Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 08.08.2024 г. № 311-ФЗ

pravo.gov.ru

О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                              30 июля 2024 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                                  2 августа 2024 года</p><p> </p><p>Статья 1</p><p> </p><p>Внести в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4159; 2011, № 23, ст. 3263; № 50, ст. 7359; 2012, № 26, ст. 3446; № 53, ст. 7616, 7643; 2013, № 19, ст. 2330; 2014, № 42, ст. 5615; № 49, ст. 6913; 2015, № 1, ст. 38; № 45, ст. 6208; № 48, ст. 6723; 2016, № 18, ст. 2508; 2017, № 31, ст. 4822, 4828; 2018, № 30, ст. 4555; № 31, ст. 4861; 2020, № 12, ст. 1649; № 14, ст. 2014; № 46, ст. 7205; № 50, ст. 8047; 2021, № 24, ст. 4188; № 27, ст. 5104, 5176; 2022, № 1, ст. 7; 2024, № 10, ст. 1309) следующие изменения:</p><p>1) часть 1 статьи 1 дополнить словами ", владельцев тепловых сетей, не являющихся теплосетевыми организациями";</p><p>2) пункт 20 статьи 2 после слов "городского округа," дополнить словами "города федерального значения,";</p><p>3) в статье 4:</p><p>а) в части 1:</p><p>пункт 2 дополнить словами ", включая критерии надежности теплоснабжения потребителей";</p><p>в пункте 152 слова "при теплоснабжении" заменить словами "в сфере теплоснабжения";</p><p>б) в части 2:</p><p>пункт 2 изложить в следующей редакции:</p><p>"2) утверждение правил обеспечения готовности к отопительному периоду и установление порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду;";</p><p>пункт 11 дополнить словами ", утверждение схем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения";</p><p>в пункте 13 слова "разработки и утверждения" заменить словами "разработки, утверждения и актуализации", дополнить словами ", за исключением отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения";</p><p>в) дополнить частью 7 следующего содержания:</p><p>"7. Расследование причин аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора (на объектах (в организациях), подведомственных федеральным органам исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, - подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";</p><p>4) в статье 41:</p><p>а) в части 4 слова "не применяется положение части 5" заменить словами "не применяются положения частей 5, 51 и 52";</p><p>б) дополнить частями 51 и 52 следующего содержания:</p><p>"51. При осуществлении федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения проводятся следующие профилактические мероприятия:</p><p>1) информирование;</p><p>2) обобщение правоприменительной практики;</p><p>3) объявление предостережений;</p><p>4) консультирование;</p><p>5) профилактический визит.</p><p>52. При осуществлении федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:</p><p>1) выездная проверка;</p><p>2) документарная проверка.";</p><p>5) в части 2 статьи 5:</p><p>а) пункт 71 изложить в следующей редакции:</p><p>"71) осуществление мониторинга разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек, за исключением отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения;";</p><p>б) дополнить пунктом 76 следующего содержания:</p><p>"76) согласование порядков (планов) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения в муниципальных образованиях в соответствии с настоящим Федеральным законом;";</p><p>6) в части 1 статьи 6:</p><p>а) пункт 4 изложить в следующей редакции:</p><p>"4) обеспечение готовности к отопительному периоду муниципальных образований, в том числе выполнение обязательных требований, установленных статьей 20 настоящего Федерального закона и правилами обеспечения готовности к отопительному периоду, и проведение оценки обеспечения лицами, перечисленными в пунктах 2 - 6 части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, готовности к отопительному периоду в соответствии с порядком проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду;";</p><p>б) пункт 6 дополнить словами "(за исключением схем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения)";</p><p>в) пункт 91 после слов "пятьсот тысяч человек и более," дополнить словами "поселения, муниципального округа, городского округа, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения,";</p><p>г) дополнить пунктами 92 и 93 следующего содержания:</p><p>"92) утверждение и ежегодная актуализация порядка (плана) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения в муниципальном образовании (в том числе с применением электронного моделирования аварийных ситуаций) с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 20 настоящего Федерального закона;</p><p>93) согласование порядков (планов) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и владельцев тепловых сетей, не являющихся теплосетевыми организациями;";</p><p>7) часть 4 статьи 7 после слов "городских округов" дополнить словами ", городов федерального значения";</p><p>8) в статье 8:</p><p>а) абзац первый части 21 после слов "реализация которых" дополнить словами "в соответствии с пунктом 1 части 22 настоящей статьи";</p><p>б) пункт 1 части 22 дополнить словами "на территориях, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения (в ценовых зонах теплоснабжения после окончания переходного периода реализация тепловой энергии (мощности), необходимой для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, осуществляется по ценам, определяемым соглашением сторон договора, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов)";</p><p>9) часть 8 статьи 15 