Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 296-ФЗ

pravo.gov.ru

Об ограничении выбросов парниковых газов
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>Об ограничении выбросов парниковых газов</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                              1 июня 2021 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                                   23 июня 2021 года</p><p> </p><p>Статья 1. Правовое регулирование отношений, связанных с ограничением выбросов парниковых газов</p><p> </p><p>1. Настоящий Федеральный закон определяет основы правового регулирования отношений в сфере хозяйственной и иной деятельности, которая сопровождается выбросами парниковых газов и осуществляется на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, российском секторе Каспийского моря.</p><p>2. Целью настоящего Федерального закона является создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации при снижении уровня выбросов парниковых газов.</p><p>3. Законодательство Российской Федерации в области ограничения выбросов парниковых газов основывается на положениях Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе</p><p> </p><p>Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:</p><p>1) парниковые газы - газообразные вещества природного или антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение;</p><p>2) кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов (далее - кадастр парниковых газов) - систематизированный свод сведений, содержащих описание выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, основанное на официальной статистической информации;</p><p>3) регулируемые организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых определяется в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона;</p><p>4) выбросы парниковых газов - выбросы в атмосферный воздух парниковых газов, образуемых в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности за определенный интервал времени;</p><p>5) поглощение парниковых газов - природный (естественный) процесс или вид хозяйственной и иной деятельности, в результате которых происходят извлечение из атмосферного воздуха парниковых газов и их накопление в других компонентах природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектах;</p><p>6) реестр выбросов парниковых газов - государственная информационная система, содержащая отчеты о выбросах парниковых газов;</p><p>7) климатический проект - комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов;</p><p>8) исполнитель климатического проекта - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, реализующие климатический проект;</p><p>9) углеродная единица - верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной 1 тонне углекислого газа;</p><p>10) верификация результатов реализации климатического проекта - проверка и подтверждение сведений о сокращении (предотвращении) выбросов парниковых газов или об увеличении поглощения парниковых газов в результате реализации климатического проекта;</p><p>11) владелец углеродных единиц - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, которым принадлежат углеродные единицы;</p><p>12) реестр углеродных единиц - информационная система, в которой регистрируются климатические проекты и ведется учет углеродных единиц и операций с ними;</p><p>13) оператор - юридическое лицо, уполномоченное Правительством Российской Федерации на ведение реестра углеродных единиц;</p><p>14) счет в реестре углеродных единиц - запись, которая содержится в реестре углеродных единиц и используется для учета углеродных единиц и проведения операций с ними;</p><p>15) счет изъятия из обращения - специализированный счет в реестре углеродных единиц, предназначенный для зачета углеродных единиц;</p><p>16) обращение углеродных единиц - совокупность операций, проводимых при передаче углеродных единиц;</p><p>17) участник обращения углеродных единиц - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, являющиеся исполнителем климатического проекта, и (или) владельцем углеродных единиц, и (или) лицом, имеющим счет в реестре углеродных единиц;</p><p>18) операции с углеродными единицами - действия с углеродными единицами, регистрируемые в реестре углеродных единиц;</p><p>19) зачет углеродных единиц - аннулирование углеродных единиц путем списания их со счета владельца углеродных единиц и зачисления на счет изъятия из обращения;</p><p>20) углеродный след - общий объем выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, образующихся в ходе производства продукции либо в ходе оказания услуг, который включает в себя прямые выбросы парниковых газов (образуемые в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности), косвенные выбросы парниковых газов (связанные с потреблением электрической, тепловой энергии, иных ресурсов, используемых для обеспечения хозяйственной и иной деятельности и полученных от внешних объектов), поглощения парниковых газов в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности, с учетом углеродных единиц, в отношении которых произведен зачет.</p><p> </p><p>Статья 3. Принципы ограничения выбросов парниковых газов</p><p> </p><p>Ограничение выбросов парниковых газов осуществляется с соблюдением следующих принципов:</p><p>1) обеспечение устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации при снижении уровня выбросов парниковых газов;</p><p>2) обязательность регулярного представления регулируемыми организациями отчетов о выбросах парниковых газов;</p><p>3) обязательность выполнения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов;</p><p>4) добровольность реализации климатических проектов;</p><p>5) научная обоснованность, системность и комплексность подхода к ограничению выбросов парниковых газов.</p><p> </p><p>Статья 4. Меры по ограничению выбросов парниковых газов</p><p> </p><p>1. Меры по ограничению выбросов парниковых газов включают в себя:</p><p>1) государственный учет выбросов парниковых газов;</p><p>2) установление целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов;</p><p>3) поддержку в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению поглощения парниковых газов.