Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ

pravo.gov.ru

О высшем и послевузовском профессиональном образовании
<p>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

      О высшем и послевузовском профессиональном образовании

    Принят Государственной Думой                  19 июля 1996 года
    Одобрен Советом Федерации                   7 августа 1996 года

     (Утратил силу с 1 сентября 2013 года на основании Федерального
закона  от 29 декабря 2012 г.  N 273-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598)

     (в ред.  Федерального закона от 10 июля  2000  г.  N  92-ФЗ  -
Собрание  законодательства Российской Федерации,  2000,  N 29,  ст.
3001;  Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ - Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2000,  N  33,  ст.  3348;
Федерального  закона  от  25  июня  2002  г.  N  71-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2002,  N  26,  ст.  2517;
Федерального закона от  10  января  2003  г.  N  11-ФЗ  -  Собрание
законодательства   Российской   Федерации,  2003,  N  2,  ст.  163;
Федерального закона  от  5  апреля  2003  г.  N  41-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2003,  N  14,  ст.  1254;
Федерального  закона  от  7  июля  2003  г.  N  119-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2003,  N  28,  ст.  2888;
Федерального закона от 22 августа  2004  г.  N  122-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2004,  N  35,  ст.  3607;
Федерального закона от  21  апреля  2005  г.  N  35-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2005,  N  17,  ст.  1481;
Федерального закона от 31 декабря  2005  г.  N  199-ФЗ  -  Собрание
законодательства   Российской   Федерации,   2006,  N  1,  ст.  10;
Федерального  закона  от  6  июля  2006  г.  N  104-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2006,  N  29,  ст.  3122;
Федерального закона  от  18  июля  2006  г.  N  113-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2006,  N  30,  ст.  3289;
Федерального закона от 16 октября  2006  г.  N  161-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2006,  N  43,  ст.  4413;
Федерального закона от  3  ноября  2006  г.  N  175-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2006,  N  45,  ст.  4627;
Федерального закона от 29 декабря  2006  г.  N  258-ФЗ  -  Собрание
законодательства   Российской   Федерации,   2007,  N  1,  ст.  21;
Федерального  закона  от  6  января  2007  г.  N  1-ФЗ  -  Собрание
законодательства   Российской   Федерации,  2007,  N  2,  ст.  360;
Федерального закона от  9  февраля  2007  г.  N  17-ФЗ  -  Собрание
законодательства   Российской   Федерации,  2007,  N  7,  ст.  838;
Федерального закона от  20  апреля  2007  г.  N  56-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2007,  N  17,  ст.  1932;
Федерального закона  от  13  июля  2007  г.  N  131-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2007,  N  29,  ст.  3484;
Федерального закона от 18 октября  2007  г.  N  230-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2007,  N  43,  ст.  5084;
Федерального закона от 24 октября  2007  г.  N  232-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2007,  N  44,  ст.  5280;
Федерального закона от 1  декабря  2007  г.  N  307-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2007,  N  49,  ст.  6068;
Федерального закона от 1  декабря  2007  г.  N  308-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2007,  N  49,  ст.  6069;
Федерального закона от 1  декабря  2007  г.  N  309-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2007,  N  49,  ст.  6070;
Федерального закона от 1  декабря  2007  г.  N  313-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2007,  N  49,  ст.  6074;
Федерального закона от 28  февраля  2008  г.  N  14-ФЗ  -  Собрание
законодательства   Российской   Федерации,  2008,  N  9,  ст.  813;
Федерального закона от  24  апреля  2008  г.  N  50-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2008,  N  17,  ст.  1757;
Федерального закона  от  15  июля  2008  г.  N  119-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2008,  N  29,  ст.  3419;
Федерального закона  от  23  июля  2008  г.  N  160-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2008,  N  30,  ст.  3616;
Федерального закона от 25 декабря  2008  г.  N  281-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2008,  N  52,  ст.  6236;
Федерального закона от 25 декабря  2008  г.  N  286-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2008,  N  52,  ст.  6241;
Федерального закона от 10  февраля  2009  г.  N  18-ФЗ  -  Собрание
законодательства   Российской   Федерации,  2009,  N  7,  ст.  786;
Федерального закона от 13  февраля  2009  г.  N  19-ФЗ  -  Собрание
законодательства   Российской   Федерации,  2009,  N  7,  ст.  787;
Федерального закона  от  18  июля  2009  г.  N  184-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2009,  N  29,  ст.  3621;
Федерального закона от 2  августа  2009  г.  N  217-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2009,  N  31,  ст.  3923;
Федерального закона от 10  ноября  2009  г.  N  260-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2009,  N  46,  ст.  5419;
Федерального закона от 17 декабря  2009  г.  N  321-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2009,  N  51,  ст.  6158;
Федерального закона от 21 декабря  2009  г.  N  329-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2009,  N  52,  ст.  6405;
Федерального закона от 21 декабря  2009  г.  N  333-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2009,  N  52,  ст.  6409;
Федерального закона от 27 декабря  2009  г.  N  374-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2009,  N  52,  ст.  6450;
Федерального  закона  от  8  мая  2010  г.  N  83-ФЗ   -   Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2010,  N  19,  ст.  2291;
Федерального закона  от  27  июля  2010  г.  N  198-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2010,  N  31,  ст.  4167;
Федерального закона от  8  ноября  2010  г.  N  293-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2010,  N  46,  ст.  5918;
Федерального закона от 28 декабря  2010  г.  N  426-ФЗ  -  Собрание
законодательства   Российской   Федерации,   2011,  N  1,  ст.  38;
Федерального закона  от  2  февраля  2011  г.  N  2-ФЗ  -  Собрание
законодательства   Российской   Федерации,  2011,  N  6,  ст.  793;
Федерального закона  от  16  июня  2011  г.  N  144-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2011,  N  25,  ст.  3537;
Федерального закона  от  18  июля  2011  г.  N  242-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2011,  N  30,  ст.  4590;
Федерального закона от 6  октября  2011  г.  N  271-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2011,  N  41,  ст.  5636;
Федерального закона от  6  ноября  2011  г.  N  290-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2011,  N  45,  ст.  6320;
Федерального закона от 16  ноября  2011  г.  N  318-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2011,  N  47,  ст.  6608;
Федерального закона от 21  ноября  2011  г.  N  326-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2011,  N  48,  ст.  6727;
Федерального закона от 3  декабря  2011  г.  N  384-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2011,  N  49,  ст.  7062;
Федерального закона от 3  декабря  2011  г.  N  385-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7063)

