Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 303-ФЗ

pravo.gov.ru

О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                              15 июня 2021 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                                   23 июня 2021 года</p><p> </p><p>Статья 1</p><p> </p><p>Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 30, ст. 3599, 3616; 2009, № 11, ст. 1261; № 30, ст. 3735; 2011, № 1, ст. 54; № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4590; 2012, № 26, ст. 3446; 2014, № 11, ст. 1092; № 26, ст. 3337, 3386; 2015, № 27, ст. 3997; 2016, № 1, ст. 75; № 26, ст. 3887; 2018, № 24, ст. 3415; № 30, ст. 4547; № 32, ст. 5133, 5134; № 52, ст. 8100; № 53, ст. 8464; 2020, № 17, ст. 2725; 2021, № 6, ст. 958; № 18, ст. 3056) следующие изменения:</p><p>1) пункт 101 части 1 статьи 25 изложить в следующей редакции:</p><p>"101) создание лесных питомников и их эксплуатация;";</p><p>2) статью 391 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 391. Создание лесных питомников и их эксплуатация</p><p> </p><p>1. Создание лесных питомников (постоянных, временных) и их эксплуатация представляют собой деятельность, связанную с выращиванием саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород.</p><p>Для целей настоящего Кодекса под лесными питомниками понимаются территории, на которых расположены земельные, лесные участки с необходимой инфраструктурой, предназначенной для обеспечения выращивания саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород.</p><p>2. На лесных участках, предоставленных для создания и эксплуатации лесных питомников, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства и возведение некапитальных строений, сооружений, которые предназначены для обеспечения выращивания саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород (в том числе складов для хранения семян лесных растений, теплиц и других подобных объектов) и признаются объектами лесной инфраструктуры, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 13 настоящего Кодекса.</p><p>3. Для создания лесных питомников и их эксплуатации лесные участки государственным (муниципальным) учреждениям, указанным в части 2 статьи 19 настоящего Кодекса, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.</p><p>4. Создание лесных питомников и их эксплуатация допускаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, если такая деятельность не противоречит их правовому режиму.</p><p>5. Правила создания лесных питомников и их эксплуатации устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";</p><p>3) в части 5 статьи 43 слова "в том числе в охранных зонах указанных объектов," исключить;</p><p>4) в части 4 статьи 45 слова "охранных зонах линейных объектов" заменить словами "охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов";</p><p>5) статью 605 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 605. Государственный лесопатологический мониторинг</p><p> </p><p>1. Государственный лесопатологический мониторинг представляет собой систему наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов и за происходящими в них процессами и явлениями, а также анализа, оценки и прогноза изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов в целях осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной безопасности в лесах.</p><p>2. Государственный лесопатологический мониторинг является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).</p><p>3. Государственный лесопатологический мониторинг осуществляется с использованием наземных методов и (или) методов дистанционного зондирования.</p><p>4. Государственный лесопатологический мониторинг осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или государственным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.</p><p>5. Порядок осуществления государственного лесопатологического мониторинга устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";</p><p>6) в статье 61:</p><p>а) часть 1 изложить в следующей редакции:</p><p>"1. Вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, в том числе с использованием саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках.";</p><p>б) часть 4 изложить в следующей редакции:</p><p>"4. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов, проекта лесовосстановления или проекта лесоразведения в части воспроизводства лесов или лесоразведения является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками, прекращения сервитута, публичного сервитута.";</p><p>7) статьи 611 - 631 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 611. Государственный мониторинг воспроизводства лесов</p><p> </p><p>1. Государственный мониторинг воспроизводства лесов представляет собой систему наблюдений за состоянием лесов, требующих воспроизводства, и лесов, в которых проводится их воспроизводство, а также анализа, оценки и прогноза изменения их состояния в целях осуществления управления в области воспроизводства лесов и обеспечения их воспроизводства.</p><p>2. Государственный мониторинг воспроизводства лесов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).