</p><p>2. Государственное управление в области ограничения выбросов парниковых газов осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).</p><p> </p><p>Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в области ограничения выбросов парниковых газов</p><p> </p><p>1. Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и указами Президента Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в области ограничения выбросов парниковых газов:</p><p>1) устанавливает порядок создания и ведения реестра выбросов парниковых газов;</p><p>2) устанавливает порядок представления регулируемыми организациями в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчетов о выбросах парниковых газов, формы таких отчетов и порядок проверки таких отчетов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;</p><p>3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.</p><p>2. Федеральные органы исполнительной власти, определяемые в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации, осуществляют в пределах своей компетенции следующие полномочия в области ограничения выбросов парниковых газов:</p><p>1) прогнозируют выбросы парниковых газов и осуществляют оценку достижения установленных целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов в целях определения достаточности мер по ограничению выбросов парниковых газов;</p><p>2) утверждают методики количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, содержащие в том числе расчетные и инструментальные методы определения объема выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов;</p><p>3) устанавливают порядок подготовки кадастра парниковых газов и его структуру, а также ведут кадастр парниковых газов;</p><p>4) осуществляют иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.</p><p>3. Утверждение документов национальной системы стандартизации в области ограничения выбросов парниковых газов, в том числе в отношении реализации климатических проектов и определения углеродного следа, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.</p><p> </p><p>Статья 6. Целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов</p><p> </p><p>1. Целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов для экономики Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с указами Президента Российской Федерации и документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках целеполагания на федеральном уровне, с учетом поглощения парниковых газов в лесах и иных естественных экологических системах и исходя из необходимости обеспечения устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации.</p><p>2. Целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов для отраслей экономики Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом особенностей применяемых технологий, объема инвестиций, выручки от реализации товаров, работ, услуг и суммы поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствующей отрасли экономики Российской Федерации.</p><p>3. Целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов для отраслей экономики Российской Федерации учитываются при установлении в государственных программах Российской Федерации показателей развития отраслей экономики Российской Федерации и сфер государственного управления.</p><p>4. Оценка достижения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 7. Права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области ограничения выбросов парниковых газов</p><p> </p><p>1. Отнесение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям осуществляется на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации в отношении хозяйственной и иной деятельности, сопровождаемой выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период до 1 января 2024 года или 50 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период с 1 января 2024 года. Указанные критерии включают перечни видов хозяйственной и иной деятельности, сопровождаемой выбросами парниковых газов, и показатели такой деятельности.</p><p>2. Регулируемые организации ежегодно представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчеты о выбросах парниковых газов до 1 июля года, следующего за отчетным, в порядке и по форме, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.</p><p>3. Отчет о выбросах парниковых газов содержит информацию о массе выбросов парниковых газов, образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности регулируемых организаций, за календарный год, а также исходные сведения, на основании которых определена масса этих выбросов. Ответственность за несвоевременное представление такого отчета, а также за представление в указанном отчете недостоверной информации устанавливается законодательством Российской Федерации.</p><p>4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к регулируемым организациям, вправе представлять отчеты о выбросах парниковых газов, образовавшихся в результате осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности, в порядке, установленном настоящей статьей.</p><p> </p><p>Статья 8. Государственный учет выбросов парниковых газов</p><p> </p><p>1. Государственный учет выбросов парниковых газов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в целях получения достоверной информации о выбросах парниковых газов, образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности регулируемых организаций, а также обеспечения государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан такой информацией.</p><p>2. Данные государственного учета выбросов парниковых газов учитываются при подготовке кадастра парниковых газов. Государственный учет выбросов парниковых газов и ведение кадастра парниковых газов осуществляются в отношении парниковых газов, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.