Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 24.07.2023 г. № 343-ФЗ

pravo.gov.ru

О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                              12 июля 2023 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                                  19 июля 2023 года</p><p> </p><p>Статья 1</p><p> </p><p>Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2011, № 1, ст. 54; 2016, № 1, ст. 75; № 26, ст. 3887; 2018, № 1, ст. 55; № 24, ст. 3415; № 30, ст. 4547; № 32, ст. 5134; № 52, ст. 8100; № 53, ст. 8464; 2020, № 17, ст. 2725; № 52, ст. 8600; 2021, № 6, ст. 958; № 18, ст. 3056; № 24, ст. 4188; № 27, ст. 5129, 5131, 5132; 2023, № 1, ст. 47; № 18, ст. 3227) следующие изменения:</p><p>1) в статье 51:</p><p>а) части 2 и 3 признать утратившими силу;</p><p>б) часть 4 изложить в следующей редакции:</p><p>"4. Охрана лесов от пожаров включает в себя лесопожарное зонирование, выполнение мер пожарной безопасности в лесах, тушение лесных пожаров, а также выполнение мер экстренного реагирования.";</p><p>2) дополнить статьей 511 следующего содержания:</p><p> </p><p>"Статья 511. Лесопожарное зонирование</p><p> </p><p>1. В зависимости от природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование).</p><p>2. При лесопожарном зонировании выделяются территории, на которых тушение лесных пожаров осуществляется с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор) (зоны контроля лесных пожаров).</p><p>3. Лесопожарное зонирование, включая нормативы и критерии выделения зон контроля лесных пожаров, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор).";</p><p>3) статью 531 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 531. Предупреждение лесных пожаров</p><p> </p><p>1. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов, приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах.</p><p>2. Противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мер, направленных на недопущение распространения лесных пожаров.</p><p>3. Противопожарное обустройство лесов осуществляется на основании плана противопожарного обустройства лесов на территории лесничества и плана противопожарного обустройства лесов на территории субъекта Российской Федерации.</p><p>4. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:</p><p>1) создание, содержание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;</p><p>2) создание, содержание и эксплуатацию посадочных площадок, используемых в целях проведения авиационных работ по охране лесов от пожаров;</p><p>3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;</p><p>4) создание, содержание и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов);</p><p>5) создание в целях тушения лесных пожаров условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения;</p><p>6) проведение гидромелиорации земель;</p><p>7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений;</p><p>8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;</p><p>9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.</p><p>5. Ширина просек, указанных в пункте 3 части 4 настоящей статьи, устанавливается в пределах от 10 до 100 метров в соответствии с лесным законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.</p><p>6. Указанные в части 4 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду либо используемых на основании сервитута, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка, землепользователями, обладателями сервитута, публичного сервитута.</p><p>7. Противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются рубка лесных насаждений, санитарно-оздоровительные мероприятия, уборка лесных горючих материалов, устанавливаются в соответствии с лесным законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.</p><p>8. Приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров включают в себя:</p><p>1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря;</p><p>2) приобретение и содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения;</p><p>3) создание резерва пожарной техники, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов;</p><p>4) создание пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.</p><p>9. Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах включают в себя:</p><p>1) издание и распространение специальной литературы и изготовление предметов наглядной агитации;</p><p>2) проведение тематических выставок, смотров, конференций и использование других форм информирования населения;</p><p>3) иные мероприятия, предусмотренные лесным законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.</p><p>10. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.</p><p>11. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.</p><p>12. План противопожарного обустройства лесов на территории лесничества разрабатывается и утверждается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, на пять лет с указанием ежегодных плановых показателей по годам.</p><p>13. План противопожарного обустройства лесов на территории субъекта Российской Федерации разрабатывается уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные ему полномочия в области лесных отношений, на пять лет с указанием ежегодных плановых показателей по годам и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор).</p><p>14. В случае, если на территории субъекта Российской Федерации расположены военные лесничества, план противопожарного обустройства лесов на территории такого субъекта Российской Федерации также подлежит согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности Российской Федерации.</p><p>15. Порядок разработки и утверждения плана противопожарного обустройства лесов на территории лесничества и его форма, порядок разработки плана противопожарного обустройства лесов на территории субъекта Российской Федерации и его форма устанавливаются Правительством Российской Федерации.";</p><p>4) часть 3 статьи 534 изложить в следующей редакции:</p><p>"3. Правила тушения лесных пожаров, в том числе особенности, предусмотренные частью 2 статьи 511 настоящего Кодекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";</p><p>5) дополнить статьей 539 следующего содержания:</p><p> </p><p>"Статья 539. Меры экстренного реагирования</p><p> </p><p>1. Меры экстренного реагирования - комплекс мероприятий, направленных на оперативное привлечение сил и средств федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему федеральный государственный лесной контроль (надзор), в целях оказания содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные им в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса полномочия, в тушении лесных пожаров на землях лесного фонда.</p><p>2. Меры экстренного реагирования осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему федеральный государственный лесной контроль (надзор).