Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ

pravo.gov.ru

О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Показать предыдущую страницу документа
<div><p>лок и (или) операций с цифровой валютой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.</p><p>7. В Российской Федерации запрещается распространение информации о предложении и (или) приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг).</p><p>8. В Российской Федерации запрещается предложение неограниченному кругу лиц цифровой валюты, а также товаров (работ, услуг) в целях организации обращения и (или) обращения цифровой валюты. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.08.2024 № 221-ФЗ)</p><p>9. Правительство Российской Федерации вправе установить требования к майнинг-пулу, а также к лицу, организующему его деятельность. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.08.2024 № 221-ФЗ)</p><p>10. Адрес-идентификатор предоставляется (открывается) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, органам прокуратуры, органам дознания и органам предварительного следствия, органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, для выполнения задач, возложенных на соответствующие органы. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.08.2024 № 221-ФЗ) (В редакции  Федерального закона от 25.10.2024 № 349-ФЗ)</p><p>11. Уполномоченный орган, определенный Правительством Российской Федерации, по согласованию с Банком России в целях обеспечения финансовой стабильности Российской Федерации вправе установить запрет и (или) ограничения на совершение сделок с цифровой валютой. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.08.2024 № 221-ФЗ)</p><p>12. Правительство Российской Федерации в установленных им случаях и порядке вправе установить запрет на осуществление майнинга цифровой валюты (в том числе участие в майнинг-пуле) в отдельных субъектах Российской Федерации или на отдельных их территориях. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.08.2024 № 221-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 141. Порядок и сроки рассмотрения обращений</p><p> </p><p>1. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператор обмена цифровых финансовых активов обязаны рассмотреть обращение физического лица или юридического лица (далее для целей настоящей статьи - заявитель), связанное с осуществлением деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом, в порядке и сроки, которые установлены настоящей статьей.</p><p>2. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператор обмена цифровых финансовых активов обязаны обеспечить прием обращений, направленных посредством почтовой связи или нарочным на бумажном носителе, по адресу в пределах места нахождения оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, адресу места нахождения филиала, представительства оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, адресу в пределах места нахождения оператора обмена цифровых финансовых активов, адресу места нахождения филиала, представительства оператора обмена цифровых финансовых активов, указанным в едином государственном реестре юридических лиц, а также направленных на адрес электронной почты оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператора обмена цифровых финансовых активов. Наличие подписи заявителя в обращении не требуется.</p><p>3. Информация об адресах, указанных в части 2 настоящей статьи, должна быть размещена на сайтах оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператора обмена цифровых финансовых активов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".</p><p>4. В случае организации приема обращений дополнительным способом, не предусмотренным частью 2 настоящей статьи, оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператор обмена цифровых финансовых активов обязаны включить информацию о дополнительном способе приема обращений во внутренние документы (при наличии) и разместить ее на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".</p><p>5. Обращение подлежит обязательной регистрации не позднее рабочего дня, следующего за днем его поступления оператору информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператору обмена цифровых финансовых активов. В случае поступления обращения в форме электронного документа оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператор обмена цифровых финансовых активов обязаны уведомить заявителя о регистрации обращения (далее - уведомление о регистрации) не позднее дня регистрации обращения способом, предусмотренным частью 9 настоящей статьи.</p><p>6. В случае, если обращение содержит требование имущественного характера, которое связано с восстановлением оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператором обмена цифровых финансовых активов нарушенного права заявителя и подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным, направление обращения в соответствии с требованиями настоящей статьи является соблюдением заявителем обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", и обращение подлежит рассмотрению оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператором обмена цифровых финансовых активов в порядке и сроки, которые установлены указанным Федеральным законом.</p><p>7. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператор обмена цифровых финансовых активов обязаны рассмотреть обращение и по результатам его рассмотрения направить заявителю ответ на обращение в течение 15 рабочих дней со дня регистрации обращения, если иные сроки не предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.