Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 258-ФЗ

pravo.gov.ru

Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации
Показать предыдущую страницу документа
<div><p>авового режима;</p><p>выявлены случаи нарушения прав и свобод человека и гражданина, причинения вреда интересам государства;</p><p>в иных предусмотренных программой экспериментального правового режима случаях;</p><p>б) по предложению субъекта экспериментального правового режима, если распространение общего регулирования на правоотношения с участием этого субъекта экспериментального правового режима в рамках реализации экспериментального правового режима или прекращение указанных правоотношений не повлечет за собой причинение ущерба иным участникам такого экспериментального правового режима;</p><p>3) в иных предусмотренных программой экспериментального правового режима случаях.</p><p>3. Со дня прекращения действия экспериментального правового режима субъекты экспериментального правового режима не вправе осуществлять деятельность в соответствии с программой экспериментального правового режима.</p><p>4. Порядок прекращения действия экспериментального правового режима, в том числе возможность установления переходного периода при переходе от специального регулирования к общему регулированию в правоотношениях между участниками экспериментального правового режима и особенности определения статуса продукции, созданной в рамках экспериментального правового режима, со дня прекращения действия экспериментального правового режима, а также порядок уведомления субъекта экспериментального правового режима или субъектов экспериментального правового режима о прекращении действия экспериментального правового режима устанавливается Правительством Российской Федерации, а по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, Банком России.</p><p> </p><p>Статья 18. Мониторинг экспериментального правового режима и оценка его эффективности и результативности</p><p> </p><p>1. Уполномоченный орган, регулирующий орган и организация предпринимательского сообщества осуществляют мониторинг экспериментального правового режима.</p><p>11. В случае выявления уполномоченным органом в рамках мониторинга экспериментального правового режима, программа которого исключает или изменяет действие положения федерального закона, регулирующего отношения, связанные с функциями и полномочиями Банка России, а также мониторинга экспериментального правового режима по направлению разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, рисков, которые могут повлечь за собой причинение вреда интересам государства, ущерб обороне, безопасности государства, стабильности финансового рынка Российской Федерации и (или) экономической безопасности Российской Федерации, и (или) рисков нарушения надежного и устойчивого функционирования критической информационной инфраструктуры, и (или) угроз безопасности персональных данных и компьютерных инцидентов, повлекших за собой неправомерную передачу (предоставление, распространение, доступ) персональных данных, уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней после выявления указанных рисков, угроз и (или) инцидентов информирует о них федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.08.2024 № 223-ФЗ)</p><p>12. В случае выявления уполномоченным органом в рамках мониторинга экспериментального правового режима по направлению разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней после выявления указанных рисков информирует о них федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.08.2024 № 223-ФЗ)</p><p>13. При наличии рисков, препятствующих принятию решения, предусмотренного пунктом 1 части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, направляют мотивированную позицию в уполномоченный орган. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.08.2024 № 223-ФЗ)</p><p>2. Не позднее чем за семьдесят рабочих дней (или за двадцать пять рабочих дней, если срок действия экспериментального правового режима составляет один год и менее) до истечения срока действия экспериментального правового режима в порядке, утверждаемом уполномоченным органом, в уполномоченный орган, регулирующий орган и организацию предпринимательского сообщества представляются отчеты субъектов экспериментального правового режима об итогах деятельности в рамках реализации такого экспериментального правового режима.</p><p>3. Уполномоченный орган рассматривает полученные в соответствии с частью 2 настоящей статьи отчеты и на их основе в течение тридцати рабочих дней готовит сводный аналитический отчет по показателям, которые содержатся в программе экспериментального правового режима и в соответствии с которыми проводится оценка эффективности и результативности такого экспериментального правового режима. При анализе полученных в соответствии с частью 2 настоящей статьи отчетов и подготовке сводного аналитического отчета уполномоченный орган привлекает регулирующий орган, организацию предпринимательского сообщества, представителей экспертного и предпринимательского сообществ и проводит общественное обсуждение вопросов эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима.</p><p>4. По итогам мониторинга экспериментального правового режима и оценки эффективности и результативности его реализации в сводном аналитическом отчете излагаются выводы уполномоченного органа, регулирующего органа и организации предпринимательского сообщества с учетом позиции федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, а по направлению разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, также с учетом позиции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения: (В редакции  Федерального закона от 08.08.2024 № 223-ФЗ)</p><p>1) о допустимости придания специальному регулированию свойства общего регулирования;</p><p>2) о допустимости придания специальному регулированию свойства общего регулирования в случае внесения изменений в специальное регулирование;</p><p>3) о недопустимости придания специальному регулированию свойства общего регулирования.</p><p>5. Если вывод уполномоченного органа не совпадает с выводами регулирующего органа или организации предпринимательского сообщества, соответствующие разногласия в течение пятнадцати рабочих дней выносятся уполномоченным органом на рассмотрение координационного органа, который принимает одно из решений, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.