Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645

pravo.gov.ru

О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года
<div><p> </p><p> </p><h4>УКАЗ</h4><p> </p><h4>ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ</h4><p> </p><h4>О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года</h4><p> </p><h4>(В редакции указов Президента Российской Федерации от 12.11.2021 № 651, от 27.02.2023 № 126) </h4><p> </p><p>В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" постановляю:</p><p>1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.</p><p>2. Правительству Российской Федерации:</p><p>а) в 3-месячный срок утвердить единый план мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 164, и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года (далее - Стратегия), утвержденной настоящим Указом;</p><p>б) обеспечить реализацию Стратегии;</p><p>в) осуществлять контроль за реализацией Стратегии;</p><p>г) представлять Президенту Российской Федерации ежегодно доклад о ходе реализации Стратегии.</p><p>3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых относятся к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации, руководствоваться положениями Стратегии при осуществлении своей деятельности, а также внести соответствующие изменения в стратегии социально-экономического развития и государственные программы развития субъектов Российской Федерации.</p><p>4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.</p><p> </p><p> </p><p>Президент Российской Федерации                              В.Путин</p><p> </p><p>Москва, Кремль</p><p>26 октября 2020 года</p><p>№ 645</p><p> </p><p> </p><p>УТВЕРЖДЕНАУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 26 октября 2020 г. № 645</p><p> </p><h4>СТРАТЕГИЯразвития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года</h4><p> </p><h4>(В редакции указов Президента Российской Федерации от 12.11.2021 № 651, от 27.02.2023 № 126) </h4><p> </p><h4>I. Общие положения</h4><p> </p><p>1. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (далее - национальная безопасность), разработанным в целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года (далее - Основы государственной политики в Арктике) и определяющим меры, направленные на выполнение основных задач развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности, а также этапы и ожидаемые результаты реализации этих мер.</p><p>2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, указы Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации", от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".</p><p>3. В настоящей Стратегии понятия Арктика и Арктическая зона Российской Федерации (далее - Арктическая зона) используются в тех же значениях, что и в Основах государственной политики в Арктике.</p><p>4. Особенности Арктической зоны, определяющие специальные подходы к ее социально-экономическому развитию и обеспечению национальной безопасности в Арктике, состоят в следующем:</p><p>а) экстремальные природно-климатические условия, крайне низкие плотность населения и уровень развития транспортной и социальной инфраструктуры;</p><p>б) высокая чувствительность экологических систем к внешним воздействиям, особенно в местах проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее - малочисленные народы);</p><p>в) климатические изменения, способствующие возникновению как новых экономических возможностей, так и рисков для хозяйственной деятельности и окружающей среды;</p><p>г) устойчивая географическая, историческая и экономическая связь с Северным морским путем;</p><p>д) неравномерность промышленно-хозяйственного освоения отдельных территорий Арктической зоны, ориентированность экономики на добычу природных ресурсов, их вывоз в промышленно развитые субъекты Российской Федерации и экспорт;</p><p>е) высокая ресурсоемкость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения, их зависимость от поставок топлива, продовольствия и иных жизненно необходимых товаров из различных субъектов Российской Федерации;</p><p>ж) рост конфликтного потенциала в Арктике.</p><p> </p><h4>II. Оценка состояния развития Арктической зоны и состояния национальной безопасности</h4><p> </p><p>5. Значение Арктической зоны в социально-экономическом развитии Российской Федерации и обеспечении ее национальной безопасности обусловлено следующим:</p><p>а) Арктическая зона обеспечивает добычу более 80 процентов горючего природного газа и 17 процентов нефти (включая газовый конденсат) в Российской Федерации;</p><p>б) реализация в Арктической зоне крупнейших экономических (инвестиционных) проектов обеспечивает формирование спроса на высокотехнологичную и наукоемкую продукцию, а также стимулирует производство такой продукции в различных субъектах Российской Федерации;</p><p>в) континентальный шельф Российской Федерации в Арктике (далее - континентальный шельф), по оценкам экспертов, содержит более 85,1 трлн. куб. метра горючего природного газа, 17,3 млрд. тонн нефти (включая газовый конденсат) и является стратегическим резервом развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации;</p><p>г) значение Северного морского пути как транспортного коридора мирового значения, используемого для перевозки национальных и международных грузов, будет возрастать в результате климатических изменений и развития круглогодичного судоходства на протяжении всей акватории Северного морского пути; (В редакции  Указа Президента Российской Федерации от 27.02.2023 № 126)</p><p>д) вероятность наступления в результате антропогенного воздействия и (или) климатических изменений в Арктической зоне событий, имеющих неблагоприятные экологические последствия, создает глобальные риски для хозяйственной системы, окружающей среды и безопасности Российской Федерации и мира в целом;</p><p>е) в Арктической зоне проживает 19 малочисленных народов, располагаются объекты их историко-культурного наследия, имеющие историческую и культурную ценность общемирового значения;</p><p>ж) в Арктической зоне располагаются объекты стратегических сил сдерживания в целях недопущения агрессии против Российской Федерации и ее союзников.