Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ

pravo.gov.ru

О Конституционном Суде Российской Федерации
Показать предыдущую страницу документа
<div><p>тель Конституционного Суда Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации может распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Конституционного Суда Российской Федерации о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей и личном досмотре.</p><p>Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Конституционному Суду Российской Федерации и принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания.</p><p>Поддержание порядка в заседании Конституционного Суда Российской Федерации возлагается на уполномоченных сотрудников Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, требования которых обязательны для всех присутствующих. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>Лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала. Председательствующий с согласия Конституционного Суда Российской Федерации может после предупреждения удалить публику в случае, если ею допущено нарушение порядка, мешающее нормальному ходу заседания.</p><p>Часть. (Утратила силу - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p> </p><p>Статья 55. Закрытое заседание</p><p> </p><p>Конституционный Суд Российской Федерации назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.</p><p>На закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда Российской Федерации, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями.</p><p>При проведении закрытого заседания не допускаются кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания, а также трансляция заседания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". (Дополнение частью - Федеральный конституционный закон от 08.06.2015 № 5-ФКЗ)</p><p>Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.</p><p> </p><p>Статья 56. Отстранение судьи от участия в рассмотрении дела</p><p> </p><p>Судья Конституционного Суда Российской Федерации отстраняется от участия в рассмотрении дела в случаях, если:</p><p>1) судья ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения;</p><p>2) объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских связей с представителями сторон;</p><p>3) имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи. (Дополнение пунктом - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>Судья Конституционного Суда Российской Федерации при наличии обстоятельств, указанных в части первой настоящей статьи, обязан заявить самоотвод до начала слушания дела.</p><p>Отстранение судьи Конституционного Суда Российской Федерации от участия в деле производится мотивированным решением Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемым большинством от числа присутствующих судей после заслушивания судьи, вопрос об отстранении которого должен быть решен.</p><p> </p><p>Статья 57. Распорядок заседания</p><p> </p><p>В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает заседание Конституционного Суда Российской Федерации и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению.</p><p>Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признает невозможность рассмотрения дела, оно откладывается.</p><p>Председательствующий разъясняет сторонам и их представителям их права и обязанности, а другим участникам процесса - их права, обязанности и ответственность.</p><p> </p><p>Статья 58. Председательствующий в заседании</p><p> </p><p>Председательствующий в заседании Конституционного Суда Российской Федерации руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов.</p><p>Возражения кого-либо из участников процесса против распоряжений и действий председательствующего заносятся в протокол заседания. Распоряжения и действия председательствующего могут быть по предложению стороны или любого из судей пересмотрены Конституционным Судом Российской Федерации в том же заседании.</p><p> </p><p>Статья 59. Протоколирование</p><p> </p><p>В заседании Конституционного Суда Российской Федерации ведется протокол, требования к которому устанавливаются Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.</p><p>Для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания.</p><p>Протокол заседания подписывается Председателем Конституционного Суда Российской Федерации или по его уполномочию заместителем Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.  (В редакции федеральных конституционных законов от 03.11.2010 № 7-ФКЗ, от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>Стороны имеют право знакомиться с протоколом и стенограммой проведенного Конституционным Судом Российской Федерации слушания и приносить на них свои замечания. Иные участники процесса могут знакомиться с протоколом и стенограммой с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>Замечания на протокол или стенограмму, указанные в части четвертой настоящей статьи, рассматриваются совместно председательствующим в заседании и судьей-докладчиком с участием в случае необходимости лиц, подавших замечания. Замечания на протокол и на стенограмму, решение об удостоверении правильности таких замечаний или об их отклонении приобщаются соответственно к протоколу и к стенограмме. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p> </p><p>Статья 60. Порядок исследования вопросов</p><p> </p><p>Исследование по существу рассматриваемого в заседании Конституционного Суда Российской Федерации дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. Судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Конституционного Суда Российской Федерации.</p><p>По окончании выступления судьи-докладчика Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела.</p><p>Установленный решением Конституционного Суда Российской Федерации порядок может быть изменен только самим Конституционным Судом Российской Федерации. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей Конституционного Суда Российской Федерации по порядку исследования вопросов рассматриваются Конституционным Судом Российской Федерации безотлагательно.</p><p> </p><p>Статья 61. Отложение заседания</p><p> </p><p>Рассмотрение дела может быть отложено в случае, если Конституционный Суд Российской Федерации найдет вопрос нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых материалов. В этом случае Конституционный Суд Российской Федерации назначает дату, на которую переносится заседание, либо извещает об этой дате дополнительно. Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается сначала или с момента, на котором оно было отложено.</p><p>(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p> </p><p>Статья 62. Объяснения сторон</p><p> </p><p>В соответствии с порядком, установленным решением Конституционного Суда Российской Федерации, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. В случае, когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются данной стороной.</p><p>Стороны и их представители не вправе использовать свои выступления в Конституционном Суде Российской Федерации для политических заявлений и деклараций и не должны допускать оскорбительных высказываний в адрес государственных органов, общественных объединений, участников процесса, должностных лиц и граждан.