                     Глава I. Общие положения

     Статья 1. Правовое регулирование отношений в области
               высшего и послевузовского профессионального
               образования

     1. Правовое   регулирование  отношений  в  области  высшего  и
послевузовского   профессионального   образования    осуществляется
настоящим   Федеральным   законом,   другими   законами   и   иными
нормативными  правовыми  актами  Российской  Федерации,   а   также
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации и муниципальными правовыми актами  (в  ред.  Федерального
закона  от 31 декабря 2005 г.  N 199-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 10).
     2. Если    международным    договором   Российской   Федерации
установлены иные правила,  чем те,  которые предусмотрены настоящим
Федеральным законом, применяются правила международного договора.

     Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии
               прав  граждан Российской Федерации в области высшего
               и послевузовского профессионального образования

     1. Государственная    политика    в    области    высшего    и
послевузовского  профессионального  образования   основывается   на
принципах,    определенных   Законом   Российской   Федерации   "Об
образовании", а также на следующих принципах:
     1) (Подпункт  1  утратил силу на основании Федерального закона
от  22  августа  2004  г.  N  122-ФЗ  -  Собрание  законодательства
Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607)
     2) непрерывность и преемственность процесса образования;
     3) интеграция     системы     высшего     и    послевузовского
профессионального образования Российской Федерации при сохранении и
развитии  достижений  и  традиций российской высшей школы в мировую
систему высшего образования;
     4) конкурсность   и  гласность  при  определении  приоритетных
направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки
специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;
     5) государственная    поддержка    подготовки    специалистов,
приоритетных  направлений  научных исследований в области высшего и
послевузовского профессионального образования (в ред.  Федерального
закона  от 22 августа 2004 г.  N 122-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
     2. (Пункт  2  утратил силу на основании Федерального закона от
22 августа 2004 г.  N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 35, ст. 3607)
     3. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего  и
послевузовского профессионального образования посредством:
     1) финансового  обеспечения  за  счет   средств   федерального
бюджета  обучения  в  федеральных  государственных  образовательных
учреждениях высшего профессионального образования не менее чем  ста
семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек,  проживающих в
Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004
г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004,
N 35,  ст. 3607; Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ
- Собрание законодательства Российской Федерации,  2006,  N 1,  ст.
10;  Федерального закона от 8  мая  2010  г.  N  83-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291);
     2) расширения доступа граждан Российской Федерации  к  высшему
образованию  (в  ред.  Федерального закона от 22 августа 2004 г.  N
122-ФЗ - Собрание законодательства Российской  Федерации,  2004,  N
35, ст. 3607);
     3) (Подпункт 3 утратил силу на основании  Федерального  закона
от  22  августа  2004  г.  N  122-ФЗ  -  Собрание  законодательства
Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607)
     4) предоставления    обучающимся    (студентам,    аспирантам,
докторантам и  другим  категориям  обучающихся)  в  государственной
системе  высшего  и  послевузовского  профессионального образования
государственных стипендий,  мест в общежитиях,  иных мер социальной
поддержки  в соответствии с законодательством (в ред.  Федерального
закона от 22 августа 2004 г.  N 122-ФЗ - Собрание  законодательства
Российской Федерации,  2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от
31 декабря 2005 г.  N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2006, N 1, ст. 10);
     5) создания  условий  для   равной   доступности   высшего   и
послевузовского профессионального образования;
