Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Банк документов /
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой 14 сентября 2022 года</p><p>Одобрен Советом Федерации 21 сентября 2022 года</p><p> </p><p>Статья 1</p><p> </p><p>Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 23, ст. 2878; 2014, № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2930, 2933; 2015, № 18, ст. 2625; № 29, ст. 4364; 2016, № 27, ст. 4160, 4238; 2018, № 27, ст. 3953; № 32, ст. 5110, 5130; 2019, № 18, ст. 2209; № 30, ст. 4134; № 49, ст. 6962; 2020, № 12, ст. 1645; № 31, ст. 5063; 2021, № 1, ст. 56; № 13, ст. 2137; № 15, ст. 2452; № 18, ст. 3071; № 22, ст. 3679; № 27, ст. 5148, 5150; 2022, № 1, ст. 41; № 29, ст. 5229, 5262, 5263, 5265, 5268) следующие изменения:</p><p>1) в статье 2:</p><p>а) в пункте 10 слова "примерная основная образовательная программа" заменить словами "примерная образовательная программа среднего профессионального образования", слова "а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях" исключить;</p><p>б) дополнить пунктом 101 следующего содержания:</p><p>"101) федеральная основная общеобразовательная программа - учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы;";</p><p>2) пункт 3 части 1 статьи 11 изложить в следующей редакции:</p><p>"3) возможность формирования основных профессиональных образовательных программ различных уровней сложности, профилей и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, а также потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах;";</p><p>3) в статье 12:</p><p>а) в части 6 слова "с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования" заменить словами "соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования", дополнить предложением следующего содержания: "Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования.";</p><p>б) дополнить частями 61 - 66 следующего содержания:</p><p>"61. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ.</p><p>62. Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего, среднего общего образования, при разработке соответствующей общеобразовательной программы вправе предусмотреть перераспределение предусмотренного в федеральном учебном плане времени на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение.</p><p>63. При разработке основной общеобразовательной программы организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, предусматривают непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам "Русский язык", "Литературное чтение" и "Окружающий мир", а при реализации обязательной части образовательных программ основного общего и среднего общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание", "География" и "Основы безопасности жизнедеятельности".</p><p>64. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, указанные в частях 6 и 61 настоящей статьи, вправе непосредственно применять при реализации соответствующих основных общеобразовательных программ федеральные основные общеобразовательные программы, а также предусмотреть применение федерального учебного плана, и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) не указанных в части 63 настоящей статьи федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается.</p><p>65. Федеральные основные общеобразовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности, возможности организации углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильного обучения на основе федеральных государственных образовательных стандартов и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в порядке, установленном этим федеральным органом исполнительной власти.</p><p>66. К разработке федеральных основных общеобразовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.";</p><p>в) в части 7 первое предложение изложить в следующей редакции: "Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных образовательных программ среднего профессионального образования.";</p><p>г) часть 72 признать утратившей силу;</p><p>д) в части 9 первое предложение исключить;</p><p>е) в части 91 слова "основные общеобразовательные программы, примерные" исключить;</p><p>ж) в части 10 слова "основные образовательные программы" заменить словами "образовательные программы среднего профессионального образования", слова "основных образовательных программ" заменить словами "образовательных программ среднего профессионального образования";</p><p>з) в части 11 слова "основных общеобразовательных программ," исключить;</p><p>и) часть 12 признать утратившей силу;</p><p>4) в статье 121:</p><p>а) часть 2 после слов "в такие образовательные программы" дополнить словами "федеральной рабочей программы воспитания и федерального календарного плана воспитательной работы (при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования),";</p><p>б) часть 4 изложить в следующей редакции:</p><p>"4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, вправе наряду с мероприятиями, включенными в федеральный календарный план воспитательной работы, проводить иные мероприятия согласно федеральной рабочей программе воспитания.";</p><p>5) в статье 18:</p><p>а) в части 3 слово "примерных" заменить словом "федеральных";</p><p>б) в части 4:</p><p>в абзаце первом слово "выбирают" заменить словом "используют";</p><p>пункт 1 после слова "учебники" дополнить словами "и разработанные в комплекте с ними учебные пособия";</p><p>в пункте 2 слова "допускаются к использованию" заменить словами "могут дополнительно использоваться";</p><p>в) часть 5 после слов "перечни учебников" дополнить словами "и разработанных в комплекте с ними учебных пособий", после слов "обязательной части основной образовательной программы" дополнить словами ", в том числе обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, профильное обучение,", после слов "в том числе учебников" дополнить словами "и разработанных в комплекте с ними учебных пособий";</p><p>г) в части 6 слова "Учебники включаются" заменить словами "Учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия включаются", после слов "экспертизы учебников" дополнить словами "и разработанных в комплекте с ними учебных пособий", дополнить предложением следующего содержания: "Содержание учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, включаемых в указанный федеральный перечень, должно соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным основным общеобразовательным программам.";</p><p>д) часть 7 изложить в следующей редакции:</p><p>"7. Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (включая порядок и сроки проведения экспертизы учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, критерии ее проведения и правила их оценивания, требования, предъявляемые к экспертам и экспертным организациям при проведении экспертизы учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, права и обязанности экспертов и экспертных организаций, порядок отбора экспертов и экспертных организаций для проведения экспертизы учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, формы и срок действия экспертных заключений, порядок и основания исключения учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий из указанного федерального перечня), а также предельный срок использования учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, исключенных из указанного федерального перечня, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.";</p><p>е) дополнить частями 71 - 73 следующего содержания:</p><p>"71. Организация работы по подготовке, экспертизе, апробации и изданию учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации обязательной части основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего образования и (или) среднего общего образования, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.</p><p>72. Порядок подготовки, экспертизы, апробации и издания учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, включаемых в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и используемых при реализации обязательной части основных общеобразовательных программ, а также имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего образования и (или) среднего общего образования, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.</p><p>73. Финансовое обеспечение расходов, связанных с подготовкой, экспертизой и апробацией учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, включаемых в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и используемых при реализации обязательной части основных общеобразовательных программ, а также имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего образования и (или) среднего общего образования, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Исключительные права на подготовленные за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия принадлежат Российской Федерации.";</p><p>6) в части 2 статьи 19 слова "примерных образовательных программ" заменить словами "федеральных основных общеобразовательных программ и примерных образовательных программ среднего профессионального образования";</p><p>7) часть 4 статьи 20 дополнить словами "по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования";</p><p>8) часть 2 статьи 28 изложить в следующей редакции:</p><p>"2. Образовательные организации при реализации образовательных программ свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий, а также в выборе учебно-методического обеспечения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.";</p><p>9) часть 4 статьи 66 изложить в следующей редакции:</p><p>"4. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может предусматривать углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.";</p><p>10) часть 3 статьи 68 после слов "среднего общего и среднего профессионального образования" дополнить словами "и положений федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования, а также";</p><p>11) в части 3 статьи 87 слова "Примерные основные образовательные программы" заменить словами "Федеральные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования".</p><p> </p><p>Статья 2</p><p> </p><p>В пункте 6 части 2 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 31, ст. 5006; 2022, № 16, ст. 2606) слова "и федеральными государственными образовательными стандартами" заменить словами ", федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными основными общеобразовательными программами".</p><p> </p><p>Статья 3</p><p> </p><p>1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.</p><p>2. Абзацы второй - пятый подпункта "б" пункта 3 и пункт 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2023 года.</p><p>3. Федеральные основные общеобразовательные программы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, не позднее 1 января 2023 года.</p><p>4. Основные общеобразовательные программы подлежат приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами не позднее 1 сентября 2023 года.</p><p>5. Установить, что учебники, входящие по состоянию на 31 декабря 2022 года в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на срок действия экспертных заключений (пять лет) и исключаются из указанного федерального перечня учебников или включаются в него на новый срок действия экспертных заключений по основаниям, предусмотренным порядком формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.</p><p> </p><p> </p><p>Президент Российской Федерации В.Путин</p><p> </p><p>Москва, Кремль</p><p>24 сентября 2022 года</p><p>№ 371-ФЗ</p><p> </p></div>