</p><p>Объяснение стороны выслушивается Конституционным Судом Российской Федерации в полном объеме.</p><p>После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Конституционного Суда Российской Федерации и другой стороной, а с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации также экспертами.</p><p> </p><p>Статья 63. Заключение эксперта</p><p> </p><p>В заседание Конституционного Суда Российской Федерации на основании решения Конституционного Суда Российской Федерации может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела, но непосредственно не относящимся к сфере российского права. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются Конституционным Судом Российской Федерации по предложению судьи-докладчика. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений. Эксперт выступает с заключением и предоставляет письменный текст заключения. Выступление эксперта и письменный текст заключения не могут различаться по смыслу. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>Эксперт вправе с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.</p><p>После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда Российской Федерации и сторон.</p><p> </p><p>Статья 64. Показания свидетелей</p><p> </p><p>При необходимости исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению Конституционного Суда Российской Федерации, в заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах.</p><p>Свидетель перед заслушиванием его показаний приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.</p><p>Свидетель обязан сообщить Конституционному Суду Российской Федерации обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда Российской Федерации и сторон. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами.</p><p> </p><p>Статья 65. Исследование документов</p><p> </p><p>В заседании Конституционного Суда Российской Федерации по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы. Не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение.</p><p>Документы, исследованные Конституционным Судом Российской Федерации, подлежат, по решению Конституционного Суда Российской Федерации, приобщению к материалам дела в подлинниках или в заверенных копиях.</p><p> </p><p>Статья 66. Заключительные выступления сторон</p><p> </p><p>По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Конституционный Суд Российской Федерации может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям.</p><p>Стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся Конституционным Судом Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 67. Возобновление рассмотрения вопроса</p><p> </p><p>Если после заключительных выступлений сторон Конституционный Суд Российской Федерации признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.</p><p>По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заключительные выступления, но лишь в связи с новыми обстоятельствами и доказательствами.</p><p> </p><p>Статья 68. Прекращение производства по делу</p><p> </p><p>Конституционный Суд Российской Федерации прекращает производство по делу в случаях, если после принятия обращения к рассмотрению будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или возникнут обстоятельства, которые, если бы они имелись на стадии предварительного изучения обращения, послужили бы основаниями к отказу в принятии обращения к рассмотрению.</p><p>Смерть гражданина, ликвидация юридического лица, упразднение муниципального образования, если гражданин или юридическое лицо является заявителем или лицом, в интересах которого подана жалоба, либо если муниципальное образование является заявителем, а также пересмотр конкретного дела, в котором был применен оспариваемый нормативный акт, не является основанием для прекращения производства по делу.</p><p>(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p> </p><p>Статья 69. Окончание слушания дела</p><p> </p><p>После признания Конституционным Судом Российской Федерации исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела. Конституционный Суд Российской Федерации может вернуться к слушанию дела в случаях, указанных в части первой статьи 67 настоящего Федерального конституционного закона.</p><p>(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p> </p><p>Статья 70. Совещание судей по принятию итогового решения</p><p> </p><p>Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом Российской Федерации в закрытом совещании.</p><p>В совещании участвуют только судьи Конституционного Суда Российской Федерации, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Конституционного Суда Российской Федерации, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.</p><p>В ходе совещания судья Конституционного Суда Российской Федерации вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены.</p><p>В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми присутствовавшими судьями и не подлежит оглашению.</p><p>Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования, в том числе обнародовать свое несогласие с принятым решением в какой бы то ни было форме. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p> </p><p>ГЛАВА VIII. Решения Конституционного Суда Российской Федерации</p><p> </p><p>Статья 71. Виды решений</p><p> </p><p>Часть. (Утратила силу - Федеральный конституционный закон от 03.11.2010 № 7-ФКЗ)</p><p>Конституционный Суд Российской Федерации в ходе осуществления конституционного судопроизводства принимает решения в форме постановлений, заключений, определений. (Дополнение частью - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3, 31, 32, 33, 4, 51 и 52 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, именуется постановлением. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации или Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации выносятся именем Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.</p><p>В заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.</p><p> </p><p>Статья 72. Принятие решения</p><p> </p><p>Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.</p><p>Решение Конституционного Суда Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.</p><p>В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта (проекта нормативного акта), договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации, вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации, по делу о возможности исполнения решения межгосударственного органа либо решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, по делу о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации или Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности соответствующего объекта конституционного контроля. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)</p><p>Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от числа действующих судей. (В редакции Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 9-ФКЗ)</p><p>Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.</p><p> </p><p>Статья 73</p></div>
Показать следующую страницу документа