     6) (Подпункт 6 утратил силу на основании  Федерального  закона
от  22  августа  2004  г.  N  122-ФЗ  -  Собрание  законодательства
Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607)
     7) создания  условий  для интеграции высшего и послевузовского
профессионального  образования   и   науки   (подпункт   7   введен
Федеральным  законом  от  1  декабря  2007  г.  N 308-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6069).
     4. Гражданам  Российской  Федерации гарантируется получение на
конкурсной   основе   бесплатного   высшего    и    послевузовского
профессионального  образования  в  государственных  и муниципальных
образовательных учреждениях высшего профессионального образования в
пределах  федеральных  государственных  образовательных стандартов,
федеральных  государственных   требований   и   устанавливаемых   в
соответствии  с  пунктом  4 статьи 5 настоящего Федерального закона
образовательных стандартов и требований,  если образование  данного
уровня гражданин получает впервые (в ред. Федерального закона от 31
декабря 2005 г.  N 199-ФЗ -  Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 2006, N 1, ст. 10; Федерального закона от 1 декабря 2007
г. N 309-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007,
N 49, ст. 6070).
     5. Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора
формы   получения   высшего   и  послевузовского  профессионального
образования,  образовательного учреждения и направления  подготовки
(специальности).
     Ограничения прав    граждан    на    получение    высшего    и
послевузовского    профессионального    образования    могут   быть
установлены исключительно федеральным законом только в той мере,  в
какой это необходимо в целях защиты нравственности,  здоровья, прав
и законных интересов  других  лиц,  обеспечения  обороны  страны  и
безопасности государства.

     Статья 2-1. Интеграция высшего и послевузовского
                 профессионального образования и науки

     1. Интеграция  высшего  и  послевузовского   профессионального
образования  и  науки  имеет  целями  кадровое  обеспечение научных
исследований,  а  также  развитие   и   совершенствование   системы
образования  путем  использования новых знаний и достижений науки и
техники.
     2. Интеграция   высшего  и  послевузовского  профессионального
образования и науки может осуществляться в  разных  формах,  в  том
числе:
     1) проведения    высшими    учебными    заведениями    научных
исследований  и  экспериментальных  разработок  за счет грантов или
иных источников финансового обеспечения (в ред. Федерального закона
от  8  мая  2010 г.  N 83-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2010, N 19, ст. 2291);
     2) привлечения высшими учебными заведениями работников научных
организаций и  научными  организациями  работников  высших  учебных
заведений  на  договорной  основе  для  участия в образовательной и
(или) научной деятельности;
     3) осуществления   высшими  учебными  заведениями  и  научными
организациями совместных научно-образовательных  проектов,  научных
исследований   и   экспериментальных   разработок,   а  также  иных
совместных мероприятий на договорной основе;
     4) реализации  научными организациями образовательных программ
послевузовского    профессионального    образования,    а     также
образовательных    программ    дополнительного    профессионального
образования;
     5) создания   на   базе   высших  учебных  заведений  научными
организациями   лабораторий,   осуществляющих   научную   и   (или)
научно-техническую    деятельность,    в   порядке,   установленном
уполномоченным  Правительством  Российской  Федерации   федеральным
органом  исполнительной  власти  (в ред.  Федерального закона от 23
июля 2008  г.  N  160-ФЗ  -  Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 2008, N 30, ст. 3616);
     6) создания  высшими  учебными  заведениями  на  базе  научных
организаций   кафедр,  осуществляющих  образовательный  процесс,  в
порядке,  установленном  уполномоченным  Правительством  Российской
Федерации   федеральным   органом  исполнительной  власти  (в  ред.
Федерального закона  от  23  июля  2008  г.  N  160-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616).
     (Статья 2-1 введена Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N
308-ФЗ  - Собрание законодательства Российской Федерации,  2007,  N
49, ст. 6069)