</p><p>3. Государственный мониторинг воспроизводства лесов включает в себя:</p><p>1) оценку изменения площади земель, на которых расположены леса;</p><p>2) выявление лесов, требующих воспроизводства;</p><p>3) оценку качественных и количественных характеристик лесных насаждений при воспроизводстве лесов;</p><p>4) оценку установленных требований к выращиванию саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород в лесных питомниках;</p><p>5) оценку качества используемых при воспроизводстве лесов семян лесных растений и саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород;</p><p>6) оценку эффективности воспроизводства лесов, осуществляемого в том числе в соответствии со статьей 631 настоящего Кодекса.</p><p>4. Государственный мониторинг воспроизводства лесов осуществляется с использованием наземных методов и (или) методов дистанционного зондирования.</p><p>5. Государственный мониторинг воспроизводства лесов осуществляется уполномоченным федеральном органом исполнительной власти или государственным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.</p><p>6. Порядок осуществления государственного мониторинга воспроизводства лесов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.</p><p> </p><p>Статья 62. Лесовосстановление</p><p> </p><p>1. Лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.</p><p>2. Естественное лесовосстановление происходит вследствие природных процессов и осуществления мер содействия естественному лесовосстановлению, включающих сохранение жизнеспособного укоренившегося подроста и молодняка основных лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, уход за подростом основных лесных древесных пород, минерализацию поверхности почвы, а также иные мероприятия, предусмотренные правилами лесовосстановления.</p><p>3. Искусственное лесовосстановление представляет собой деятельность, связанную с выращиванием лесных насаждений, в том числе посев, посадку саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, агротехнический уход за лесными насаждениями (рыхление почвы, уничтожение или предупреждение появления нежелательной растительности и другие мероприятия, направленные на повышение приживаемости саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород и улучшение условий их роста), а также иные мероприятия, предусмотренные правилами лесовосстановления, до момента отнесения земель, на которых осуществляется искусственное лесовосстановление, к землям, на которых расположены леса.</p><p>4. Комбинированное лесовосстановление представляет собой сочетание естественного и искусственного лесовосстановления.</p><p>5. Лесовосстановление проводится лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 291, статьей 30 и частью 41 статьи 32 настоящего Кодекса.</p><p>6. Лесовосстановление проводится в соответствии с проектом лесовосстановления, который разрабатывается в соответствии со статьей 891 настоящего Кодекса.</p><p>7. Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.</p><p> </p><p>Статья 63. Лесоразведение</p><p> </p><p>1. Лесоразведение осуществляется на землях лесного фонда и на землях иных категорий в целях предотвращения эрозии почв и других связанных с повышением потенциала лесов целях.</p><p>2. Лесоразведение проводится в соответствии с проектом лесоразведения, который разрабатывается в соответствии со статьей 892 настоящего Кодекса.</p><p>3. Правила лесоразведения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.</p><p> </p><p>Статья 631. Особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения отдельными категориями лиц</p><p> </p><p>1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 настоящего Кодекса.</p><p>2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда.</p><p>3. Лесовосстановление или лесоразведение, проводимое в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи на землях лесного фонда, осуществляется в субъекте Российской Федерации, на территории которого проведена рубка лесных насаждений или осуществлен перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, либо по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на территориях иных субъектов Российской Федерации, определенных таким федеральным органом исполнительной власти.</p><p>4. Лесовосстановление или лесоразведение, проводимое в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, может осуществляться на землях иных категорий по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.</p><p>5. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют лесовосстановление или лесоразведение самостоятельно либо с привлечением за свой счет иных лиц. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, имеют право на договорной основе передать осуществление лесовосстановления или лесоразведения иным лицам, в том числе государственным (муниципальным) учреждениям, указанным в части 2 статьи 19 настоящего Кодекса.</p><p>6. Лица, указанные в частях 1, 2 и 5 настоящей статьи, не позднее чем через три года, если иное не установлено другими федеральными законами, после рубки лесных насаждений в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, или после перевода земель лесного фонда в земли иных категорий в случае, указанном в части 2 настоящей статьи, обеспечивают посадку саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках, и агротехнический уход за лесными растениями основных лесных древесных пород в течение трех лет с момента посадки.</p><p>7. Настоящая статья не распространяется на следующие случаи:</p><p>1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 настоящего Кодекса;</p><p>2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр;</p><p>3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.