</p><p>6. В результате реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года:</p><p>а) ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Арктической зоне увеличилась с 70,65 года в 2014 году до 72,39 года в 2018 году;</p><p>б) миграционный отток населения из Арктической зоны в период с 2014 по 2018 год сократился на 53 процента;</p><p>в) уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) снизился с 5,6 процента в 2017 году до 4,6 процента в 2019 году;</p><p>г) доля валового регионального продукта, произведенного в Арктической зоне, в суммарном валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации увеличилась с 5 процентов в 2014 году до 6,2 процента в 2018 году;</p><p>д) доля средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в общем объеме инвестиций в основной капитал, осуществляемых в Арктической зоне, увеличилась с 5,5 процента в 2014 году до 7,6 процента в 2019 году;</p><p>е) объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути вырос с 4 млн. тонн в 2014 году до 31,5 млн. тонн в 2019 году;</p><p>ж) доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в общем числе таких хозяйств в Арктической зоне увеличилась с 73,9 процента в 2016 году до 81,3 процента в 2019 году;</p><p>з) доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Арктической зоне увеличилась с 41 процента в 2014 году до 59 процентов в 2019 году.</p><p>7. Основными опасностями, вызовами и угрозами, формирующими риски для развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности, остаются:</p><p>а) интенсивное потепление климата в Арктике, происходящее в 2 - 2,5 раза быстрее, чем в целом на планете;</p><p>б) снижение естественного прироста населения, миграционный отток и, как следствие, сокращение численности населения;</p><p>в) отставание значений показателей, характеризующих качество жизни в Арктической зоне, от общероссийских или средних по субъектам Российской Федерации значений, в том числе в части, касающейся ожидаемой продолжительности жизни при рождении, смертности лиц трудоспособного возраста, младенческой смертности, доли автомобильных дорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям, доли аварийного жилищного фонда, объема ввода в эксплуатацию жилья, доли обеспечения жилищного фонда всеми видами благоустройства;</p><p>г) низкий уровень доступности качественных социальных услуг и благоустроенного жилья в населенных пунктах, расположенных в отдаленных местностях, в том числе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;</p><p>д) высокий уровень профессионального риска, обусловленный превышением нормативов условий труда, комплексным воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, неблагоприятными климатическими условиями, повышенный риск появления и развития профессиональных заболеваний;</p><p>е) недостаточный уровень развития системы государственной поддержки завоза в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях, топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров, обеспечивающей возможность их реализации населению и хозяйствующим субъектам по доступным ценам; (В редакции  Указа Президента Российской Федерации от 27.02.2023 № 126)</p><p>ж) низкий уровень развития транспортной инфраструктуры, в том числе предназначенной для функционирования малой авиации и осуществления круглогодичных авиаперевозок по доступным ценам, высокая стоимость создания объектов такой инфраструктуры;</p><p>з) низкая конкурентоспособность субъектов предпринимательской деятельности, обусловленная значительными издержками, в том числе в связи с необходимостью предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;</p><p>и) несоответствие системы среднего профессионального и высшего образования в Арктической зоне потребности экономики и социальной сферы в квалифицированных и высококвалифицированных кадрах;</p><p>к) отставание сроков развития инфраструктуры Северного морского пути, строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов от сроков реализации экономических проектов в Арктической зоне;</p><p>л) отсутствие системы экстренной эвакуации и оказания медицинской помощи членам экипажей морских судов в акватории Северного морского пути;</p><p>м) низкий уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и недостаточность конкуренции в телекоммуникационной сфере;</p><p>н) высокая доля локальной генерации электроэнергии на основе использования экономически неэффективного и экологически небезопасного дизельного топлива;</p><p>о) снижение доли добавленной стоимости высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте Арктической зоны, слабое взаимодействие сектора научных исследований и разработок с реальным сектором экономики, разомкнутость инновационного цикла;</p><p>п) низкий уровень инвестиций в основной капитал, осуществляемых в целях охраны и рационального использования природных ресурсов;</p><p>р) вероятность попадания в Арктическую зону из-за рубежа высокотоксичных и радиоактивных веществ, а также возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний;</p><p>с) несоответствие темпов развития аварийно-спасательной инфраструктуры и системы общественной безопасности темпам роста хозяйственной деятельности в Арктической зоне;</p><p>т) рост конфликтного потенциала в Арктике, требующий постоянного повышения боевых возможностей группировок войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в Арктической зоне.</p><p>8. В 2019 году система государственного управления реорганизована с учетом вызовов, связанных с развитием Арктической зоны и обеспечением национальной безопасности: утвержден новый состав и расширены полномочия Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, образовано Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, принято решение о расширении компетенции институтов развития Дальнего Востока на Арктическую зону.</p><p> </p><h4>III. Цель реализации настоящей Стратегии и меры, направленные на выполнение основных задач развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности</h4><p> </p><p>9. Целью реализации настоящей Стратегии является обеспечение национальных интересов Российской Федерации в Арктической зоне, а также достижение целей, определенных в Основах государственной политики в Арктике.