     Статья 3.  Автономия образовательных учреждений высшего
                профессионального образования
                и  академические  свободы
     (наименование статьи в ред.  Федерального закона от 31 декабря
2005 г.  N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
2006, N 1, ст. 10)

     1. Под    автономией   образовательного   учреждения   высшего
профессионального образования (далее -  высшее  учебное  заведение)
понимается  его  самостоятельность  в подборе и расстановке кадров,
осуществлении  учебной,  научной,  финансово-хозяйственной  и  иной
деятельности  в  соответствии с законодательством и уставом высшего
учебного заведения,  утвержденным в установленном законодательством
порядке (в ред.  Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ
- Собрание законодательства Российской Федерации,  2006,  N 1,  ст.
10).
     2. Высшее учебное  заведение  несет  ответственность  за  свою
деятельность перед личностью, обществом и государством. Контроль за
соответствием  деятельности  высшего  учебного   заведения   целям,
предусмотренным   его   уставом,   осуществляют  в  пределах  своей
компетенции учредитель высшего  учебного  заведения  и  федеральный
орган  исполнительной власти,  осуществляющий функции по контролю и
надзору  в  сфере  образования  и  выдавший  лицензию  на   ведение
образовательной   деятельности   (далее   -   лицензия)   (в   ред.
Федерального закона от 22 августа  2004  г.  N  122-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2004,  N  35,  ст.  3607;
Федерального закона от  20  апреля  2007  г.  N  56-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 17, ст. 1932).
     3. Педагогическим         работникам         из          числа
профессорско-преподавательского   состава,   научным  работникам  и
студентам высшего учебного заведения предоставляются  академические
свободы,  в  том  числе  свобода  педагогического работника высшего
учебного заведения излагать учебный предмет по  своему  усмотрению,
выбирать  темы  для  научных  исследований  и  проводить  их своими
методами,  а также свобода студента получать знания согласно  своим
склонностям и потребностям.
     Предоставляемые академические   свободы   влекут   за    собой
академическую  ответственность  за создание оптимальных условий для
свободного   поиска   истины,    ее    свободного    изложения    и
распространения.

           Глава II. Система высшего и послевузовского
                      профессионального образования

     Статья 4.  Структура   системы   высшего   и   послевузовского
                профессионального образования

     Структура системы  высшего и послевузовского профессионального
образования   представляет    собой    совокупность:
     федеральных государственных образовательных стандартов высшего
профессионального    образования,    федеральных    государственных
требований   к   послевузовскому  профессиональному  образованию  и
образовательных     программ     высшего     и      послевузовского
профессионального  образования  (в  ред.  Федерального  закона от 1
декабря 2007 г.  N 309-ФЗ -  Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 2007, N 49, ст. 6070);
     имеющих лицензии высших учебных заведений, научных организаций
и   образовательных   учреждений  соответствующего  дополнительного
профессионального образования (в  ред.  Федерального  закона  от  1
декабря  2007  г.  N  308-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2007, N 49, ст. 6069);
     научных, проектных,  производственных,  клинических,  медико -
профилактических,   фармацевтических,    культурно-просветительских
учреждений, организаций и предприятий, ведущих научные исследования</p>
Показать следующую страницу документа