Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 26.07.2019 г. № 195-ФЗ

pravo.gov.ru

О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                              17 июля 2019 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                                   23 июля 2019 года</p><p> </p><h4>(В редакции федеральных законов от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 342-ФЗ, от 26.03.2022 № 71-ФЗ, от 28.04.2023 № 177-ФЗ, от 04.08.2023 № 450-ФЗ)</h4><p> </p><p>Статья 1. Территории и срок проведения эксперимента</p><p> </p><p>1. В целях обеспечения снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в отдельных городских поселениях и городских округах (в том числе с внутригородским делением) провести в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита (далее - территории эксперимента) эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух (далее - выбросы) на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха (далее - сводные расчеты). </p><p>2. Эксперимент по квотированию выбросов на основе сводных расчетов (далее - эксперимент) проводится с 1 января 2020 года по 31 декабря 2026 года. (В редакции Федерального закона от 26.03.2022 № 71-ФЗ)</p><p>3. К территориям эксперимента дополнительно к перечисленным в части 1 настоящей статьи относятся городские поселения и городские округа с высоким и очень высоким загрязнением атмосферного воздуха. Методика определения высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Дополнение частью - Федеральный закон от 02.07.2021 № 342-ФЗ)</p><p>4. Правительство Российской Федерации устанавливает перечень городских поселений и городских округов, указанных в части 3 настоящей статьи, сроки и этапы проведения эксперимента в таких городских поселениях и городских округах, а также целевые показатели снижения в них выбросов. (Дополнение частью - Федеральный закон от 02.07.2021 № 342-ФЗ)</p><p>5. На городские поселения и городские округа, указанные в части 3 настоящей статьи, распространяются требования настоящего Федерального закона, за исключением сроков и этапов проведения эксперимента, а также применения целевых показателей снижения выбросов. (Дополнение частью - Федеральный закон от 02.07.2021 № 342-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 2. Общие положения</p><p> </p><p>1. Эксперимент проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится эксперимент (далее - субъект Российской Федерации).</p><p>2. Для каждой территории эксперимента Правительством Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждается комплексный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - комплексный план). </p><p>3. Комплексный план включает в себя целевые показатели, в том числе целевые показатели снижения выбросов, которые должны быть достигнуты в ходе реализации комплексного плана, перечень мероприятий, направленных на снижение выбросов от источников выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на объектах коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, с показателями снижения этих выбросов, перечень других мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха, с указанием сроков выполнения этих мероприятий, объемов и источников финансирования, ответственных за выполнение указанных мероприятий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.</p><p>4. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) несет персональную ответственность за достижение целевых показателей, включенных в комплексный план.</p><p>5. Обеспечение органов, входящих в единую систему публичной власти, организаций и граждан информацией о состоянии, загрязнении атмосферного воздуха, комплексная оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха осуществляются с помощью федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды. (В редакции  Федерального закона от 04.08.2023 № 450-ФЗ)</p><p>6. (Часть утратила силу  - Федеральный закон от 04.08.2023 № 450-ФЗ)</p><p>7. (Часть утратила силу  - Федеральный закон от 04.08.2023 № 450-ФЗ)</p><p>8. В целях содействия в проведении эксперимента при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, создается межведомственный совет по проведению эксперимента.</p><p>9. В состав межведомственного совета по проведению эксперимента включаются представители субъектов Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный экологический контроль (надзор), федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, а также представители организаций, осуществляющих научную деятельность в области охраны атмосферного воздуха. (В редакции  Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)</p><p>10. Для оценки достижения целевых показателей снижения выбросов, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации для территорий эксперимента, используются показатели снижения выбросов приоритетных загрязняющих веществ на территориях эксперимента. (Дополнение частью - Федеральный закон от 28.04.2023 № 177-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 3. Основные понятия</p><p> </p><p>1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:</p><p>1) приоритетные загрязняющие вещества - загрязняющие вещества, выбросы которых влияют на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, создают риски для здоровья человека на территориях эксперимента;</p><p>2) целевые показатели снижения выбросов - показатели снижения выбросов, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации для территорий