</p><p>10. Основные направления и задачи развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности соответствуют основным направлениям реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике и основным задачам развития Арктической зоны, перечисленным в Основах государственной политики в Арктике.</p><p>11. Выполнение основных задач в сфере социального развития Арктической зоны обеспечивается путем реализации следующих мер:</p><p>а) модернизация первичного звена здравоохранения, включая приведение материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослым и детям, их обособленных структурных подразделений, центральных районных и районных больниц в соответствие с порядками оказания медицинской помощи, дооснащение и переоснащение этих организаций, подразделений, больниц оборудованием, необходимым для оказания медицинской помощи;</p><p>б) оснащение медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, автомобильным и авиационным транспортом для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, а также для доставки лекарственных препаратов в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях, в том числе в местах традиционного проживания малочисленных народов;</p><p>в) совершенствование механизмов государственного финансирования оказания медицинской помощи с учетом низкой плотности населения в населенных пунктах и их транспортной удаленности;</p><p>г) первоочередное обеспечение доступа медицинских организаций к сети "Интернет", обеспечение возможности оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, а также развитие выездных форм оказания медицинской помощи, в том числе на маршрутах кочевий малочисленных народов;</p><p>д) обеспечение утверждения стандартов оказания гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера, медицинской помощи по отдельным заболеваниям, а также установления для медицинских организаций, их филиалов или подразделений, осуществляющих свою деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отдельных нормативов численности медицинских работников и стандартов оснащения исходя из статистики заболеваемости и числа случаев медицинской эвакуации;</p><p>е) организация медицинского обеспечения плавания судов в акватории Северного морского пути, работы стационарных и плавучих морских платформ в акватории Северного Ледовитого океана;</p><p>ж) развитие высокотехнологичной медицинской помощи;</p><p>з) разработка мер профилактики заболеваний, в том числе инфекционных, и реализация комплекса мероприятий, направленных на формирование у граждан приверженности здоровому образу жизни, включая их мотивацию к переходу на здоровое питание и сокращение потребления алкогольной и табачной продукции;</p><p>и) обеспечение социальной поддержки медицинских работников в целях устранения дефицита кадров;</p><p>к) разработка схем оптимального размещения объектов социальной инфраструктуры, в том числе медицинских организаций, не относящихся к первичному звену здравоохранения, образовательных организаций, организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, физической культуры и спорта, в целях обеспечения доступности соответствующих услуг для населения с учетом демографических и кадровых прогнозов, транспортной доступности населенных пунктов и особенностей проживания малочисленных народов, а также модернизация объектов социальной инфраструктуры;</p><p>л) повышение доступности качественного общего образования и обеспечение условий для организации дополнительного образования детей, в том числе в населенных пунктах, расположенных в удаленных местностях, и сельских населенных пунктах, развитие дистанционных образовательных технологий;</p><p>м) совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере образования и создание условий для получения образования лицами, относящимися к малочисленным народам;</p><p>н) развитие совместно с крупными и средними предприятиями сети профессиональных образовательных организаций, включая создание центров опережающей профессиональной подготовки и оснащение мастерских современной техникой в соответствии со стандартами "Ворлдскиллс";</p><p>о) поддержка программ развития федеральных университетов и иных образовательных организаций высшего образования, их интеграция с научными организациями и предприятиями;</p><p>п) установление для Арктической зоны особенностей законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;</p><p>р) устранение негативных последствий для окружающей среды хозяйственной и иной деятельности человека, рисков причинения вреда здоровью населения, обусловленных изменениями климата, изучение и оценка воздействия таких изменений на источники возникновения и пути распространения зависимых от них инфекционных и паразитарных заболеваний;</p><p>с) обеспечение сохранения и популяризации культурного наследия, развития традиционной культуры, сохранения и развития языков малочисленных народов;</p><p>т) оказание мер государственной поддержки, направленных на стимулирование посещения организаций культуры детьми, проживающими в населенных пунктах, расположенных в отдаленных местностях (в том числе в части, касающейся оплаты проезда детей), на организацию и проведение гастролей творческих коллективов и выездных выставок, обеспечение участия местных спортивных команд в межрегиональных и всероссийских спортивных мероприятиях, проведение в Арктической зоне общероссийских фестивалей и творческих проектов, а также крупных спортивных мероприятий;</p><p>у) создание условий для увеличения доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями, увеличение единовременной пропускной способности таких сооружений;</p><p>ф) совершенствование механизмов субсидирования магистральных, межрегиональных и местных (внутрирегиональных) авиаперевозок;</p><p>х) формирование в населенных пунктах современной городской среды, в том числе посредством благоустройства общественных и дворовых пространств с учетом природно-климатических особенностей Арктики и внедрения передовых цифровых и инженерных решений;</p><p>ц) г</p></div>
Показать следующую страницу документа