Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 25.02.2022 г. № 17-ФЗ

pravo.gov.ru

О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения»
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                               16 февраля 2022 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                                   22 февраля 2022 года</p><p> </p><h4>(В редакции федеральных законов от 14.07.2022 № 239-ФЗ, от 21.11.2022 № 443-ФЗ, от 28.12.2022 № 565-ФЗ, от 31.07.2023 № 389-ФЗ, от 23.03.2024 № 49-ФЗ, от 29.10.2024 № 362-ФЗ)</h4><p> </p><p>Статья 1. Территория и сроки проведения эксперимента</p><p> </p><p>1. В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации провести эксперимент по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - эксперимент) в следующих субъектах Российской Федерации:</p><p>1) с 1 июля 2022 года - в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан);</p><p>2) с 1 января 2025 года - в субъектах Российской Федерации, не указанных в пункте 1 настоящей части, с учетом положений частей 11 и 12 настоящей статьи.</p><p>(Часть в редакции  Федерального закона от 29.10.2024 № 362-ФЗ)</p><p>11. В субъектах Российской Федерации, не указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" вводится в действие законами субъектов Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 29.10.2024 № 362-ФЗ)</p><p>12. Закон субъекта Российской Федерации о введении в действие специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" должен содержать положение о вступлении в силу указанного закона субъекта Российской Федерации не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. (Дополнение частью - Федеральный закон от 29.10.2024 № 362-ФЗ)</p><p>13. В федеральной территории "Сириус" начать проведение эксперимента с 1 января 2025 года. (Дополнение частью - Федеральный закон от 29.10.2024 № 362-ФЗ)</p><p>14. На территории города Байконура начать проведение эксперимента с 1 января 2025 года. Эксперимент проводится в период действия Договора аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 года (далее - Договор аренды комплекса "Байконур"), но не позднее срока, указанного в части 2 настоящей статьи. (Дополнение частью - Федеральный закон от 29.10.2024 № 362-ФЗ)</p><p>2. Эксперимент проводится до 31 декабря 2027 года включительно. (В редакции  Федерального закона от 29.10.2024 № 362-ФЗ)</p><p>3. В течение срока проведения эксперимента не могут вноситься изменения в настоящий Федеральный закон в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, установленного пунктом 23 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.</p><p> </p><p>Статья 2. Общие положения</p><p> </p><p>1. Специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее также - специальный налоговый режим) применяется организациями, состоящими на учете по месту нахождения организации, и индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете по месту жительства физического лица, при условии, что такое место нахождения (место жительства) расположено на территории любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент и указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за исключением федеральной территории "Сириус", либо на территории федеральной территории "Сириус", либо на территории города Байконура в период действия Договора аренды комплекса "Байконур". (В редакции  Федерального закона от 29.10.2024 № 362-ФЗ)</p><p>2. Переход на специальный налоговый режим или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.</p><p>3. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.</p><p>4. Применение специального налогового режима организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, в отношении которых применяются налоговые ставки, предусмотренные пунктами 16, 3 и 4 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации).</p><p>5. Применение индивидуальными предпринимателями специального налогового режима предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации), налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности (за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации).</p><p>6. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), и налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации.</p><p>7. Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о налогоплательщике с учетом следующих особенностей:</p><p>1) камеральная налоговая проверка проводится за налоговые периоды истекшего календарного года начиная с 1 февраля следующего календарного года;</p><p>2) при смене налогового режима камеральная налоговая проверка проводится за истекшие налоговые периоды текущего календарного года со дня, следующего за днем поступления в налоговый орган уведомления, предусмотренного частью 6 статьи 4 настоящего Федерального закона, либо со дня, следующего за днем направления в адрес налогоплательщика уведомления, предусмотренного частью 8 статьи 4 настоящего Федерального закона;</p><p>3) в случае принятия решения о реорганизации или ликвидации организации камеральная налоговая проверка проводится за истекшие налоговые периоды текущего календарного года со дня, следующего за днем внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что такая организация находится в процессе реорганизации или ликвидации. Ликвидация организации не может быть завершена ранее окончания камеральной налоговой проверки.</p><p> </p><p>Статья 3. Налогоплательщики. Уполномоченная кредитная организация</p><p> </p><p>1. Налогоплательщиками специального налогового режима (далее - налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим и применяющие указанный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.</p><p>2. Не вправе применять специальный налоговый режим:</p><p>1) организации, имеющие филиалы и (или) обособленные подразделения;</p><p>2) организации, состоящие на учете в налоговом органе по месту нахождения организации, и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете по месту жительства физического лица, при условии, что такое место нахождения (место жительства) расположено в субъекте Российской Федерации, не участвующем в эксперименте;</p><p>3) банки и небанковские кредитные организации;</p><p>4) страховщики;</p><p>5) негосударственные пенсионные фонды;</p><p>6) инвестиционные фонды;</p><p>7) профессиональные участники рынка ценных бумаг;</p><p>8) ломбарды;</p><p>9) организации и индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары (за исключением подакцизного винограда, вина, игристого вина, включая российское шампанское, виноматериалов, виноградного сусла, произведенных из винограда собственного производства, сахаросодержащих напитков, указанных в подпункте 23 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации), а также осуществляющие добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; (В редакции  Федерального закона от 21.11.2022 № 