Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 03.04.2023 г. № 107-ФЗ

pravo.gov.ru

О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                              22 марта 2023 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                                  29 марта 2023 года</p><p> </p><h4>(В редакции федеральных законов от 26.02.2024 № 28-ФЗ, от 08.08.2024 № 289-ФЗ)</h4><p> </p><p>Статья 1</p><p> </p><p>Внести в Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 7, ст. 837; 2008, № 30, ст. 3616; 2011, № 30, ст. 4569, 4590; 2013, № 30, ст. 4058; 2014, № 6, ст. 566; 2015, № 27, ст. 3959; № 29, ст. 4356; 2016, № 28, ст. 4558; 2018, № 1, ст. 26; № 32, ст. 5135; 2019, № 31, ст. 4429; № 49, ст. 6974; 2023, № 1, ст. 24; № 10, ст. 1576) следующие изменения:</p><p>1) в статье 1:</p><p>а) пункт 62 признать утратившим силу;</p><p>б) в пункте 9 слова "законном основании" заменить словами "законном основании. Субъектом транспортной инфраструктуры аэропорта, аэродрома или вертодрома гражданской авиации признается лицо, владеющее аэродромом или вертодромом на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов";</p><p>2) в статье 4:</p><p>а) часть 3 изложить в следующей редакции:</p><p>"3. Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя осуществление комплекса мер по обеспечению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, который предусмотрен стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.";</p><p>б) дополнить частью 31 следующего содержания:</p><p>"31. В целях реализации международных договоров Российской Федерации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, утверждает федеральные программы обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта, контроля качества обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта, подготовки персонала (специалистов) в области обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта.";</p><p>3) в статье 5:</p><p>а) часть 7 признать утратившей силу;</p><p>б) в части 8 слова "в планах и паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, которые являются" заменить словами "в программах обеспечения транспортной безопасности эксплуатантов (транспортных средств), планах и паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и являющимися";</p><p>4) часть 4 статьи 8 после слов "Требования по соблюдению транспортной безопасности" дополнить словами "для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не являющихся субъектами транспортной инфраструктуры и осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры,", после слов "Указанные требования являются обязательными для исполнения" дополнить словами "юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не являющимися субъектами транспортной инфраструктуры и осуществляющими деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, а также";</p><p>5) в статье 9:</p><p>а) часть 11 после слов "для проводки по морским путям," дополнить словами "воздушных судов гражданской авиации, используемых для осуществления воздушных коммерческих перевозок,";</p><p>б) в части 12 слова "и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства" заменить словами ", паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, программа обеспечения транспортной безопасности эксплуатанта (транспортного средства)";</p><p>в) в части 3 слова "транспортных средств, являются" заменить словами "транспортных средств, программах обеспечения транспортной безопасности эксплуатантов (транспортных средств), являются";</p><p>г) часть 9 изложить в следующей редакции:</p><p>"9. Субъекты транспортной инфраструктуры в отношении воздушных судов гражданской авиации, используемых для осуществления воздушных коммерческих перевозок, разрабатывают соответствующие программы обеспечения транспортной безопасности эксплуатантов (транспортных средств). Программа обеспечения транспортной безопасности эксплуатанта (транспортного средства) является программой безопасности эксплуатанта, предусмотренной стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, и разрабатывается с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.";</p><p>д) в части 10 слово "авиационной" исключить, слова "международными стандартами" заменить словом "стандартами";</p><p>е) дополнить частями 11 и 12 следующего содержания:</p><p>"11. Программы обеспечения транспортной безопасности эксплуатантов (транспортных средств) утверждаются компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.