Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 14.07.2022 г. № 255-ФЗ

pravo.gov.ru

О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                              29 июня 2022 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                                   8 июля 2022 года</p><p> </p><h4>(В редакции федеральных законов от 05.12.2022 № 498-ФЗ, от 28.12.2022 № 569-ФЗ, от 24.07.2023 № 358-ФЗ, от 11.03.2024 № 42-ФЗ)</h4><p> </p><p>Статья 1. Иностранные агенты</p><p> </p><p>1. Для целей настоящего Федерального закона под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона.</p><p>2. Иностранным агентом может быть признано российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового (далее - лица).</p><p>3. Иностранными агентами не могут быть признаны:</p><p>1) органы публичной власти Российской Федерации, лица, подконтрольные Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, публично-правовые компании, государственная компания, государственные корпорации, а также лица, подконтрольные им, органы управления государственными внебюджетными фондами. В целях настоящего Федерального закона под подконтрольным лицом понимается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем, выраженным в обязанности исполнять указания, распоряжения, осуществлять действия, определенные иным образом;</p><p>2) религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке;</p><p>3) политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке;</p><p>4) лица, указанные в подпункте 2 пункта 20 (за исключением членов их семей, указанных в данном подпункте) и подпунктах 1 - 3 пункта 21 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";</p><p>5) объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке.</p><p>4. Статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о таком лице в реестре иностранных агентов (далее - реестр) в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, и прекращает со дня исключения таких сведений из реестра.</p><p>5. Органы публичной власти, организации всех форм собственности, а также их должностные лица, физические лица независимо от их гражданства или при отсутствии такового при осуществлении своей деятельности обязаны учитывать ограничения, связанные со статусом иностранного агента, указанные в статье 11 настоящего Федерального закона. Действия (бездействие) указанных лиц не должны способствовать нарушению иностранным агентом законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, в частности настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность иностранных агентов (далее - законодательство Российской Федерации об иностранных агентах). (Дополнение частью - Федеральный закон от 24.07.2023 № 358-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 2. Иностранное влияние</p><p> </p><p>1. Под иностранным влиянием, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.</p><p>2. Под поддержкой, указанной в части 1 настоящей статьи, понимается предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.</p><p> </p><p>Статья 3. Иностранные источники</p><p> </p><p>1. Иностранными источниками признаются:</p><p>1) иностранные государства;</p><p>2) органы публичной власти иностранных государств;</p><p>3) международные и иностранные организации;</p><p>4) иностранные граждане;</p><p>5) лица без гражданства;</p><p>6) иностранные структуры без образования юридического лица;</p><p>7) лица, уполномоченные источниками, указанными в пунктах 1 - 6 настоящей части;</p><p>8) граждане Российской Федерации и российские юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от источников, указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части, либо действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ);</p><p>9) российские юридические лица, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 61 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", являются иностранные граждане или лица без гражданства;</p><p>10) лица, находящиеся под влиянием источников, указанных в пунктах 1 - 9 настоящей части.</p><p>2. Под посредником при получении денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника понимается гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, осуществляющие передачу денежных средств и (или) иного имущества лицу от иностранного источника либо иного лица, находящегося под прямым или косвенным контролем такого источника.</p><p> </p><p>Статья 4. Виды деятельности</p><p> </p><p>1. Под видами деятельности, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей.</p><p>2. Под политической деятельностью понимается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия.</p><p>3. Если организация осуществляет деятельность, указанную в части 2 настоящей статьи, такая деятельность признается политической независимо от целей и задач, указанных в учредительных документах соответствующей организации.</p><p>4. К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты человеческой жизни, семьи, материнства, отцовства и детства, традиционных семейных ценностей, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, если соответствующая деятельность не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации.</p><p>5. Политическая деятельность осуществляется в следующих формах:</p><p>1) участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;</p><p>2) участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;</p><p>3) публичные обращения к органам публичной власти, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;</p><p>4) распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике;</p><p>5) формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;</p><p>6) вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в деятельность, указанную в пунктах 1 - 5 настоящей части;</p><p>7) финансирование деятельности, указанной в пунктах 1 - 6 настоящей части.</p><p>6. К видам деятельности, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, относятся:</p><p>1) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации). Перечень таких сведений определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;</p><p>2) распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), и (или) участие в создании указанных сообщений и материалов;</p><p>3) финансирование деятельности, указанной в пунктах 1 и 2 настоящей части.</p><p> </p><p>Статья 5. Реестр иностранных агентов</p><p> </p><p>1. В целях учета иностранных агентов уполномоченным органом ведется реестр.</p><p>2. Реестр должен содержать сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) либо наименовании иностранного агента, информацию об основаниях его включения в реестр с указанием конкретных норм настоящего Федерального закона, дату принятия решения уполномоченного органа о включении в реестр.</p><p>3. Порядок ведения реестра, в том числе требования к составу содержащихся в нем сведений, помимо установленных частью 2 настоящей статьи, устанавливается уполномоченным органом.</p><p>4. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются в порядке, определенном уполномоченным органом, на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в объеме, установленном Правительством Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 6. Единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами</p><p> </p><p>1. Под физическим лицом, аффилированным с иностранным агентом, понимается физическое лицо:</p><p>1) входящее (входившее) в состав органов юридического лица - иностранного агента и (или) являющееся (являвшееся) его учредителем, членом, участником, руководителем либо работником;</p><p>2) входящее (входившее) в состав органов незарегистрированного общественного объединения, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица - иностранных агентов и (или) являющееся (являвшееся) их учредителем, членом, участником, руководителем;</p><p>3) осуществляющее (осуществлявшее) политическую деятельность и получающее (получавшее) денежные средства и (или) иное имущество от иностранных агентов, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности.</p><p>2. На физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, не распространяются требования и ограничения, установленные для иностранных агентов. Правовое положение физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.</p><p>3. Уполномоченный орган ведет единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами (далее - единый реестр), и определяет порядок его ведения.</p><p>4. В целях ведения единого реестра уполномоченному органу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляются сведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (за исключением результатов оперативно-разыскной деятельности), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Сведения, необходимые для ведения единого реестра, предоставляются уполномоченному органу иными государственными органами и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции  Федерального закона от 28.12.2022 № 569-ФЗ)</p><p>5. Физическое лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, может быть исключено из единого реестра по решению уполномоченного органа в случае отсутствия в течение более двух лет с момента включения в единый реестр признаков, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи. Порядок принятия решения об исключении физического лица из единого реестра устанавливается уполномоченным органом.</p><p>6. Решение уполномоченного органа о включении физического лица, указанного в части 1 настоящей статьи, в единый реестр может быть обжаловано в суд.</p><p> </p><p>Статья 7. Порядок включения в реестр</p><p> </p><p>1. Лицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать в уполномоченный орган заявление о включении его в реестр. Порядок подачи и форма такого заявления устанавливаются уполномоченным органом.</p><p>2. Физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающее за пределами территории Российской Федерации, намеревающееся после прибытия в Российскую Федерацию действовать в качестве иностранного агента, обязано до момента въезда в Российскую Федерацию заявить об этом в уполномоченный орган в порядке, установленном данным органом.</p><p>3. Сведения о лицах, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, включаются в реестр на основании решения уполномоченного органа. Решение принимается в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня получения уполномоченным органом заявления о включении в реестр. Уполномоченный орган доводит принятое решение до сведения лиц, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия решения.</p><p>4. От обязанности подавать заявление о включении в реестр освобождаются:</p><p>1) иностранные журналисты, аккредитованные в Российской Федерации;</p><p>2) иные лица (категории лиц) по решению уполномоченного органа, принятому в установленном им порядке по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в сфере государственной охраны, в сфере внешней разведки, в области обороны.</p><p>5. В случае осуществления иностранным журналистом, аккредитованным в Российской Федерации, вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, не относящейся к его профессиональной деятельности журналиста, уполномоченный орган включает такое лицо в реестр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.</p><p>6. Уполномоченный орган принимает решение о включении в реестр сведений о российских юридических лицах, учрежденных иностранными агентами, в том числе учрежденных до приобретения ими соответствующего статуса.</p><p>7. В случае выявления лица, действующего в качестве иностранного агента, которое не подало заявление, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение о включении такого лица в реестр в срок не позднее  чем десять рабочих дней со дня выявления, о чем уведомляет такое лицо в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.</p><p>8. Решение о включении в реестр сведений об иностранном юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица принимается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.</p><p>9. Решение уполномоченного органа о включении в реестр может быть обжаловано в суд.</p><p> </p><p>Статья 8. Порядок исключения из реестра</p><p> </p><p>1. Основаниями для исключения иностранного агента из реестра являются:</p><p>1) прекращение деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией;</p><p>2) прекращение деятельности общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица;</p><p>3) смерть физического лица;</p><p>4) решение уполномоченного органа, принятое в случае, если по результатам внеплановой проверки, проведенной по основанию, предусмотренному частью 2 настоящей статьи, установлено, что иностранный агент в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления об исключении этого агента из реестра, не получал от иностранных источников денежные средства и (или) иное имущество, организационно-методическую, научно-техническую помощь, помощь в иных формах и (или) не осуществлял вид деятельности, установленный статьей 4 настоящего Федерального закона;</p><p>5) решение уполномоченного органа, принятое в случае, если по результатам внеплановой проверки, проведенной по основанию, предусмотренному частью 2 настоящей статьи, в отношении лица, ранее исключавшегося из реестра, установлено, что это лицо в течение трех лет, предшествовавших дню подачи заявления об исключении его из реестра, не получало от иностранных источников денежные средства и (или) иное имущество, организационно-методическую, научно-техническую помощь, помощь в иных формах и (или) не осуществляло вид деятельности, установленный статьей 4 настоящего Федерального закона;</p><p>6) решение уполномоченного органа, принятое в случае, если по результатам внеплановой проверки, проведенной по основанию, предусмотренному частью 2 настоящей статьи, установлено, что иностранный агент не позднее чем через три месяца со дня включения его в реестр отказался от получения денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника и возвратил их иностранному источнику, от которого они были получены, а также не получал от иностранного источника организационно-методическую, научно-техническую помощь, помощь в иных формах.</p><p>2. Процедура исключения лица из реестра может быть инициирована лицом путем направления заявления в уполномоченный орган (его территориальный орган) либо уполномоченным органом в случае выявления им информации о наличии оснований, указанных в части 1 настоящей статьи, поступления такой информации от органов публичной власти.</p><p>3. Лицо в случае прекращения осуществления деятельности, послужившей основанием для его включения в реестр, и (или) прекращения получения от иностранных источников денежных средств и (и</p></div>
Показать следующую страницу документа