эксперимента;</p><p>3) допустимый вклад в концентрацию приоритетного загрязняющего вещества в атмосферном воздухе (далее - допустимый вклад в концентрацию) - показатель концентрации приоритетного загрязняющего вещества в каждой выбранной на основании сводных расчетов точке каждой территории эксперимента, определяемый для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в том числе объекта транспортной, коммунальной или социальной инфраструктуры, в целях соблюдения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха в указанной точке территории;</p><p>4) квоты выбросов - величины допустимых выбросов, устанавливаемые с учетом допустимых вкладов в концентрацию и (или) целевых показателей снижения выбросов для источников выбросов и (или) их совокупности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на объекте транспортной, коммунальной или социальной инфраструктуры;</p><p>5) система квотирования выбросов - осуществление на территориях эксперимента особого порядка регулирования выбросов на основе сводных расчетов с учетом целевых показателей снижения выбросов.</p><p>2. Иные понятия в настоящем Федеральном законе используются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 4. Полномочия органов государственной власти</p><p> </p><p>1. Правительство Российской Федерации:</p><p>1) утверждает и вносит изменения в комплексные планы;</p><p>2) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 04.08.2023 № 450-ФЗ)</p><p>3) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 28.04.2023 № 177-ФЗ)</p><p>4) рассматривает отчет федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о результатах проведения эксперимента с предложениями о совершенствовании законодательства Российской Федерации;</p><p>5) устанавливает перечень городских поселений и городских округов, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, с установлением сроков и этапов проведения эксперимента, а также целевых показателей снижения выбросов на таких территориях; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.07.2021 № 342-ФЗ)</p><p>6) определяет особенности создания и эксплуатации систем автоматического контроля, указанных в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", на квотируемых объектах (далее - системы автоматического контроля на квотируемых объектах) в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ, в том числе:</p><p>а) критерии определения источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ, подлежащих оснащению системами автоматического контроля, и выбора приоритетных загрязняющих веществ. Данные критерии устанавливаются с учетом содержащихся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений сведений об утвержденных типах средств измерений концентрации загрязняющих веществ, выбросы которых контролируются с помощью систем автоматического контроля на квотируемых объектах, а также с учетом соблюдения принципа исполнимости обязательных требований в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";</p><p>б) требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов приоритетных загрязняющих веществ, техническим средствам фиксации информации о показателях выбросов приоритетных загрязняющих веществ и передачи такой информации в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.</p><p>(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 28.04.2023 № 177-ФЗ)</p><p>2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды:</p><p>1) осуществляет методическое сопровождение эксперимента;</p><p>2) определяет правила квотирования выбросов;</p><p>21) организует проведение сводных расчетов на территориях эксперимента, утверждает заключения о проведении сводных расчетов на территориях эксперимента; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 28.04.2023 № 177-ФЗ)</p><p>22) осуществляет мониторинг проведения эксперимента и представляет в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в комплексные планы; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 28.04.2023 № 177-ФЗ)</p><p>3) утверждает положение о межведомственном совете по проведению эксперимента и его состав;</p><p>4) осуществляет контроль за проведением эксперимента;</p><p>5) рассматривает ежегодные отчеты о ходе проведения эксперимента и результатах проведения эксперимента за прошедший период;</p><p>6) направляет в Правительство Российской Федерации отчет о результатах проведения эксперимента с предложениями о совершенствовании законодательства Российской Федерации. </p><p>3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор): (В редакции  Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)</p><p>1) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 28.04.2023 № 177-ФЗ)</p><p>2) утверждает перечень объектов, для которых устанавливаются квоты выбросов (далее - квотируемые объекты);</p><p>3) определяет для квотируемых объектов допустимые вклады в концентрацию; </p><p>4) устанавливает квоты выбросов и уведомляет об установленных квотах выбросов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах;</p><p>5) (Пункт утратил силу  - Федеральный закон от 04.08.2023 № 450-ФЗ)</p><p>6) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 28.04.2023 № 177-ФЗ)</p><p>7) представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, ежегодный отчет о ходе проведения эксперимента и результатах проведения эксперимента за прошедший период.