</p><p>3. Государственный учет выбросов парниковых газов осуществляется в форме ведения реестра выбросов парниковых газов, который является государственной информационной системой, в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.</p><p>4. Ведение реестра выбросов парниковых газов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.</p><p>5. Порядок создания и ведения реестра выбросов парниковых газов устанавливается Правительством Российской Федерации.</p><p>6. В реестр выбросов парниковых газов включается следующая информация о регулируемых организациях:</p><p>1) наименование, организационно-правовая форма и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя);</p><p>2) основной государственный регистрационный номер;</p><p>3) идентификационный номер налогоплательщика;</p><p>4) сведения об осуществляемых видах экономической деятельности;</p><p>5) сведения о выбросах парниковых газов в соответствии с отчетами о выбросах парниковых газов;</p><p>6) иная информация, определенная Правительством Российской Федерации.</p><p>7. В реестр выбросов парниковых газов может быть включена информация о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, не относящихся к регулируемым организациям, на основании представляемых ими отчетов о выбросах парниковых газов.</p><p>8. До включения в реестр выбросов парниковых газов отчеты о выбросах парниковых газов подлежат проверке в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.</p><p>9. Информация о выбросах парниковых газов, образовавшихся в результате деятельности в интересах обороны страны и безопасности государства, в реестр выбросов парниковых газов не включается.</p><p> </p><p>Статья 9. Климатические проекты</p><p> </p><p>1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели или физические лица вправе реализовывать климатические проекты.</p><p>2. Критерии отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам и порядок такого отнесения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.</p><p>3. Сведения о климатических проектах включаются в реестр углеродных единиц.</p><p>4. Для выпуска в обращение углеродных единиц результаты реализации климатических проектов, содержащиеся в отчете о реализации климатического проекта, подлежат верификации. Форма такого отчета и порядок его представления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.</p><p>5. Верификация результатов реализации климатических проектов осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.</p><p>6. Углеродные единицы, выпущенные в обращение в результате реализации климатического проекта, подлежат зачислению на счет исполнителя этого климатического проекта в реестре углеродных единиц.</p><p>7. Выпущенные в обращение углеродные единицы учитываются при оценке достижения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов.</p><p>8. Поддержка деятельности по реализации климатических проектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.</p><p>9. Правительство Российской Федерации вправе определять основания для предоставления исполнителям климатических проектов мер государственной поддержки, а также условия, которым должны отвечать реализуемые климатические проекты.</p><p> </p><p>Статья 10. Реестр углеродных единиц</p><p> </p><p>1. Реестр углеродных единиц содержит информацию о климатических проектах, об углеродных единицах, выпущенных в обращение в результате реализации этих проектов, о передаче углеродных единиц их владельцем иному лицу и зачете углеродных единиц. Создание и ведение реестра углеродных единиц, а также проведение операций с углеродными единицами в таком реестре осуществляется оператором в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.</p><p>2. В реестр углеродных единиц включается следующая информация:</p><p>1) наименование, организационно-правовая форма и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица);</p><p>2) сведения об осуществляемых видах экономической деятельности;</p><p>3) основной государственный регистрационный номер;</p><p>4) идентификационный номер налогоплательщика;</p><p>5) сведения о реализации климатического проекта и об углеродных единицах, выпущенных в обращение в результате его реализации;</p><p>6) сведения о верификации результатов реализации климатического проекта;</p><p>7) сведения об операциях с углеродными единицами;</p><p>8) иная информация, определенная Правительством Российской Федерации.</p><p>3. Обработка персональных данных и их защита осуществляются оператором в соответствии с законодательством о персональных данных.</p><p>4. Счет в реестре углеродных единиц открывается оператором на основании договора с участником обращения углеродных единиц на согласованных сторонами условиях. Счет в реестре углеродных единиц может быть открыт без одновременного зачисления на него углеродных единиц.</p><p>5. Правительство Российской Федерации устанавливает форму типового договора на оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц и порядок определения платы за оказание таких услуг.</p><p>6. Оператор обязуется проводить операции по счету в реестре углеродных единиц в соответствии с распоряжением владельца этого счета, удостоверяемым усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - распоряжение владельца счета). Операции с углеродными единицами проводятся оператором не позднее дня, следующего за днем поступления к оператору распоряжения владельца счета.</p><p>7. Выпущенные в обращение углеродные единицы оператор зачисляет на счет исполнителя климатического проекта. Удостоверением выпуска в обращение углеродных единиц и права на них владельца углеродных единиц являются записи по счету в реестре углеродных единиц и выписки по данному счету.</p><p>8. Передача углеродных единиц иному лицу осуществляется на основании распоряжения владельца счета посредством списания углеродных единиц с его счета и зачисления на счет приобретателя углеродных единиц. Углеродные единицы считаются переданными с момента внесения операторо</p></div>
Показать следующую страницу документа