Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 11.06.2022 г. № 174-ФЗ

pravo.gov.ru

О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                              7 июня 2022 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                                   8 июня 2022 года</p><p> </p><h4>(В редакции Федерального закона от 02.11.2023 № 516-ФЗ)</h4><p> </p><p>Статья 1</p><p> </p><p>Внести в Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 13, ст. 1177; 2007, № 45, ст. 5427; 2008, № 29, ст. 3418; № 52, ст. 6236; 2010, № 11, ст. 1175; № 31, ст. 4156, 4157, 4158, 4160; 2011, № 1, ст. 13; № 7, ст. 905; № 11, ст. 1502; № 23, ст. 3263; № 30, ст. 4590, 4596; № 50, ст. 7336, 7343; 2012, № 26, ст. 3446; № 53, ст. 7616; 2013, № 45, ст. 5797; № 48, ст. 6165; 2014, № 16, ст. 1840; № 42, ст. 5615; 2015, № 1, ст. 19; № 29, ст. 4350; № 45, ст. 6208; 2016, № 1, ст. 70; № 14, ст. 1904; № 26, ст. 3865; № 27, ст. 4201; 2017, № 1, ст. 49; № 27, ст. 3926; № 30, ст. 4456; № 31, ст. 4822; 2018, № 1, ст. 35; № 27, ст. 3955; № 31, ст. 4843, 4860; № 53, ст. 8448; 2019, № 31, ст. 4421, 4459; № 52, ст. 7789, 7796; 2020, № 17, ст. 2719; № 31, ст. 5040; № 50, ст. 8047; 2021, № 1, ст. 19, 73; № 24, ст. 4188; 2022, № 8, ст. 1036) следующие изменения:</p><p>1) в статье 3:</p><p>а) абзац третий изложить в следующей редакции:</p><p>"Единая энергетическая система России - электроэнергетическая система, расположенная в пределах территории Российской Федерации, в состав которой входят объединенные электроэнергетические системы и образующие их территориальные электроэнергетические системы и централизованное оперативно-диспетчерское управление которой осуществляется системным оператором электроэнергетических систем России (далее - системный оператор);";</p><p>б) абзацы тринадцатый - пятнадцатый изложить в следующей редакции:</p><p>"оперативно-технологическое управление - комплекс мер по управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, осуществляемых собственниками или иными законными владельцами данных объектов и (или) установок в соответствии с диспетчерскими командами и распоряжениями субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и (или) по согласованию с таким субъектом в отношении линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, технологический режим работы и эксплуатационное состояние которых влияют на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы, либо самостоятельно или в координации с иными субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии в отношении иных линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок;</p><p>оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике комплекс мер по централизованному планированию и управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, осуществляемых субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в отношении определяемых им в установленном Правительством Российской Федерации порядке линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, технологический режим работы и эксплуатационное состояние которых влияют на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы и могут изменяться только по диспетчерской команде субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике или по согласованию с таким субъектом, а также мер по проектированию развития электроэнергетической системы;</p><p>услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике - комплекс мер по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, осуществляемых в целях обеспечения надежного функционирования и развития электроэнергетической системы;";</p><p>в) абзац тридцатый признать утратившим силу;</p><p>г) абзацы тридцать второй и тридцать третий изложить в следующей редакции:</p><p>"установленная генерирующая мощность - электрическая мощность, с которой объект по производству электрической энергии, генерирующее оборудование объекта по производству электрической энергии могут работать без ограничения по длительности такой работы при номинальных параметрах и (или) в нормальных условиях, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики;</p><p>располагаемая мощность - электрическая мощность, определяемая как установленная мощность генерирующего оборудования, сниженная на величину ограничений установленной мощности или увеличенная на величину длительно допустимого превышения над установленной мощностью;";</p><p>д) абзац тридцать четвертый признать утратившим силу;</p><p>е) дополнить абзацами следующего содержания:</p><p>"качество электрической энергии - степень соответствия характеристик электрической энергии в определенной точке электрической сети совокупности нормированных показателей, устанавливаемых нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации;</p><p>цифровая информационная модель электроэнергетической системы - представленное в унифицированном электронном машиночитаемом виде взаимоувязанное множество сведений об электроэнергетической системе (включая фрагменты цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики, необходимые для описания электроэнергетической системы), однозначно идентифицирующих и описывающих электроэнергетическую систему и входящие в нее объекты, а также связи между ними;</p><p>перспективная расчетная модель электроэнергетической системы - математическое описание электроэнергетической системы, сформированное с использованием специализированных программно-технических средств на основе цифровой информационной модели электроэнергетической системы и предназначенное для выполнения расчетов и анализа перспективных электроэнергетических режимов, балансовой надежности, устойчивости или токов короткого замыкания.";</p><p>2) пункт 3 статьи 5:</p><p>а) дополнить словами ", а также требования к обеспечению качества электрической энергии";</p><p>б) дополнить абзацами следующего содержания:</p><p>"Надежность электроэнергетической системы обеспечивается посредством выполнения каждым субъектом электроэнергетики и каждым потребителем электрической энергии в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти.</p><p>Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, объекты электроэнергетики и (или) энергопринимающие установки которых функционируют или будут функционировать в составе электроэнергетической системы, обязаны обеспечить соответствие технических характеристик и параметров работы принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, их оборудования и устройств установленным нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти требованиям, обеспечивающим нахождение параметров электроэнергетического режима работы электроэнергетической системы в пределах допустимых значений, надежность и устойчивость электроэнергетической системы и качество электрической энергии, и поддерживать соответствие указанных технических характеристик и параметров данным требованиям в процессе эксплуатации объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок.";</p><p>3) главу 2 дополнить статьей 61 следующего содержания:</p><p> </p><p>"Статья 61. Система перспективного развития электроэнергетики</p><p> </p><p>1. Система перспективного развития электроэнергетики представляет собой совокупность документов перспективного развития электроэнергетики и действий, направленных на их разработку, утверждение и реализацию в целях своевременного обеспечения потребностей экономики и населения Российской Федерации в электрической энергии и мощности.</p><p>2. Планирование перспективного развития электроэнергетики обеспечивается путем разработки и утверждения согласованных между собой документов перспективного развития электроэнергетики.</p><p>К документам перспективного развития электроэнергетики относятся:</p><p>генеральная схема размещения объектов электроэнергетики, утверждаемая Правительством Российской Федерации;</p><p>схема и программа развития электроэнергетических систем России, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.</p><p>3. Для целей подготовки документов территориального планирования схема и программа развития электроэнергетических систем России равнозначны отраслевым документам стратегического планирования Российской Федерации.</p><p>4. Не допускаются разработка, согласование и утверждение органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов (за исключением документов перспективного развития электроэнергетики), направленных на определение решений по перспективному развитию электроэнергетики в части строительства линий электропередачи и подстанций, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 киловольт и выше (35 киловольт и выше в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем), строительства объектов по производству электрической энергии, установленная генерирующая мощность которых составляет 5 мегаватт и выше, или реконструкции данных объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии, связанной с увеличением их пропускной способности, трансформаторной или установленной генерирующей мощности, если такие строительство или реконструкция не предусмотрены документами перспективного развития электроэнергетики.</p><p>Действие абзаца первого настоящего пункта не распространяется на объекты по производству электрической энергии и объекты электросетевого хозяйства, которые не имеют технологических связей с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами и присоединение которых к указанным электроэнергетическим системам не планируется, строительство или реконструкция которых осуществляется за счет собственных средств организаций, планирующих осуществить такие мероприятия в целях обеспечения электрической энергией и мощностью исключительно собственных производственных нужд или для передачи электрической энергии на собственные производственные объекты.</p><p>5. Документы перспективного развития электроэнергетики должны обеспечивать:</p><p>единство подходов к планированию развития электроэнергетики на территории Российской Федерации;</p><p>учет прогноза социально-экономического развития Российской Федерации;</p><p>оптимизацию топливно-энергетического баланса электроэнергетики с учетом комплексного развития энергетической инфраструктуры и требований законодательства Российской Федерации в области ограничения выбросов парниковых газов;</p><p>формирование рациональной структуры генерирующих мощностей и оптимальное размещение объектов электросетевого хозяйства в целях минимизации затрат на обеспечение потребностей экономики и населения Российской Федерации в электрической энергии и мощности;</p><p>определение технической и экономической эффективности планируемых решений по перспективному развитию электроэнергетики, оценку стоимости реализации таких решений;</p><p>согласованность решений по развитию объектов по производству электрической энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утверждаемых в схемах теплоснабжения и документах перспективного развития электроэнергетики;</p><p>согласованность решений по развитию единой национальной (общероссийской) электрической сети, размещению объектов по производству электрической энергии, развитию электроэнергетических систем субъектов Российской Федерации, в том числе технологически изолированных;</p><p>прогнозирование объема производства и потребления электрической энергии и мощности на перспективные периоды;</p><p>учет требований обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации и требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.</p><p>6. В рамках системы перспективного развития электроэнергетики системным оператором осуществляется проектирование развития электроэнергетических систем, предусматривающее выполнение функций, указанных в абзацах четвертом (в части прогнозирования спроса на электрическую энергию и мощность и формирования балансов электрической энергии и мощности на перспективные периоды), пятом, пятнадцатом и шестнадцатом пункта 1 статьи 14 настоящего Федерального закона.