443-ФЗ)</p><p>10) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;</p><p>11) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, медиаторы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой;</p><p>12) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;</p><p>13) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется:</p><p>а) на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;</p><p>б) на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами);</p><p>в) на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами);</p><p>14) организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 миллионов рублей;</p><p>15) казенные и бюджетные учреждения;</p><p>16) иностранные организации;</p><p>17) микрофинансовые организации;</p><p>18) частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала);</p><p>19) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие иные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;</p><p>20) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества, договора доверительного управления имуществом или концессионного соглашения на территории Российской Федерации;</p><p>21) организации и индивидуальные предприниматели, ведущие предпринимательскую деятельность на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров;</p><p>22) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по совершению сделок с ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг;</p><p>23) организации и индивидуальные предприниматели, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 60 миллионов рублей;</p><p>24) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;</p><p>25) некоммерческие организации;</p><p>26) организации и индивидуальные предприниматели, привлекающие работников для осуществления работ, указанных в списках соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), утвержденных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 30 и статьей 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях";</p><p>27) организации и индивидуальные предприниматели, привлекающие к трудовой деятельности физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;</p><p>28) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает пять человек;</p><p>29) организации и индивидуальные предприниматели, имеющие счета, корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств в кредитной организации, не включенной в реестр уполномоченных кредитных организаций, предусмотренный частью 5 настоящей статьи;</p><p>30) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся источниками выплаты доходов физическим лицам, облагаемых налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 31, 5 и 6 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации, источниками доходов в натуральной форме, а также доходов физических лиц, полученных в виде материальной выгоды в результате взаимоотношений с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями;</p><p>31) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплату доходов физическим лицам в наличной форме;</p><p>32) крестьянские фермерские хозяйства;</p><p>33) (Пункт утратил силу  - Федеральный закон от 28.12.2022 № 565-ФЗ)</p><p>34) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов. Положения настоящего пункта не применяются в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство ювелирных и других изделий из серебра и (или) оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из серебра. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ) (В редакции  Федерального закона от 23.03.2024 № 49-ФЗ)</p><p>3. В целях настоящего Федерального закона кредитные организации присоединяются к информационному обмену с налоговыми органами и осуществляют такой обмен при условии соответствия указанных кредитных организаций требованиям (критериям) и соблюдения ими порядка, которые указаны в протоколах информационного обмена, размещаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".</p><p>4. Кредитная организация, осуществляющая в соответствии с частью 3 настоящей статьи информационный обмен с налоговыми органами, признается уполномоченной налогоплательщиком на передачу в налоговый орган сведений об операциях по счету, открытому в этой кредитной организации, об операциях с использованием корпоративного электронного средства платежа для переводов электронных денежных средств, о переводах электронных денежных средств, а также информации, предусмотренной частью 8 статьи 17 и частью 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, на период применения таким налогоплательщиком указанного режима налогообложения (далее - уполномоченная кредитная организация). Налоговые органы представляют в электронной форме в соответствии с указанным в части 3 настоящей статьи протоколом информационного обмена в уполномоченную кредитную организацию сведения о дате начала и (или) дате окончания применения налогоплательщиками специального налогового режима.</p><p>5. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет реестр уполномоченных кредитных организаций и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".</p><p> </p><p>Статья 4. Порядок и условия начала и прекращения применения специального налогового режима</p><p> </p><p>1. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на специальный налоговый режим, через личный кабинет налогоплательщика.</p><p>2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель уведомляют через личный кабинет налогоплательщика о переходе на специальный налоговый режим не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в документе, подтверждающем постановку на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, перешедшими на специальный налоговый режим, с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в документе, подтверждающем постановку на учет в налоговом органе.</p><p>3. В уведомлениях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, указывается выбранный объект налогообложения.</p><p>4. Организации и индивидуальные предприниматели вправе уполномочить кредитную организацию, включенную в реестр, указанный в части 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, на представление в налоговый орган уведомления о переходе на специальный налоговый режим.</p><p>5. Налогоплательщик не вправе до окончания календарного года перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При переходе на иной режим налогообложения налогоплательщик обязан уведомить в электронной форме налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика или уполномоченную кредитную организацию о переходе на иной режим налогообложения не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого он переходит на иной режим налогообложения.</p><p>6. Налогоплательщик утрачивает право на применение специального налогового режима при нарушении требований, предусмотренных частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, с начала календарного месяца, в котором допущено несоответствие указанным требованиям (далее - дата утраты права). В этом случае такой налогоплательщик обязан уведомить в электронной форме налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика или уполномоченную кредитную организацию об утрате права на применение специального налогового режима не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в к</p></div>
Показать следующую страницу документа