Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 10.07.2023 г. № 301-ФЗ

pravo.gov.ru

О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                              27 июня 2023 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                                  5 июля 2023 года</p><p> </p><p>Статья 1</p><p> </p><p>Внести в Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3434; 2008, № 18, ст. 1941; № 45, ст. 5141; 2009, № 29, ст. 3601; № 52, ст. 6450; 2011, № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4291; № 48, ст. 6728; № 50, ст. 7343; 2013, № 30, ст. 4084; № 51, ст. 6695; № 52, ст. 6988; 2014, № 23, ст. 2928; 2015, № 29, ст. 4376; № 41, ст. 5629; 2016, № 27, ст. 4197; 2018, № 53, ст. 8440; 2019, № 29, ст. 3854; № 52, ст. 7803; 2020, № 9, ст. 1125; 2021, № 27, ст. 5103, 5171, 5180; 2022, № 8, ст. 1034, 1035; 2023, № 1, ст. 67) следующие изменения:</p><p>1) статью 4 дополнить пунктом 41 следующего содержания:</p><p>"41) сетевой эффект - свойство товарного рынка (товарных рынков), при котором потребительская ценность программы (совокупности программ) для электронных вычислительных машин в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", обеспечивающей совершение сделок между продавцами и покупателями определенных товаров (далее - цифровая платформа), изменяется в зависимости от изменения количества таких продавцов и покупателей;";</p><p>2) статью 5 дополнить частью 81 следующего содержания:</p><p>"81. При проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке (товарных рынках), на котором совершение сделок между продавцами и покупателями осуществляется посредством использования цифровой платформы, антимонопольный орган устанавливает наличие сетевых эффектов и дает оценку возможности хозяйствующего субъекта, владеющего цифровой платформой и обеспечивающего посредством ее использования совершение сделок между иными лицами, выступающими продавцами и покупателями определенных товаров, оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, в том числе за счет количества сделок, совершаемых посредством такой цифровой платформы.";</p><p>3) главу 1 дополнить статьей 92 следующего содержания:</p><p> </p><p>"Статья 92. Экспертиза</p><p> </p><p>1. При рассмотрении ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также в целях осуществления антимонопольным органом контроля за исполнением предписаний, выданных в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, антимонопольный орган или комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по ходатайству заявителей ходатайств о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, или по собственной инициативе вправе назначить экспертизу и привлекать экспертов для ее проведения.</p><p>2. Заключение эксперта учитывается антимонопольным органом при принятии решения по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, а также при решении вопроса о надлежащем исполнении предписания, выданного в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 33 настоящего Федерального закона.</p><p>3. Экспертом, привлекаемым антимонопольным органом или комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, является лицо, соответствующее квалификационным требованиям, которые определяются федеральным антимонопольным органом и должны обеспечивать привлечение в качестве эксперта лица, обладающего специальными знаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, или дела о нарушении антимонопольного законодательства. Информация о назначении экспертизы, привлечении экспертов для ее проведения и срок проведения экспертизы указываются при рассмотрении указанного ходатайства в решении антимонопольного органа, а при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в определении комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. По запросу эксперта срок проведения экспертизы может быть продлен.</p><p>4. Эксперт должен быть независимым по отношению к председателю и членам комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, лицам, участвующим в деле о нарушении антимонопольного законодательства, а при рассмотрении ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, по отношению к работникам антимонопольного органа, рассматривающим соответствующее ходатайство, сторонам этой сделки и лицу, являющемуся объектом экономической концентрации, а также не должен состоять с указанными лицами в близком родстве или свойстве.</p><p>5. Эксперт с письменного разрешения антимонопольного органа вправе знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, а при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства с письменного разрешения комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства вправе знакомиться с материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе составляющими коммерческую тайну, при условии предоставления антимонопольному органу или комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства письменного обязательства о неразглашении сведений, составляющих охраняемую законом тайну. Такие материалы передаются эксперту на основании акта приема-передачи, подписанного работником антимонопольного органа и экспертом.</p><p>6. Кандидатуры экспертов и вопросы, по которым требуется заключение эксперта, определяются антимонопольным органом или комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. При назначении экспертизы заявители ходатайств о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, вправе предлагать антимонопольному органу или комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства кандидатуры экспертов и представителей экспертных организаций, а также вопросы, по которым требуется заключение эксперта.