</p><p>8. В случае, если лицом, в интересах которого осуществляется перевод земельного участка в составе земель лесного фонда в земли иных категорий, была осуществлена рубка лесных насаждений в границах такого участка, в связи с чем указанным лицом осуществлено лесовосстановление или лесоразведение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, обязанность по лесовосстановлению или лесоразведению, предусмотренная частью 2 настоящей статьи, не возникает в отношении части площади соответствующего земельного участка, на которой была осуществлена указанная рубка лесных насаждений.";</p><p>8) в части 2 статьи 66 слова "посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев)" заменить словами "саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород";</p><p>9) в статье 83:</p><p>а) в пункте 11 части 1 слова "пунктами 36 и 37" заменить словами "пунктами 13 и 14";</p><p>б) дополнить частью 91 следующего содержания:</p><p>"91. Полномочия, указанные в пунктах 2 - 6 части 9 настоящей статьи, могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.";</p><p>10) статьи 891 и 892 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 891. Проект лесовосстановления</p><p> </p><p>1. Лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению, составляют проект лесовосстановления.</p><p>2. Проект лесовосстановления, составленный лицом, на которое возложена обязанность по лесовосстановлению, направляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг на согласование в органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.</p><p>3. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в течение пятнадцати дней рассматривают поступившие проекты лесовосстановления и направляют лицу, составившему соответствующий проект, решение о согласовании проекта лесовосстановления или обоснованный отказ в его согласовании.</p><p>4. Форма, состав, порядок согласования проекта лесовосстановления, основания для отказа в его согласовании, а также требования к формату в электронной форме проекта лесовосстановления утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.</p><p> </p><p>Статья 892. Проект лесоразведения</p><p> </p><p>1. Лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению работ по лесоразведению, составляют проекты лесоразведения.</p><p>2. Проект лесоразведения, составленный лицом, на которое возложена обязанность по лесоразведению, в случае осуществления лесоразведения в лесах направляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг на согласование в органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.</p><p>3. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в течение пятнадцати дней рассматривают поступившие проекты лесоразведения и направляют лицу, составившему соответствующий проект, решение о согласовании проекта лесоразведения или обоснованный отказ в его согласовании.</p><p>4. Форма, состав, порядок согласования проекта лесоразведения, основания для отказа в его согласовании, а также требования к формату в электронной форме проекта лесоразведения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";</p><p>11) статью 90 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 90. Государственная инвентаризация лесов</p><p> </p><p>1. Государственная инвентаризация лесов представляет собой систему мероприятий по оценке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик, выявления воздействия неблагоприятных факторов на леса, в том числе в результате нарушений законодательства, анализу качества проведения и результативности мероприятий по сохранению лесов, использованию лесов, а также по анализу, оценке и прогнозу изменения состояния лесов в целях стратегического планирования в области лесного хозяйства.</p><p>2. Государственная инвентаризация лесов проводится в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий.</p><p>3. Государственная инвентаризация лесов осуществляется с использованием наземных методов и (или) методов дистанционного зондирования.</p><p>4. Государственная инвентаризация лесов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или государственным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.</p><p>5. Порядок проведения государственной инвентаризации лесов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.";</p><p>12) часть 10 статьи 91 дополнить новым вторым предложением следующего содержания: "Обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.";</p><p>13) в части 21 статьи 96 слова "субъектов Российской Федерации" исключить, слова "с частью 1 статьи 83" заменить словами "со статьями 81 - 83".</p><p> </p><p>Статья 2</p><p> </p><p>В статье 71 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5279; 2021, № 6, ст. 958) слова ", за исключением органов, указанных" заменить словами "наряду с органами, указанными".</p><p> </p><p>Статья 3</p><p> </p><p>Внести в Федеральный закон от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 6, ст. 958) следующие изменения:</p><p>1) в пункте 31 статьи 1:</p><p>а) в абзаце втором слова "Федеральный государственный надзор в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней" заменить словами "Федеральный государственный надзор в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними";</p><p>б) в абзаце третьем слова "Федеральный госуд</p></div>
Показать следующую страницу документа