дополнить пунктом 61 следующего содержания:</p><p>"61) порядок взаимодействия теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии при проведении мероприятий по наладке тепловых сетей, внутридомовых сетей и теплопотребляющих установок, а также порядок изменения условий заключенных договоров теплоснабжения в связи с проведением таких мероприятий;";</p><p>10) статью 20 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 20. Готовность к отопительному периоду</p><p> </p><p>1. Готовность к отопительному периоду должна быть обеспечена:</p><p>1) муниципальными образованиями;</p><p>2) теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями;</p><p>3) потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения и которые приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках;</p><p>4) управляющей организацией, а также товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом при условии осуществления ими деятельности по управлению многоквартирными домами;</p><p>5) лицами, с которыми в соответствии с частью 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации собственниками помещений в многоквартирном доме заключены договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в целях надлежащего содержания и (или) ремонта внутридомовой системы отопления в многоквартирном доме, или председателем совета многоквартирного дома в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято решение о заключении таких договоров, или муниципальными образованиями в случае, если способ управления многоквартирным домом не выбран или выбранный способ управления не реализован;</p><p>6) владельцами тепловых сетей, не являющимися теплосетевыми организациями.</p><p>2. Готовность к отопительному периоду обеспечивается лицами, перечисленными в части 1 настоящей статьи, путем соблюдения обязательных требований, установленных частями 3 - 6 настоящей статьи и правилами обеспечения готовности к отопительному периоду, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения. Указанные правила включают в себя в том числе требования о подтверждении соблюдения лицами, перечисленными в части 1 настоящей статьи, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований промышленной безопасности, требований законодательства о градостроительной деятельности, требований безопасности в сфере теплоснабжения и иные обязательные требования, несоблюдение которых влияет на безаварийную работу объектов теплоснабжения.</p><p>3. В целях обеспечения готовности к отопительному периоду муниципальные образования обязаны:</p><p>1) иметь порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения в муниципальном образовании, утвержденный и ежегодно актуализируемый органом местного самоуправления (в том числе с применением электронного моделирования аварийных ситуаций), разработанный с учетом порядков (планов) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, владельцев тепловых сетей, не являющихся теплосетевыми организациями, организаций в сфере электро-, газо- и водоснабжения, организаций, осуществляющих снабжение топливом, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, согласованный с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области газоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике, и органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Указанный порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения после его утверждения, актуализации подлежит публикации на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае отсутствия порядков (планов) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения у организаций в сфере электро-, газо- и водоснабжения, организаций, осуществляющих снабжение топливом, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций орган местного самоуправления может предложить этим лицам принять участие в подготовке порядка (плана) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения в муниципальном образовании;</p><p>2) иметь утвержденную актуализированную схему теплоснабжения в соответствии с частью 3 статьи 23 настоящего Федерального закона;</p><p>3) обеспечить подготовку к отопительному периоду бесхозяйных объектов теплоснабжения, в отношении которых в соответствии с частью 64 статьи 15 настоящего Федерального закона не определена организация по содержанию и обслуживанию.</p><p>4. В целях обеспечения готовности к отопительному периоду, а также в целях обеспечения готовности к безаварийной работе объектов теплоснабжения теплоснабжающие организации, теплосетевые организации обязаны на постоянной основе:</p><p>1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;</p><p>2) проводить наладку принадлежащих им тепловых сетей;</p><p>3) осуществлять контроль за режимами потребления тепловой энергии;</p><p>4) обеспечивать качество теплоносителей;</p><p>5) организовывать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;</p><p>6) обеспечивать проверку качества строительства, реконструкции и (или) модернизации принадлежащих им тепловых сетей, в том числе качества тепловой изоляции;</p><p>7) обеспечивать надежное теплоснабжение потребителей;</p><p>8) выполнять мероприятия по резервированию систем теплоснабжения, определенные утвержденной актуализированной схемой теплоснабжения и включенные в инвестиционную программу теплоснабжающей или теплосетевой организации. Указанные мероприятия могут осуществляться за счет учтенных при установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения собственных средств регулируемой организации, бюджетных кредитов, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в случае, если по итогам анализа и оценки систем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов, осуществляемых субъектами Российской Федерации в рамках определения системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов, в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, резервируемые системы теплоснабжения соответствующего муниципального образования признаны малонадежными и (или) ненадежными;</p><p>9) иметь согласованный с органом местного самоуправления порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения.</p><p>5. В целях обеспечения готовности к отопительному периоду, а также в целях обеспечения готовности к безаварийной работе объектов теплоснабжения владельцы тепловых сетей, не являющиеся теплосетевыми организациями, обязаны на постоянной основе выполнять требования, установленные пунктами 1 - 4, 6, 7, 9 части 4 настоящей статьи.</p><p>6. В целях обеспечения готовности к отопительному периоду потребители тепловой энергии, перечисленные в пунктах 3 - 5 части 1 настоящей статьи, обязаны на постоянной основе:</p><p>1) обеспечивать эксплуатацию теплопотребляющих установок в соответствии с требованиями безопасности в сфере теплоснабжения, установленными статьей 232 настоящего Федерального закона;</p><p>2) обеспечивать готовность к соблюдению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления тепловой энергии;</p><p>3) обеспечивать отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;</p><p>4) организовывать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя в соответствии с требованиями, установленными статьей 19 настоящего Федерального закона.</p><p>7. Оценка обеспечения муниципальными образованиями готовности к отопительному периоду осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора и государственного регулирования промышленной безопасности.</p><p>8. Оценка обеспечения теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, владельцами тепловых сетей, не являющимися теплосетевыми организациями, готовности к отопительному периоду осуществляется органом местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, в зону (зоны) деятельности которой входит соответствующая система (системы) теплоснабжения, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора и государственного регулирования промышленной безопасности, или федеральными органами исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения наказаний (их подразделениями) (в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 41 настоящего Федерального закона и абзацем вторым пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"). Оценка обеспечения теплоснабжающей организацией, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, готовности к отопительному периоду осуществляется органом местного самоуправления совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора и государственного регулирования промышленной безопасности, или федеральными органами исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения наказаний (их подразделениями) (в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 41 настоящего Федерального закона и абзацем вторым пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").</p><p>9. Оценка обеспечения лицами, указанными в пункте 3 части 1 настоящей статьи (за исключением лиц, указанных в части 10 настоящей статьи), готовности к отопительному периоду осуществляется органом местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, в зону (зоны) деятельности которой входит соответствующая система (системы) теплоснабжения, в которой лицами, указанными в пункте 3 части 1 настоящей статьи, заключены договоры теплоснабжения.</p><p>10. Оценка обеспечения лицами, перечисленными в пунктах 3 - 5 части 1 настоящей статьи, у которых договоры теплоснабжения заключены в соответствии с жилищным законодательством, готовности к отопительному периоду осуществляется органом местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, в зону (зоны) деятельности которой входит соответствующая система (системы) теплоснабжения, в которой лицами, перечисленными в пунктах 3 - 5 части 1 настоящей статьи, заключены договоры теплоснабжения, и органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.</p><p>11. Оценка обеспечения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, готовности к отопительному периоду осуществляется в соответствии с порядком проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.</p><p>12. По результатам проведения оценки готовности к отопительному периоду составляется акт, содержащий оценку обеспечения готовности к отопительному периоду, по форме, утвержденной порядком проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.</p><p>13. В случае несоблюдения обязательных требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, направляется акт, содержащий оценку обеспечения готовности к отопительному периоду, с замечаниями по выявленным нарушениям. Выявленные нарушения подлежат обязательному устранению в установленные актом сроки.</p><p>14. Неустранение выявленных нарушений, указанных в акте, содержащем оценку обеспечения готовности к отопительному периоду, в установленные сроки лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.";</p><p>11) в части 5 статьи 21 второе предложение изложить в следующей редакции: "В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам источников тепловой эн</p></div>
Показать следующую страницу документа