Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 311-ФЗ

pravo.gov.ru

О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                              17 июня 2021 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                                   23 июня 2021 года</p><p> </p><p>Статья 1</p><p> </p><p>Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 27, ст. 2878; № 52, ст. 5498; 2007, № 41, ст. 4844; 2008, № 9, ст. 812; № 30, ст. 3613, 3616; 2009, № 1, ст. 17, 21; № 19, ст. 2270; № 29, ст. 3604; № 30, ст. 3732; № 48, ст. 5717; 2011, № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4586, 4590, 4591; № 45, ст. 6333; № 49, ст. 7015, 7031; 2013, № 19, ст. 2322; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6986; 2015, № 14, ст. 2022; № 29, ст. 4356) следующие изменения:</p><p>1) в части первой статьи 22:</p><p>а) абзац пятый дополнить словами ", требований охраны труда";</p><p>б) дополнить абзацем следующего содержания:</p><p>"проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование).";</p><p>2) в части первой статьи 76:</p><p>а) дополнить новым абзацем шестым следующего содержания:</p><p>"не применяющего выданные ему в установленном порядке средства индивидуальной защиты, применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях;";</p><p>б) абзацы шестой - восьмой считать соответственно абзацами седьмым - девятым;</p><p>3) часть первую статьи 157 дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом";</p><p>4) статью 185 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 185. Гарантии работникам, направляемым на медицинский осмотр и (или) обязательное психиатрическое освидетельствование</p><p> </p><p>На время прохождения медицинского осмотра и (или) обязательного психиатрического освидетельствования за работниками, обязанными в соответствии с настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проходить такие осмотр и (или) освидетельствование, сохраняются место работы (должность) и средний заработок по месту работы.";</p><p>5) статью 209 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 209. Основные понятия</p><p> </p><p>Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.</p><p>Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.</p><p>Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.</p><p>Вредный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника.</p><p>Опасный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника.</p><p>Опасность - потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.</p><p>Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.</p><p>Средство индивидуальной защиты - средство, используемое для предотвращения или уменьшения воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, особых температурных условий, а также для защиты от загрязнения.</p><p>Средства коллективной защиты - технические средства защиты работников, конструктивно и (или) функционально связанные с производственным оборудованием, производственным процессом, производственным зданием (помещением), производственной площадкой, производственной зоной, рабочим местом (рабочими местами) и используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов.</p><p>Производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.</p><p>Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами работодателя, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда.</p><p>Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.</p><p>Профессиональный риск - вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья.</p><p>Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.";</p><p>6) дополнить статьей 2091 следующего содержания:</p><p> </p><p>"Статья 2091. Основные принципы обеспечения безопасности труда</p><p> </p><p>Основными принципами обеспечения безопасности труда являются:</p><p>предупреждение и профилактика опасностей;</p><p>минимизация повреждения здоровья работников.</p><p>Принцип предупреждения и профилактики опасностей означает, что работодатель систематически должен реализовывать мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий.</p><p>Принцип минимизации повреждения здоровья работников означает, что работодателем должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий реализации профессиональных рисков.</p><p>Приоритетность реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней устанавливается в примерном перечне, указанном в части третьей статьи 225 настоящего Кодекса.";</p><p>7) статью 210 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда</p><p> </p><p>Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:</p><p>обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;</p><p>принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, в том числе содержащих государственные нормативные требования охраны труда;</p><p>государственное управление охраной труда;</p><p>государственная экспертиза условий труда;</p><p>предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;</p><p>формирование основ для оценки и управления профессиональными рисками;</p><p>участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;</p><p>разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда;</p><p>координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;</p><p>проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;</p><p>создание условий для формирования здорового образа жизни работников;</p><p>установление и совершенствование порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;</p><p>установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;</p><p>международное сотрудничество в области охраны труда;</p><p>распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;</p><p>организация мониторинга состояния условий и охраны труда и государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;</p><p>обеспечение социальной защиты работников посредством обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и экономической заинтересованности работодателей в снижении профессиональных рисков;</p><p>защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;</p><p>федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;</p><p>содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.</p><p>Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.";</p><p>8) наименование главы 34 изложить в следующей редакции:</p><p>"ГЛАВА 34. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА И ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА";</p><p>9) статью 211 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 211. Государственное управление охраной труда</p><p> </p><p>Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.</p><p>Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.</p><p>Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.</p><p>Отдельные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда по государственному управлению охраной труда на территории субъекта Российской Федерации могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.";</p><p>10) дополнить статьями 2111 - 2113 следующего содержания:</p><p> </p><p>"Статья 2111. Полномочия Правительства Российской Федерации в области охраны труда</p><p> </p><p>В целях государственного управления охраной труда, а также реализации и защиты прав граждан в области охраны труда Правительство Российской Федерации:</p><p>устанавливает порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;</p><p>устанавливает порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, а также требования к организациям, оказывающим услуги по проведению обучения по охране труда;</p><p>устанавливает порядок расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников;</p><p>организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений, а также иных общественных объединений в сфере охраны труда по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;</p><p>осуществляет иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 2112. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда</p><p> </p><p>В целях государственного управления охраной труда уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:</p><p>разрабатывают нормативные правовые акты, определяющие основы государственного управления охраной труда;</p><p>разрабатывают мероприятия по улучшению условий и охраны труда, в том числе для их включения в государственные программы Российской Федерации, и обеспечивают контроль за выполнением указанных мероприятий;</p><p>разрабатывают меры стимулирования деятельности работодателей по улучшению условий и охраны труда работников;</p><p>устанавливают основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателями;</p><p>устанавливают порядок обеспечения работников за счет средств работодателей средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;</p><p>определяют примерный перечень, формы информационных материалов и рекомендации по их размещению работодателями в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия труда;</p><p>устанавливают порядок проведения специальной оценки условий труда;</p><p>устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, проводят указанную экспертизу;</p><p>устанавливают особенности расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, формы соответствующих документов, классификаторы, необходимые для расследования несчастных случаев на производстве, и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, проводят расследования несчастных случаев на производстве или участвуют в их проведении;</p><p>организуют и координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;</p><p>организуют международное сотрудничество в области охраны труда;</p><p>организуют и проводят мониторинг состояния условий и охраны труда в Российской Федерации;</p><p>обеспечивают функционирование информационной системы охраны труда;</p><p>осуществляют иные полномочия в области охраны труда в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 2113. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда</p><p> </p><p>В целях государственного управления охраной труда орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда:</p><p>обеспечивает реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда;</p><p>разрабатывает государственные программы субъекта Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда или мероприятия по улучшению условий и охраны труда для их включения в государственные программы субъекта Российской Федерации, обеспечивает контроль за выполнением указанных программ, мероприятий и достижением показателей их эффективности и результативности;</p><p>координирует проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда;</p><p>осуществляет на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;</p><p>организует и проводит мониторинг состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;</p><p>исполняет иные полномочия в области охраны труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти, в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.";</p><p>11) статьи 212 и 213 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 212. Государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности труда</p><p> </p><p>Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.</p><p>Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.</p><p>Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого производственного оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.</p><p>К нормативным правовым актам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:</p><p>правила по охране труда, а также иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные настоящим Кодексом;</p><p>единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты.</p><p>Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.</p><p>Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.</p><p>В цел</p></div>
Показать следующую страницу документа