые могут возникнуть на территории Российской Федерации.</p><p> </p><p> </p><h4>____________</h4><p> </p></div>