</p><p>4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор:</p><p>1) осуществляет расчет и оценку риска для здоровья человека на территориях эксперимента в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с использованием информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды; (В редакции  Федерального закона от 04.08.2023 № 450-ФЗ)</p><p>2) определяет перечень приоритетных загрязняющих веществ;</p><p>3) участвует в формировании перечня квотируемых объектов.</p><p>5. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации:</p><p>1) определяют орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за проведение эксперимента (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации); </p><p>2) участвуют в проведении сводных расчетов на каждой территории эксперимента, формировании перечня квотируемых объектов, определении допустимых вкладов в концентрацию для квотируемых объектов и квот выбросов;</p><p>3) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 28.04.2023 № 177-ФЗ)</p><p>4) разрабатывают на основе сводных расчетов и установленных квот выбросов мероприятия, направленные на снижение выбросов транспортных и иных передвижных средств, выбросов на объектах транспортной, коммунальной, социальной инфраструктур, а также обеспечивают реализацию этих мероприятий;</p><p>5) ежегодно не позднее 1 мая года, следующего за отчетным периодом, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор), отчет о реализации мероприятий комплексного плана, направленных на снижение выбросов на квотируемых объектах, относящихся к объектам транспортной, коммунальной, социальной инфраструктур, а также сведения о реализации планов мероприятий по достижению квот выбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;  (В редакции  Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)</p><p>6) создают при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации (руководителе высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) организационный комитет для обеспечения при проведении эксперимента согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах;</p><p>7) осуществляют иные полномочия в области проведения эксперимента, предусмотренные законодательством субъекта Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 5. Введение системы квотирования выбросов</p><p> </p><p>1. Для каждой территории эксперимента проводятся сводные расчеты в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.</p><p>2. Результаты проведения сводных расчетов и данные, на основании которых они проводятся, а также заключения о проведении сводных расчетов включаются в состав информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды.  (В редакции  Федерального закона от 04.08.2023 № 450-ФЗ)</p><p>3. Заключение о проведении сводных расчетов содержит:</p><p>1) краткую характеристику каждой территории эксперимента;</p><p>2) перечень загрязняющих веществ, по которым выявлено превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха;</p><p>3) описание зон, в пределах которых выявлено превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха;</p><p>4) перечень источников выбросов, влияющих на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха;</p><p>5) предложения по перечням определяемых в соответствии с правилами квотирования выбросов контрольных точек с указанием координат для определения допустимых вкладов в концентрацию. </p><p>4. На основе сводных расчетов выполняются расчет и оценка риска для здоровья человека, по результатам которых с учетом заключения о проведении сводных расчетов определяется перечень приоритетных загрязняющих веществ для каждой территории эксперимента. </p><p>5. В перечень квотируемых объектов включаются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в том числе объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, выбросы которых содержат приоритетные загрязняющие вещества.</p><p>6. Перечень квотируемых объектов формируется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль (надзор), при участии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и уполномоченного органа субъекта Российской Федерации. (В редакции  Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)</p><p>7. Для квотируемых объектов с учетом допустимых вкладов в концентрацию и (или) целевых показателей снижения выбросов устанавливаются квоты выбросов в соответствии с правилами квотирования выбросов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.</p><p>8. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня установления квот выбросов, в целях их достижения разрабатывает и направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, предложения по внесению изменений в комплексные планы в отношении мероприятий, направленных на снижение выбросов на квотируемых объектах, относящихся к объектам коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур. (В редакции  федеральных законов от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 28.04.2023 № 177-ФЗ)</p><p>9. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения уведомления об установленных квотах выбросов, разрабатывают планы мероприятий по достижению квот выбросов.</p><p>91. Обеспечение непревышения допустимого вклада в концентрацию, установленного для совместно влияющих на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха в контрольной точке квотируемых объектов, может частично или полностью осуществляться за счет достижения квот выбросов на квотируемых объектах посредством реализации на одном из них мероприятий по снижению выбросов приорите</p></div>
Показать следующую страницу документа