</p><p>7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают проект схемы и программы развития электроэнергетических систем России в части, касающейся территории соответствующих субъектов Российской Федерации, в порядке и пределах, которые установлены правилами разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики.</p><p>8. Документы перспективного развития электроэнергетики до их утверждения выносятся на общественное обсуждение.</p><p>9. Правила разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики, утверждаемые Правительством Российской Федерации, определяют в том числе:</p><p>порядок взаимодействия системного оператора, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии при формировании исходных данных, учитываемых при разработке документов перспективного развития электроэнергетики;</p><p>требования к документам перспективного развития электроэнергетики и порядок обеспечения соблюдения при разработке таких документов установленных требований, в том числе требований, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи;</p><p>порядок и сроки разработки, общественного обсуждения и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики;</p><p>порядок и пределы рассмотрения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проекта схемы и программы развития электроэнергетических систем России;</p><p>механизмы реализации документов перспективного развития электроэнергетики и требования к отчету о результатах реализации схемы и программы развития электроэнергетических систем России.</p><p>Формы и форматы предоставления исходных данных, учитываемых при разработке документов перспективного развития электроэнергетики, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.</p><p>10. Документы перспективного развития электроэнергетики разрабатываются системным оператором с использованием перспективных расчетных моделей Единой энергетической системы России (начиная с 1 января 2024 года также с использованием перспективных расчетных моделей технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем), формируемых и поддерживаемых в актуальном состоянии системным оператором на основе цифровых информационных моделей электроэнергетических систем.</p><p>Правила формирования и поддержания в актуальном состоянии цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем для целей перспективного развития электроэнергетики устанавливаются Правительством Российской Федерации.</p><p>11. Системный оператор обеспечивает раскрытие цифровых информационных моделей электроэнергетических систем для целей перспективного развития электроэнергетики, а также предоставляет другим субъектам электроэнергетики, потребителям электрической энергии и проектным организациям на безвозмездной основе перспективные расчетные модели электроэнергетических систем в части объектов электроэнергетики классом напряжения 110 киловольт и выше или фрагменты таких моделей в целях разработки технических решений по технологическому присоединению к электрическим сетям, проектирования строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения) объектов электроэнергетики, разработки предложений по перечню мероприятий по обеспечению вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации и выполнения необходимых для этого расчетов.</p><p>Порядок раскрытия цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и предоставления системным оператором лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем или фрагментов таких моделей для целей перспективного развития электроэнергетики, в том числе порядок формирования фрагментов перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем, предоставляемых в целях разработки технических решений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, состав, объем, формат, способы и условия раскрытия (предоставления) системным оператором цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем или фрагментов таких моделей, виды используемых в этих целях электронных подписей и условия их применения, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, с учетом требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне, законодательства Российской Федерации об электронной подписи, а также с учетом необходимости обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации и безопасности функционирования электроэнергетической системы и объектов электроэнергетики.";</p><p>4) абзац первый пункта 1 статьи 7 после слова "параллельную" дополнить словом "(совместную)";</p><p>5) в абзаце третьем пункта 1 статьи 9 второе предложение исключить;</p><p>6) абзац второй пункта 1 статьи 10 признать утратившим силу;</p><p>7) в статье 11:</p><p>а) пункт 1 изложить в следующей редакции:</p><p>"1. Система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике включает в себя комплекс мер по централизованному планированию и управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и мер по проектированию развития электроэнергетических систем, осуществляемых субъектами оперативно-диспетчерского управления, уполномоченными на осуществление указанных мер в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а начиная с 1 января 2024 года системным оператором.";</p><p>б) пункт 2 изложить в следующей редакции:</p><p>"2. Целью деятельности системы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике является обеспечение надежного функционирования электроэнергетической системы посредством выполнения требований к параметрам электроэнергетического режима работы электроэнергетической системы, установленных утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, а также </p></div>
Показать следующую страницу документа