</p><p>6. Если уполномоченный орган, регулирующий орган и организация предпринимательского сообщества без разногласий или координационный орган по итогам урегулирования разногласий приняли решение о допустимости придания специальному регулированию свойства общего регулирования либо о допустимости придания специальному регулированию свойства общего регулирования в случае внесения изменений в специальное регулирование, уполномоченный орган вносит в Правительство Российской Федерации предложение о внесении изменений в общее регулирование.</p><p>7. По итогам рассмотрения предложения уполномоченного органа о внесении изменений в общее регулирование Правительство Российской Федерации принимает одно из следующих решений:</p><p>1) о необходимости внесения изменений в общее регулирование;</p><p>2) о продлении срока действия экспериментального правового режима на срок от одного года до трех лет в случае, если не достигнуты цели, предусмотренные статьей 3 настоящего Федерального закона, и (или) показатели эффективности и результативности экспериментального правового режима, установленные программой экспериментального правового режима. (В редакции  Федерального закона от 08.07.2024 № 169-ФЗ)</p><p>71. Решение Правительства Российской Федерации о продлении срока действия экспериментального правового режима принимается при наличии согласия субъектов экспериментального правового режима на его продление. В случае продления срока действия экспериментального правового режима уполномоченный орган вносит в Правительство Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, проект акта о внесении изменений в акт Правительства Российской Федерации об установлении экспериментального правового режима и утверждении программы экспериментального правового режима. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.07.2024 № 169-ФЗ)</p><p>8. В случае принятия решения о необходимости внесения изменений в общее регулирование срок действия экспериментального правового режима для субъектов экспериментального правового режима, выполнивших программу экспериментального правового режима, продлевается до дня вступления в силу нормативных правовых актов, вносящих изменения в общее регулирование, но не более чем на три года. (В редакции  Федерального закона от 08.07.2024 № 169-ФЗ)</p><p>9. Банк России осуществляет мониторинг экспериментального правового режима, оценку эффективности и результативности реализации такого экспериментального правового режима (по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона) в порядке, установленном Банком России. По результатам этого мониторинга Банк России принимает решение о необходимости внесения изменений в акты Банка России и (или) направляет предложение о внесении изменений в иные акты общего регулирования субъекту права законодательной инициативы и (или) в иной орган, обладающий полномочиями по инициированию предложения о принятии нормативных правовых актов, предусматривающих внесение соответствующих изменений в акты общего регулирования, и (или) по принятию таких актов.</p><p>10. Порядок мониторинга экспериментального правового режима, оценки эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима, общественного обсуждения вопросов эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима, порядок подготовки предложения о внесении изменений в общее регулирование утверждаются Правительством Российской Федерации. (В редакции  Федерального закона от 08.07.2024 № 169-ФЗ)</p><p>11. Ежегодный государственный доклад о деятельности, осуществляемой в рамках реализации экспериментальных правовых режимов, представляется Правительством Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации не позднее 1 мая года, следующего за отчетным годом. Порядок подготовки, распространения, в том числе опубликования, ежегодного государственного доклада о деятельности, осуществляемой в рамках реализации экспериментальных правовых режимов, устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.07.2024 № 169-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 181. Рассмотрение случаев причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица при реализации экспериментального правового режима в результате использования решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта</p><p> </p><p>1. В случае, если при реализации экспериментального правового режима в результате использования решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта, причинен вред жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, в течение тридцати дней со дня выявления факта причинения такого вреда регулирующий орган создает комиссию для установления обстоятельств, при которых был причинен такой вред.</p><p>2. В состав комиссии входят представители регулирующего органа, уполномоченного органа, а также по решению регулирующего органа, согласованному с уполномоченным органом, в состав комиссии могут входить иные заинтересованные лица, в том числе участники экспериментального правового режима, представители организации предпринимательского сообщества, экспертного сообщества, представители государственных органов, органов местного самоуправления и организаций. Порядок формирования комиссии утверждается уполномоченным органом, а по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, Банком России.</p><p>3. По итогам установления обстоятельств, при которых в результате реализации экспериментального правового режима при использовании решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта, был причинен вред жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, комиссия составляет заключение, содержащее выводы:</p><p>1) об объеме и о характере вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица в результате использования решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта;</p><p>2) об обстоятельствах, повлекших за собой причинение вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица в результате использования решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта (в том числе о технических (технологических) сбоях и (или) об ошибках, допущенных при разработке и внедрении этих технологий, о действиях (бездействии) лиц, которые повлекли или могли повлечь причинение такого вреда);</p><p>3) о необходимости или об отсутствии необходимости принятия мер, направленных на минимизацию и (или) устранение последствий причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, а также на предупреждение причинения такого вреда;</p><p>4) о необходимости или об отсутствии необходимости изменения экспериментального правового режима;</p><p>5) о необходимости или об отсутствии необходимости приостановления статуса субъекта экспериментального правового режима, в связи с деятельностью которого при реализации экспериментального правового режима причинен вред жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица.</p><p>4. Комиссия в целях установления обстоятельств, в связи с которыми причинен вред жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, вправе запросить у участников экспериментального правового режима документы и информацию, касающиеся реализации экспериментального правового режима, в том числе сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона.</p><p>5. Заключение комиссии направляется субъекту экспериментального правового режима, в связи с деятельностью которого при реализации экспериментального правового режима причинен вред жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, и размещается на официальном сайте регулирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При размещении заключения на официальном сайте регулирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" исключается информация, содержащая персональные данные граждан.</p><p>6. Порядок рассмотрения комиссией случаев причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица при реализации экспериментального правового режима в результате использования решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта, порядок подготовки и форма заключения комиссии устанавливаются уполномоченным органом, а по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, Банком России.</p><p>7. Заключение комиссии, содержащее вывод о необходимости приостановления статуса субъекта экспериментального правового режима, в связи с деятельностью которого при реализации экспериментального правового режима причинен вред жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, может являться основанием для принятия уполномоченным органом решения о приостановлении статуса субъекта экспериментального правового режима в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.</p><p>8. Заключение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.</p><p>(Дополнение статьей - Федеральный закон от 08.07.2024 № 169-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 19. Информационное обеспечение экспериментального правового режима</p><p> </p><p>1. Уполномоченный орган в открытом доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" обеспечивает размещение следующей информации в течение тридцати рабочих дней со дня ее получения:</p><p>1) настоящий Федеральный закон, принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты и нормативные акты Банка России;</p><p>2) сведения о ходе рассмотрения поступивших инициативных предложений;</p><p>3) реестр экспериментальных правовых режимов, который ведется уполномоченным органом и содержит информацию об установлении и о реализации экспериментальных правовых режимов, включая информацию о субъектах экспериментальных правовых режимов и поданных заявках. Порядок ведения указанного реестра, а также доступа к нему утверждается Правительством Российской Федерации, а по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, Банком России.</p><p>2. Лицо, выражающее намерение вступить в правоотношения с субъектом экспериментального правового режима в рамках реализации экспериментального правового режима, должно быть проинформировано указанным субъектом экспериментального правового режима о наличии и содержании экспериментального правового режима, в том числе об отличиях предусмотренного программой экспериментального правового режима специального регулирования, подлежащего применению к указанным правоотношениям, от общего регулирования, способами, установленными программой экспериментального правового режима.</p><p>3. Вступление указанного лица в правоотношения с субъектом экспериментального правового режима в рамках реализации экспериментального правового режима после предусмотренного частью 2 настоящей статьи информирования означает согласие этого лица на применение к указанным правоотношениям специального регулирования и признание его участником экспериментального правового режима.</p><p>4. Если экспериментальный правовой режим реализуется в сфере предоставления государственных или муниципальных услуг, информация, предусмотренная частями 1 и 2 настоящей статьи, должна включать указание на возможность и способы предоставления соответствующих услуг вне сферы действия экспериментального правового режима.</p><p>5. Если деятельностью, осуществляемой в рамках реализации экспериментального правового режима, могут быть затронуты права и законные интересы лиц, не вступающих в правоотношения с субъектом экспериментального правового режима в рамках реализации такого экспериментального правового режима, указанный субъект экспериментального правового режима до начала срока действия экспериментального правового режима, а также при совершении в соответствии с программой экспериментального правового режима сделок, заключении договоров, направлении юридически значимых сообщений и совершении иных юридически значимых действий обязан уведомлять лиц, не являющихся участниками такого экспериментального правового режима, о наличии у него статуса субъекта экспериментального правового режима, указывать на то, что к нему применяются акты специального регулирования, и наносить соответствующую информацию на товары, производимыые в рамках экспериментального правового режима, размещать ее перед въездами (проходами) на территорию действия экспериментального правового режима, перед входами в помещения, в которых выполняются работы, оказываются услуги в рамках указанного экспериментального правового режима. Необходимость дополнительных опубликования и размещения такой информации и требования к ним определяются программой экспериментального правового режима. В случае, если указанные в настоящей части юридически значимые действия совершаются с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", субъект экспериментального правового режима обязан проинформировать пользователя (сторону сделки) обо всех применяемых положениях актов специального регулирования, отличающихся от актов общего регулирования.</p><p>6. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные корпорации, публично-правовые компании, иные организации, уполномоченные на предоставление разрешений на осуществление определенных видов деятельности и (или) совершение отдельных действий, обеспечивают размещение в открытом доступе на соответствующем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о случаях, при которых предоставление такого разрешения не требуется в соответствии с программой экспериментального правового режима.</p><p> </p><p>Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона</p><p> </p><p>Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.</p><p> </p><p> </p><p>Президент Российской Федерации                              В.Путин</p><p> </p><p>Москва, Кремль</p><p>31 июля 2020 года</p><p>№ 258-ФЗ</p><p> </p></div>