</p><p>12. Структура и содержание планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, программ обеспечения транспортной безопасности эксплуатантов (транспортных средств) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел."; (В редакции  Федерального закона от 08.08.2024 № 289-ФЗ)</p><p>6) в статье 11:</p><p>а) часть 1 после слов "уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти создается" дополнить словами ", эксплуатируется и развивается";</p><p>б) дополнить частями 11 и 12 следующего содержания:</p><p>"11. Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности предназначена для обработки информации в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований, установленных частью 4 настоящей статьи. Положение о единой государственной информационной системе обеспечения транспортной безопасности, определяющее в том числе состав и полномочия пользователей, утверждается Правительством Российской Федерации.</p><p>12. Состав информационных ресурсов и информационных подсистем, входящих в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности, определяется положением о единой государственной информационной системе обеспечения транспортной безопасности.";</p><p>в) дополнить частью 51-1 следующего содержания:</p><p>"51-1. При осуществлении воздушных перевозок пассажиров передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат данные в виде записей о регистрации пассажиров с учетом требований, установленных стандартами и рекомендациями Международной организации гражданской авиации в отношении передачи записей о регистрации пассажиров, при этом обязательной передаче подлежат данные, предусмотренные пунктами 1 - 7 части 5 настоящей статьи.";</p><p>г) часть 6 изложить в следующей редакции:</p><p>"6. Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также срок хранения и порядок предоставления содержащихся в них данных устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.";</p><p>д) часть 8 после слов "при осуществлении им" дополнить словом "федерального";</p><p>7) статью 123 дополнить частями 14 и 15 следующего содержания:</p><p>"14. Защита от актов незаконного вмешательства аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 5 части 3 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", обеспечивается подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющими охрану границ территорий таких аэропортов на основании возмездных договоров с субъектами транспортной инфраструктуры, и подразделениями транспортной безопасности, осуществляющими защиту таких аэропортов.</p><p>15. Защита от актов незаконного вмешательства находящихся в аэропорту (на аэродроме) транспортных средств воздушного транспорта, в том числе проведение досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, обеспечивается субъектами транспортной инфраструктуры путем привлечения подразделения транспортной безопасности, осуществляющего защиту такого аэропорта (аэродрома), при наличии указанного подразделения.".</p><p> </p><p>Статья 2</p><p> </p><p>Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 1999, № 28, ст. 3483; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 13, ст. 1078; 2008, № 30, ст. 3616; 2011, № 7, ст. 901; № 15, ст. 2023; 2012, № 31, ст. 4318; 2013, № 23, ст. 2882; 2014, № 30, ст. 4254; 2015, № 29, ст. 4356, 4379, 4380; 2016, № 1, ст. 82; № 27, ст. 4160, 4224; 2017, № 50, ст. 7547; 2018, № 1, ст. 75; № 32, ст. 5105; 2020, № 14, ст. 2018; 2021, № 24, ст. 4188, 4226; № 27, ст. 5159; № 50, ст. 8407; 2022, № 1, ст. 57; № 12, ст. 1783; № 48, ст. 8325; № 52, ст. 9377; 2023, № 1, ст. 24) следующие изменения:</p><p>1) в абзаце втором преамбулы слова "авиационной и" исключить;</p><p>2) в статье 5:</p><p>а) слово "Воздушное" заменить словами "1. Воздушное";</p><p>б) дополнить пунктом 2 следующего содержания:</p><p>"2. Защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности.";</p><p>3) в подпункте 5 пункта 1 статьи 71 слова "обеспечения авиационной безопасности," исключить;</p><p>4) в статье 8:</p><p>а) в абзаце первом пункта 3 слова "обеспечение авиационной безопасности," исключить;</p><p>б) пункт 31 признать утратившим силу;</p><p>5) пункт 4 статьи 44 изложить в следующей редакции:</p><p>"4. Аэродромы совместного базирования гражданских воздушных судов, государственных воздушных судов и (или) воздушных судов экспериментальной авиации, а также аэродромы совместного использования должны отвечать требованиям, предъявляемым к аэродромам гражданской авиации, с учетом установленных настоящей статьей особенностей.</p><p>Аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного использования разделяются на сектора гражданской, государственной и (или) экспериментальной авиации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, уполномоченным органом в области обороны, уполномоченным органом в области оборонной промышленности.