Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ

pravo.gov.ru

О Конституционном Суде Российской Федерации
Показать предыдущую страницу документа
<div><p>заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации окажется вакантной, Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном настоящей статьей. По истечении срока полномочий Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации. (В редакции Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 9-ФКЗ)</p><p>(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 02.06.2009 № 2-ФКЗ)</p><p> </p><p>Статья 24. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации</p><p> </p><p>Председатель Конституционного Суда Российской Федерации:</p><p>1) руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда Российской Федерации, созывает их и председательствует на них; (В редакции Федерального конституционного закона от 03.11.2010 № 7-ФКЗ)</p><p>2) вносит на обсуждение Конституционного Суда Российской Федерации вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях; (В редакции Федерального конституционного закона от 03.11.2010 № 7-ФКЗ)</p><p>3) представляет Конституционный Суд Российской Федерации в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда Российской Федерации выступает с заявлениями от его имени;</p><p>4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда Российской Федерации, представляет на утверждение Конституционного Суда Российской Федерации кандидатуры руководителя аппарата и руководителя Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации, численность и структуру аппарата; (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>5) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.</p><p>Председатель Конституционного Суда Российской Федерации издает приказы и распоряжения.</p><p> </p><p>Статья 25. Временное исполнение обязанностей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации</p><p> </p><p>Во всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда Российской Федерации не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.</p><p>В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя заместителем Председателя Конституционного Суда Российской Федерации временное исполнение этих обязанностей переходит последовательно к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а при равном стаже - к старейшему по возрасту судье Конституционного Суда Российской Федерации.</p><p>(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p> </p><p>Статья 26. Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации</p><p> </p><p>Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда Российской Федерации его отдельные полномочия, а также выполняет иные обязанности, возложенные на него Председателем Конституционного Суда Российской Федерации.</p><p>(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p> </p><p>Статья 27. </p><p>(Статья утратила силу - Федеральный конституционный закон от 02.06.2009 № 2-ФКЗ)</p><p> </p><p>Статья 28. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации</p><p> </p><p>В Регламенте Конституционного Суда Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона устанавливаются порядок определения очередности рассмотрения дел в заседаниях, правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации, требования к работникам аппарата Конституционного Суда Российской Федерации и иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.</p><p>(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 03.11.2010 № 7-ФКЗ)</p><p> </p><h4>РАЗДЕЛ ВТОРОЙ.ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ</h4><p> </p><p>ГЛАВА IV. Принципы конституционного судопроизводства</p><p> </p><p>Статья 29. Независимость</p><p> </p><p>Судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.</p><p>В своей деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.</p><p>Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.</p><p>Судьи Конституционного Суда Российской Федерации принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации.</p><p>Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.</p><p> </p><p>Статья 30. Коллегиальность</p><p> </p><p>Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.</p><p>Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения при участии в заседании не менее шести судей.  (В редакции федеральных конституционных законов от 03.11.2010 № 7-ФКЗ, от 04.06.2014 № 9-ФКЗ, от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>Часть. (Утратила силу - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p> </p><p>Статья 31. Гласность</p><p> </p><p>Рассмотрение дел, назначенных к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, является открытым. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Решения, принятые по результатам слушания как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.</p><p>На официальном сайте Конституционного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещаются сведения о поступивших в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом обращениях, перечень принятых к рассмотрению обращений, иная информация в соответствии с федеральным законом, регулирующим обеспечение доступа к информации о деятельности судов.</p><p>(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p> </p><p>Статья 32. Устность разбирательства</p><p> </p><p>Разбирательство по делам, назначенным к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, происходит устно. В ходе устного разбирательства Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей. В ходе устного разбирательства в случаях, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, оглашаются имеющиеся документы. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>В заседании Конституционного Суда Российской Федерации могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.</p><p> </p><p>Статья 33. Язык конституционного судопроизводства</p><p> </p><p>Производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке.</p><p>Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.</p><p>Гражданам, не владеющим русским языком, в случае обращения в Конституционный Суд Российской Федерации без представителя с жалобой на нарушение их прав нормативным актом, примененным при рассмотрении уголовного дела, должно быть обеспечено право при подготовке жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации бесплатно пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p> </p><p>Статья 34. Непрерывность судебного заседания</p><p> </p><p>Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.</p><p>Часть. (Утратила силу - Федеральный конституционный закон от 03.11.2010 № 7-ФКЗ)</p><p>Часть. (Утратила силу - Федеральный конституционный закон от 03.11.2010 № 7-ФКЗ)</p><p>Часть. (Утратила силу - Федеральный конституционный закон от 03.11.2010 № 7-ФКЗ)</p><p> </p><p>Статья 35. Состязательность и равноправие сторон</p><p> </p><p>Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, а также в случае разрешения дел Конституционным Судом Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 471 настоящего Федерального конституционного закона. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.11.2010 № 7-ФКЗ)</p><p> </p><p>ГЛАВА V. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации</p><p> </p><p>Статья 36. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации</p><p> </p><p>Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона.</p><p>Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон (проект закона), иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившаяся неопределенность в вопросе о возможности исполнения решения межгосударственного органа, основанного на положениях соответствующего международного договора Российской Федерации в истолковании, предположительно приводящем к их расхождению с положениями Конституции Российской Федерации, или обнаружившаяся неопределенность в вопросе о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>При осуществлении полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, предусмотренных подпунктом "г" пункта 1 (в части, касающейся проверки конституционности не вступивших в силу международных договоров о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта), пунктами 5, 51 и 52 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, основанием к рассмотрению дела является установленное федеральным конституционным законом правомочие Конституционного Суда Российской Федерации рассмотреть соответствующее дело. (Дополнение частью - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p> </p><p>Статья 37. Общие требования к обращению</p><p> </p><p>Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами). Обращение может быть направлено в Конституционный Суд Российской Федерации в электронном виде посредством заполнения специальной формы на официальном сайте Конституционного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае переписка с заявителем может осуществляться также в электронном виде в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. (В редакции Федерального конституционного закона от 08.06.2015 № 5-ФКЗ)</p><p>В обращении должны быть указаны:</p><p>1) Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;</p><p>2) наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество), адрес, а также иные данные о заявителе, если это необходимо для определения заявителя; (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности или когда заявитель не имеет представителя; (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;</p><p>5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;</p><p>6) точное наименование, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, данные о подлежащем проверке проекте закона, указание на положение Конституции Российской Федерации, подлежащее толкованию или определяющее оспариваемую компетенцию; (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;</p><p>8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации, за исключением обращений по вопросам, указанным в части третьей статьи 36 настоящего Федерального конституционного закона; (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;</p><p>10) перечень прилагаемых к обращению документов.</p><p> </p><p>Статья 38. Документы, прилагаемые к обращению</p><p> </p><p>К направляемому в Конституционный Суд Российской Федерации обращению прилагаются:</p><p>1) текст акта (проекта акта), подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию; (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>2) документ, подтверждающий полномочия представителя: копия документа о назначении гражданина на должность и копии документов о соответствующей организации (органе), в силу которых лицо, назначенное на эту должность, может действовать от имени организации (органа) без доверенности; решение группы сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, обратившихся с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, о возложении функций представителей на сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы из числа обратившихся с запросом; копии документов, подтверждающих право осуществлять представительство в силу закона; доверенность, соответствующая требованиям части пятой настоящей статьи; копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителя, если представительство осуществляется не по должности; (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>3) документ об уплате государственной пошлины либо ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера, отсрочке (рассрочке) ее уплаты и документы, подтверждающие основания для такого ходатайства; (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>31) документы, подтверждающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, а также допустимость такого обращения в соответствии с требованиями настоящего Федерального конституционного закона о праве на обращение и допустимости обращения по отдельным категориям дел; (Дополнение пунктом - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>4) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.</p><p>К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы.</p><p>Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с частью первой настоящей статьи документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд Российской Федерации с одной копией. (В редакции Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 9-ФКЗ)</p><p>В случае направления обращения в электронном виде прилагаемые к нему документы и иные материалы также представляются в электронном виде, при этом приложения копий обращения, документов и иных материалов не требуется. (Дополнение частью - Федеральный конституционный закон от 08.06.2015 № 5-ФКЗ)</p><p>Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при ее наличии). Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена как доверенность, выданная гражданином. Доверенность, выданная гражданином, удостоверяется нотариально или должностным лицом организации, в которой доверитель учится, работает или проходит службу, а также товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией стационарной организации социального обслуживания, в которой проживает доверитель, либо администрацией медицинской организации, в которой доверитель находится на излечении в стационарных условиях. Доверенности, выданные военнослужащими, работниками воинских частей, соединений, учреждений, военных образовательных организаций или членами их семей, могут удостоверяться командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной образовательной организации. Доверенности лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы, могут удостоверяться начальником соответствующего учреждения. (Дополнение частью - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p> </p><p>Статья 39. Государственная пошлина</p><p> </p><p>Вопросы, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>Часть. (Утратила силу - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>Часть. (Утратила силу - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>Часть. (Утратила силу - Федера</p></div>
Показать следующую страницу документа