</p><p>3. Меры экстренного реагирования включают в себя:</p><p>1) обеспечение готовности сил и средств федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему федеральный государственный лесной контроль (надзор), необходимых для выполнения работ по охране лесов от пожаров в целях осуществления мер экстренного реагирования на лесные пожары (далее - федеральный резерв экстренного реагирования);</p><p>2) оперативную доставку федерального резерва экстренного реагирования к местам тушения лесных пожаров, в отношении которых принято решение о применении мер экстренного реагирования, и обратно к местам постоянной дислокации, в том числе авиационными средствами;</p><p>3) тушение лесных пожаров, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор), по согласованию с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принято решение о применении мер экстренного реагирования.</p><p>4. Решение о применении федерального резерва экстренного реагирования принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор), в соответствии с критериями, установленными указанным федеральным органом исполнительной власти.</p><p>5. Порядок осуществления мер экстренного реагирования, выполняемого федеральным государственным бюджетным учреждением, указанным в части 1 настоящей статьи, в том числе виды работ по тушению лесных пожаров, в отношении которых принято решение о применении мер экстренного реагирования, а также виды пожарной техники, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств тушения лесных пожаров в целях осуществления мер экстренного реагирования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор).";</p><p>6) часть 18 статьи 78 дополнить пунктом 9 следующего содержания:</p><p>"9) представление заявки на участие в аукционе лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 41 настоящей статьи к лицам, которые вправе направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, заявление о проведении аукциона.";</p><p>7) статью 81:</p><p>а) дополнить пунктом 41 следующего содержания:</p><p>"41) установление нормативов и критериев выделения зон контроля лесных пожаров;";</p><p>б) дополнить пунктами 151 - 154 следующего содержания:</p><p>"151) создание и применение федерального резерва экстренного реагирования;</p><p>152) установление порядка осуществления мер экстренного реагирования;</p><p>153) установление видов пожарной техники, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств тушения лесных пожаров в целях осуществления мер экстренного реагирования;</p><p>154) установление критериев применения мер экстренного реагирования федеральным резервом экстренного реагирования;";</p><p>8) в статье 83:</p><p>а) в пункте 6 части 1 слова "осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров" заменить словами "установления зон контроля лесных пожаров, выполнения мер пожарной безопасности в лесах, тушения лесных пожаров", после слов "в целях тушения лесных пожаров" дополнить словами ", а также осуществления мер экстренного реагирования";</p><p>б) в части 7 слова "функции по контролю и надзору в области лесных отношений" заменить словами "федеральный государственный лесной контроль (надзор)";</p><p>9) в части 5 статьи 89 слово "тридцать" заменить словами "пятнадцать рабочих";</p><p>10) в части 3 статьи 891 слова "пятнадцати дней" заменить словами "не более чем пять рабочих дней";</p><p>11) в части 3 статьи 892 слова "пятнадцати дней" заменить словами "не более чем пять рабочих дней";</p><p>12) часть 3 статьи 111 признать утратившей силу;</p><p>13) дополнить статьей 1111 следующего содержания:</p><p> </p><p>"Статья 1111. Особенности осуществления рубок лесных насаждений и заготовки древесины в защитных лесах</p><p> </p><p>1. Осуществление рубок лесных насаждений допускается в защитных лесах, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.</p><p>2. Сплошные рубки лесных насаждений в защитных лесах запрещаются, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом.</p><p>3. Заготовка древесины допускается в защитных лесах, если проведение сплошных и выборочных рубок не запрещено или не ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.</p><p>4. При заготовке древесины в защитных лесах допускается создание объектов лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 13 настоящего Кодекса.".</p><p> </p><p>Статья 2</p><p> </p><p>Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 44, ст. 4537; 2007, № 43, ст. 5084; 2009, № 29, ст. 3635; № 45, ст. 5265; 2010, № 30, ст. 4004; 2011, № 1, ст. 54; № 30, ст. 4590; 2013, № 27, ст. 3477; 2015, № 18, ст. 2621; № 29, ст. 4360; 2016, № 1, ст. 68; № 15, ст. 2066; 2017, № 22, ст. 3069; № 27, ст. 3938; 2020, № 52, ст. 8600; 2021, № 24, ст. 4186, 4188; 2022, № 29, ст. 5241; 2023, № 1, ст. 53) следующие изменения:</p><p>1) статью 1 дополнить абзацем следующего содержания:</p><p>"уровень реагирования на ландшафтный (природный) пожар - состояние готовности органов управления и сил, в задачи которых входит тушение ландшафтных (природных) пожаров, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по ликвидации ландшафтных (природных) пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации.";</p><p>2) в части третьей статьи 16 слово "Критерии" заменить словами "Уровни реагирования на ландшафтные (природные) пожары, а также критерии".</p><p> </p><p>Статья 3</p><p> </p><p>Федеральный закон от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 6, ст. 958) дополнить статьей 41 следующего содержания:</p><p> </p><p>"Статья 41</p><p> </p><p>1. С 1 сентября 2023 года до 31 декабря 2024 года органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории указанных субъектов Российской Федерации, обеспечивают ведение государственного лесного реестра в электронной форме на основе созданной и введенной в эксплуатацию в этих целях федеральной государственной информационной системы лесного комплекса.</p><p>2. Ведение государственного лесного реестра в электронной форме на основе федеральной государственной информационной системы лесного комплекса органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, обеспечивается после предоставления оператором федеральной государственной информационной системы лесного комплекса доступа таким органам к федеральной государственной информационной системе лесного комплекса, предоставляемого поэтапно в соответствии с графиком, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, являющимся оператором федеральной государственной информационной системы лесного комплекса.".</p><p> </p><p>Статья 4</p><p> </p><p>1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.</p><p>2. Пункт 6 статьи 1 и статья 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2023 года.</p><p>3. Пункты 1 - 5, 8 статьи 1 и статья 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2024 года.</p><p> </p><p> </p><p>Президент Российской Федерации                              В.Путин</p><p> </p><p>Москва, Кремль</p><p>24 июля 2023 года</p><p>№ 343-ФЗ</p><p> </p></div>