</p><p>Деятельность в границах секторов гражданской, государственной и экспериментальной авиации осуществляется в соответствии с законодательством в области гражданской, государственной и экспериментальной авиации соответственно.";</p><p>6) статью 48 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 48. Требования к аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов. Требования к светосигнальному и метеорологическому оборудованию, устанавливаемому на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехническому оборудованию и оборудованию авиационной электросвязи, используемым для обслуживания воздушного движения</p><p> </p><p>Требования к аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, требования к светосигнальному и метеорологическому оборудованию, устанавливаемому на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехническому оборудованию и оборудованию авиационной электросвязи, используемым для обслуживания воздушного движения, устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";</p><p>7) статью 49 дополнить пунктом 7 следующего содержания:</p><p>"7. Правила эксплуатации аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов, правила борьбы с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах, устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";</p><p>8) в статье 52:</p><p>а) в абзаце первом пункта 1 слова "или авиационной безопасности" исключить;</p><p>б) пункт 4 признать утратившим силу;</p><p>9) в пункте 1 статьи 58:</p><p>а) в подпункте 2 слова "и сотрудникам службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия)" исключить;</p><p>б) в подпункте 3 слова "При отсутствии соответствующих служб авиационной безопасности командир воздушного судна имеет право проводить предполетный досмотр лиц и объектов, указанных в статье 85 настоящего Кодекса" заменить словами "При отсутствии подразделений транспортной безопасности, осуществляющих защиту от актов незаконного вмешательства, указанную в пункте 2 статьи 5 настоящего Кодекса, командир воздушного судна имеет право проводить досмотр, предусмотренный законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности";</p><p>10) дополнить статьей 582 следующего содержания:</p><p> </p><p>"Статья 582. Права членов экипажа воздушного судна в случае совершения противоправных действий на борту воздушного судна</p><p> </p><p>1. Члены экипажа воздушного судна на основании распоряжения командира воздушного судна имеют право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна.</p><p>2. При пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, члены экипажа воздушного судна имеют право применять специальные средства сдерживания, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 58 настоящего Кодекса.</p><p>3. Порядок действий членов экипажа воздушного судна при пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, и правила применения специальных средств сдерживания, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 58 настоящего Кодекса, устанавливаются Правительством Российской Федерации.";</p><p>11) главу XII признать утратившей силу;</p><p>12) в подпункте 1 пункта 7 статьи 1061 слова "предполетного и послеполетного досмотров" заменить словами "досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности";</p><p>13) пункт 1 статьи 1071 дополнить абзацем следующего содержания:</p><p>"В целях ведения реестров лиц, воздушная перевозка которых ограничена, перевозчики осуществляют обработку персональных данных пассажиров в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.".</p><p> </p><p>Статья 3</p><p> </p><p>Пункт 28 статьи 6 Федерального закона от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 18, ст. 1940; 2011, № 47, ст. 6612; 2014, № 6, ст. 566; № 45, ст. 6153; 2017, № 30, ст. 4445; 2022, № 16, ст. 2594; № 27, ст. 4631; № 41, ст. 6951; 2023, № 1, ст. 24) изложить в следующей редакции:</p><p>"28) деятельность, осуществляемая субъектами транспортной инфраструктуры, по обеспечению транспортной безопасности аэропортов, аэродромов;".</p><p> </p><p>Статья 4</p><p> </p><p>Признать утратившими силу:</p><p>1) пункт 11 статьи 86 (в части замены слов в статье 83 Воздушного кодекса Российской Федерации) Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607);</p><p>2) пункты 4 - 7 статьи 1 Федерального закона от 21 марта 2005 года № 20-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 13, ст. 1078);</p><p>3) пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 266-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 29);</p><p>4) Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 326-ФЗ "О внесении изменения в статью 851 Воздушного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6239);</p><p>5) пункты 3 и 4 статьи 15 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 4-ФЗ "О внесен</p></div>
Показать следующую страницу документа