</p><p>7. Заявители ходатайств о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, вправе заявить отвод эксперту, если имеются обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности. Решение об отводе эксперта принимается антимонопольным органом или комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, привлекшими к участию в деле о нарушении антимонопольного законодательства эксперта, в отношении которого заявлен отвод. Заявление о повторном отводе эксперта подлежит оставлению без рассмотрения, если в отношении данного эксперта по тем же основаниям ранее был заявлен отвод, решение по которому было принято.</p><p>8. В случае, если поставленные вопросы, по которым требуется заключение эксперта, выходят за пределы специальных знаний эксперта либо предоставленные ему материалы и документы непригодны или недостаточны для проведения экспертизы и дачи заключения, эксперт обязан направить в антимонопольный орган или комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, назначившие экспертизу, мотивированное сообщение в письменной форме о невозможности дать заключение.</p><p>9. За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.</p><p>10. Эксперт осуществляет проведение экспертизы на возмездной или безвозмездной основе. Расходы на оплату услуг эксперта покрываются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или за счет средств заявителей ходатайств о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства. Расходы на оплату услуг эксперта не могут быть возложены на заявителей ходатайств о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, без их письменного согласия.";</p><p>4) дополнить статьей 101 следующего содержания:</p><p> </p><p>"Статья 101. Запрет на осуществление монополистической деятельности хозяйствующим субъектом, владеющим цифровой платформой</p><p> </p><p>1. Запрещаются действия (бездействие), предусмотренные частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, совершаемые хозяйствующим субъектом, владеющим цифровой платформой и обеспечивающим посредством ее использования совершение сделок между иными лицами, выступающими продавцами и покупателями определенных товаров, при наличии в совокупности следующих условий:</p><p>1) сетевой эффект дает такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, на котором совершение сделок между продавцами и покупателями осуществляется посредством цифровой платформы, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам;</p><p>2) доля сделок, совершаемых между продавцами и покупателями посредством цифровой платформы, превышает в стоимостном выражении тридцать пять процентов общего объема сделок, совершаемых на соответствующем товарном рынке;</p><p>3) выручка такого хозяйствующего субъекта за последний календарный год превышает два миллиарда рублей.</p><p>2. Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), указанные в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона (за исключением действий, указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.";</p><p>5) часть 7 статьи 11 дополнить словами ", а также соглашений, предусмотренных пунктом 2 части 1 настоящей статьи";</p><p>6) абзац первый части 1 статьи 13 после слова "закона)," дополнить словами "координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, предусмотренная частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона,";</p><p>7) пункт 2 части 1 статьи 23 дополнить подпунктом "п" следующего содержания:</p><p>"п) об определении эксперта в целях осуществления антимонопольным органом контроля за исполнением предписания, выданного в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 33 настоящего Федерального закона;";</p><p>8) в части 2 статьи 253 слово "познания" заменить словом "знания";</p><p>9) абзац первый части 1 статьи 28 после слов "восемьсот миллионов рублей," дополнить словами "либо в случае, если цена сделки превышает семь миллиардов рублей,";</p><p>10) в статье 32:</p><p>а) в части 9 первое предложение дополнить словами "с указанием сведений об участниках и о предмете сделки, иного действия, заявленных в ходатайстве (за исключением персональных данных физических лиц)";</p><p>б) дополнить частью 11 следующего содержания:</p><p>"11. В ходе рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган вправе запрашивать у органов государственной власти документы и сведения, необходимые для рассмотрения ходатайства, с одновременным предоставлением таким органам государственной власти необходимых для указанных целей сведений и информации, содержащихся в ходатайстве, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне.";</p><p>11) в статье 33:</p><p>а) в пункте 3 части 2 слова "месяцев. Такие" заменить словами "месяцев. В случае, если сделка, иное действие осуществляются на товарном рынке Российской Федерации и (или) оказывают на него влияние, а также оказывают влияние на товарные рынки зарубежных стран (трансграничные рынки), с согласия Правительства Российской Федерации антимонопольный орган вправе принять решение о продлении срока, указанного в настоящем пункте, на определяемый Правительством Российской Федерации срок, но не более чем на три года. Такие";</p><p>б) часть 3 изложить в следующей редакции:</p><p>"3. Указанный в части 1 настоящей статьи срок может быть продлен решением, предусмотренным пунктом 2 части 2 настоящей статьи, не более чем на два