</p><p>8. В случае необходимости запроса дополнительных документов и материалов в целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператор обмена цифровых финансовых активов по решению единоличного исполнительного органа, заместителя единоличного исполнительного органа или уполномоченного ими лица вправе продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 10 рабочих дней, если иное не предусмотрено федеральными законами. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператор обмена цифровых финансовых активов обязаны уведомить заявителя о продлении срока рассмотрения обращения с указанием обоснования такого продления, направив заявителю соответствующее уведомление (далее - уведомление о продлении срока).</p><p>9. Ответ на обращение, а также уведомление о регистрации, уведомление о продлении срока направляются заявителю в зависимости от способа поступления обращения в письменной форме по указанным в обращении адресу электронной почты или почтовому адресу либо способом, предусмотренным условиями договора, заключенного между оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и заявителем, или договора, заключенного между оператором обмена цифровых финансовых активов и заявителем. В случае, если заявитель при направлении обращения указал способ направления ответа на обращение в форме электронного документа или на бумажном носителе, ответ на обращение должен быть направлен способом, указанным в обращении.</p><p>10. Ответ на обращение должен содержать информацию о результатах объективного и всестороннего рассмотрения обращения, быть обоснованным и включать ссылки на имеющие отношение к рассматриваемому в обращении вопросу требования законодательства Российской Федерации, документы и (или) сведения, связанные с рассмотрением обращения, а также на фактические обстоятельства рассматриваемого в обращении вопроса.</p><p>11. Ответ на обращение по существу не дается оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператором обмена цифровых финансовых активов в следующих случаях:</p><p>1) в обращении не указан адрес, по которому должен быть направлен ответ;</p><p>2) в обращении не указана фамилия (наименование) заявителя;</p><p>3) в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы имуществу оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператора обмена цифровых финансовых активов, угрозы жизни, здоровью и имуществу работника оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, работника оператора обмена цифровых финансовых активов, а также членов их семей;</p><p>4) текст обращения не поддается прочтению;</p><p>5) текст обращения не позволяет определить его суть.</p><p>12. Если в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 5 части 11 настоящей статьи, оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператор обмена цифровых финансовых активов принимают решение не рассматривать обращение по существу, они должны направить заявителю уведомление об этом решении в течение пяти рабочих дней со дня регистрации обращения способом, указанным в части 9 настоящей статьи, с указанием причин невозможности рассмотрения обращения по существу.</p><p>13. В случае, если в обращении содержится вопрос, на который заявителю неоднократно давались ответы по существу в связи с ранее направляемыми им обращениями, и при этом не приводятся новые доводы или обстоятельства, оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов или оператор обмена цифровых финансовых активов вправе самостоятельно принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. Об этом решении заявитель уведомляется в порядке, предусмотренном частью 12 настоящей статьи.</p><p>14. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператор обмена цифровых финансовых активов обязаны хранить обращения заявителей, а также копии ответов на обращения и копии уведомлений, предусмотренных настоящей статьей, в течение трех лет со дня регистрации таких обращений.</p><p>15. В случае поступления оператору информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператору обмена цифровых финансовых активов из Банка России обращения, предусмотренного статьей 793 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператор обмена цифровых финансовых активов обязаны рассмотреть его в соответствии с требованиями настоящей статьи, а также направить в Банк России копию ответа на обращение и копии уведомлений (при наличии), предусмотренных настоящей статьей, в день их направления заявителю.</p><p>16. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператор обмена цифровых финансовых активов и их должностные лица не вправе использовать иначе, чем в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и разглашать в какой-либо форме полученные при рассмотрении обращения персональные данные заявителя, а также информацию, составляющую коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну страхования и иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.</p><p>(Дополнение статьей - Федеральный закон от 04.08.2023 № 442-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 142. Ведение реестра лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, и реестра операторов майнинговой инфраструктуры</p><p> </p><p>1. Физические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в качестве индивидуальных предпринимателей, юридические лица, личным законом которых является российское право, вправе осуществлять майнинг цифровой валюты (в том числе участвовать в майнинг-пуле) с момента включения в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты.</p><p>2. Физические лица - граждане Российской Федерации, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе осуществлять майнинг цифровой валюты (в том числе участвовать в майнинг-пуле) без включения в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, при условии, что потребляемая энергия при осуществлении такой деятельности не превышает лимитов энергопотребления, установленных Правительством Российской Федерации.</p><p>3. Не могут осуществлять майнинг цифровой валюты (в том числе в качестве участников майнинг-пула) физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие преступления, особо тяжкие преступления, включенные в предусмотренный статьей 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения, или в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, а также юридические лица, если они сами или их учредители (участники), бенефициарные владельцы, единоличный исполнительный орган не соответствуют требованиям к деловой репутации, указанным в настоящей части.</p><p>4. Правительство Российской Федерации по согласованию с Банком России вправе установить иные требования к деятельности лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты (в том числе участников майнинг-пула).</p><p>5. Юридические лица, личным законом которых является российское право, и физические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в качестве индивидуальных предпринимателей, вправе осуществлять деятельность оператора майнинговой инфраструктуры с момента включения в реестр операторов майнинговой инфраструктуры.</p><p>6. Правительство Российской Федерации вправе установить требования к деятельности оператора майнинговой инфраструктуры, характеру и объему оказываемых им услуг. (В редакции  Федерального закона от 25.10.2024 № 349-ФЗ)</p><p>61. Оператор майнинговой инфраструктуры не вправе оказывать услуги по предоставлению майнинговой инфраструктуры для осуществления деятельности, указанной в частях 31 и 32 статьи 1 настоящего Федерального закона, указанным в части 1 настоящей статьи лицам, не включенным или исключенным из реестра лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты. (Дополнение частью - Федеральный закон от 25.10.2024 № 349-ФЗ)</p><p>7. Ведение реестра лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, и реестра операторов майнинговой инфраструктуры, включая внесение в них сведений, изменение сведений, исключение сведений из указанных реестров, принятие решения об отказе во внесении в указанные реестры сведений, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в порядке и по основаниям, которые установлены Правительством Российской Федерации. (В редакции  Федерального закона от 25.10.2024 № 349-ФЗ)</p><p>8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в случае неоднократного нарушения в течение одного года лицом, осуществляющим майнинг цифровой валюты (в том числе участником майнинг-пула), требований, установленных пунктом 1 статьи 71 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и (или) неоднократного в течение одного года нарушения требований нормативных правовых актов, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом, и (или) нарушения иных требований, установленных законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим майнинг цифровой валюты, принимает решение об исключении лица, осуществляющего майнинг цифровой валюты (в том числе участника майнинг-пула), из реестра лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты. (В редакции  Федерального закона от 25.10.2024 № 349-ФЗ)</p><p>9. Правительство Российской Федерации по согласованию с Банком России устанавливает иные случаи исключения лица, осуществляющего майнинг цифровой валюты (в том числе участника майнинг-пула), из реестра лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты.</p><p>10. Лицо, осуществляющее майнинг цифровой валюты (в том числе участник майнинг-пула), обязано предоставить информацию о получении цифровой валюты в случае выпуска (получения) цифровой валюты в результате майнинга цифровой валюты, а также об адресе-идентификаторе, включая адрес-идентификатор майнинг-пула, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в порядке, объеме и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. (В редакции  Федерального закона от 25.10.2024 № 349-ФЗ)</p><p>11. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет информацию, предусмотренную частью 10 настоящей статьи, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и Банк России в порядке, объеме и сроки, которые предусмотрены заключенным между ними соглашением. (В редакции  Федерального закона от 25.10.2024 № 349-ФЗ)</p><p>12. Контроль (надзор) за соблюдением требований, указанных в части 9 статьи 14 настоящего Федерального закона и частях 3, 4 и 6 настоящей статьи, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. (В редакции  Федерального закона от 25.10.2024 № 349-ФЗ)</p><p>13. Контроль (надзор) за соблюдением требований, указанных в части 10 настоящей статьи, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. (В редакции  Федерального закона от 25.10.2024 № 349-ФЗ)</p><p>(Дополнение статьей - Федеральный закон от 08.08.2024 № 221-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 143. Лицо, организующее деятельность майнинг-пула</p><p> </p><p>1. Лицом, организующим деятельность майнинг-пула, может быть юридическое лицо, личным законом которого является российское право, физическое лицо, зарегистрированное в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в качестве индивидуального предпринимателя, и физическое лицо - гражданин Росси</p></div>
Показать следующую страницу документа