месяца. В случае, если сделка, иное действие осуществляются на трансграничном рынке (трансграничных рынках) и (или) оказывают на него влияние, с согласия Правительства Российской Федерации антимонопольный орган вправе принять решение о продлении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, на срок, определяемый Правительством Российской Федерации, но не более чем на три года. В случае принятия указанных решений антимонопольный орган на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещает сведения о сделке, об ином действии, заявленных в ходатайстве о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, с указанием сведений об участниках и о предмете сделки, иного действия, заявленных в ходатайстве (за исключением персональных данных физических лиц). Заинтересованные лица вправе представить в антимонопольный орган сведения о влиянии на состояние конкуренции таких сделки, иного действия.";</p><p>в) дополнить частями 31 и 32 следующего содержания:</p><p>"31. В период до принятия антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, лица, представившие ходатайство, вправе представить в антимонопольный орган письменные обязательства об осуществлении ими действий, направленных на обеспечение конкуренции, которые учитываются антимонопольным органом при принятии решения по результатам рассмотрения ходатайства.</p><p>32. При назначении экспертизы и привлечении эксперта к рассмотрению ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, срок рассмотрения ходатайства приостанавливается на срок проведения экспертизы.";</p><p>г) часть 6 после слов "орган принимает" дополнить словами "предусмотренное пунктом 1 части 2 настоящей статьи", после слов "Федерального закона," дополнить словами "или решение об удовлетворении ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, и об одновременной выдаче предписания, предусмотренного пунктом 4 части 2 настоящей статьи,";</p><p>д) дополнить частями 61 - 65 следующего содержания:</p><p>"61. В случае, если по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган придет к предварительному выводу о том, что сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению конкуренции, перед принятием решения по результатам рассмотрения ходатайства антимонопольный орган направляет заявителю, а также иным лицам, участвующим в заявленных в ходатайстве сделке, ином действии, заключение об обстоятельствах ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю (далее - заключение об обстоятельствах ходатайства).</p><p>62. Заключение об обстоятельствах ходатайства оформляется в письменной форме, подписывается уполномоченным должностным лицом антимонопольного органа и должно содержать:</p><p>1) фактические и иные обстоятельства, установленные антимонопольным органом по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, в том числе установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и информацию, полученную по запросам антимонопольного органа, а также описание доказательств, подтверждающих предварительные выводы антимонопольного органа о том, что сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению конкуренции;</p><p>2) предлагаемые условия, которые могут быть установлены антимонопольным органом по отношению к заявителю, а также иным лицам, участвующим в заявленных в ходатайстве сделке, ином действии, в целях обеспечения конкуренции.</p><p>63. Антимонопольный орган рассматривает ходатайство о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, без вызова лиц, участвующих в заявленных в ходатайстве сделке, ином действии (заочное рассмотрение ходатайства). В случае принятия заключения об обстоятельствах ходатайства по заявлению лиц, участвующих в заявленных в ходатайстве сделке, ином действии, в том числе при представлении такими лицами письменных предложений о содержании обязательств об осуществлении ими действий, направленных на обеспечение конкуренции, либо по собственной инициативе антимонопольный орган назначает очное рассмотрение ходатайства, о чем принимается определение, которое направляется заявителю, а также иным лицам, участвующим в заявленных в ходатайстве сделке, ином действии. При этом дата очного рассмотрения ходатайства, указанная в определении, не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления указанным лицам заключения об обстоятельствах ходатайства.</p><p>64. Лица, участвующие в сделке, ином действии, заявленных в ходатайстве о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, вправе представлять в антимонопольный орган пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах ходатайства, до окончания рассмотрения ходатайства и принятия антимонопольным органом решения.</p><p>65. Порядок проведения очного рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, устанавливается федеральным антимонопольным органом.";</p><p>12) в статье 421:</p><p>а) части 2 и 3 признать утратившими силу;</p><p>б) часть 4 изложить в следующей редакции:</p><p>"4. Информация о порядке оплаты услуг переводчика и источник финансирования такой оплаты указываются в определении по делу о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с которым переводчик привлекается к участию в рассмотрении дела.";</p><p>в) части 5 - 7 и 9 признать утратившими силу.</p><p> </p><p>Статья 2</p><p> </p><p>Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года.</p><p> </p><p> </p><p>Президент Российской Федерации                              В.Путин</p><p> </p><p>Москва, Кремль</p><p>10 июля 2023 года</p><p>№ 301-ФЗ</p><p> </p></div>