Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Банк документов /
<p>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О высшем и послевузовском профессиональном образовании Принят Государственной Думой 19 июля 1996 года Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года (Утратил силу с 1 сентября 2013 года на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) (в ред. Федерального закона от 10 июля 2000 г. N 92-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 29, ст. 3001; Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст. 3348; Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2517; Федерального закона от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 163; Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 41-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1254; Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 119-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2888; Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 21 апреля 2005 г. N 35-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 17, ст. 1481; Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 10; Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 29, ст. 3122; Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 113-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3289; Федерального закона от 16 октября 2006 г. N 161-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 43, ст. 4413; Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4627; Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21; Федерального закона от 6 января 2007 г. N 1-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 2, ст. 360; Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 838; Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 17, ст. 1932; Федерального закона от 13 июля 2007 г. N 131-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 29, ст. 3484; Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 43, ст. 5084; Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 44, ст. 5280; Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 307-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6068; Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 308-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6069; Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6070; Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 313-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6074; Федерального закона от 28 февраля 2008 г. N 14-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 9, ст. 813; Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 50-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1757; Федерального закона от 15 июля 2008 г. N 119-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст. 3419; Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616; Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6236; Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 286-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6241; Федерального закона от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 786; Федерального закона от 13 февраля 2009 г. N 19-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 787; Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 184-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3621; Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 31, ст. 3923; Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 46, ст. 5419; Федерального закона от 17 декабря 2009 г. N 321-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 51, ст. 6158; Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 329-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6405; Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 333-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6409; Федерального закона от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6450; Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291; Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 198-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4167; Федерального закона от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 46, ст. 5918; Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 426-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 38; Федерального закона от 2 февраля 2011 г. N 2-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 6, ст. 793; Федерального закона от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 25, ст. 3537; Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590; Федерального закона от 6 октября 2011 г. N 271-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 41, ст. 5636; Федерального закона от 6 ноября 2011 г. N 290-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 45, ст. 6320; Федерального закона от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 47, ст. 6608; Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6727; Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 384-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7062; Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 385-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7063) Глава I. Общие положения Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 10). 2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора. Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования 1. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании", а также на следующих принципах: 1) (Подпункт 1 утратил силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) 2) непрерывность и преемственность процесса образования; 3) интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования; 4) конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников; 5) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607). 2. (Пункт 2 утратил силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) 3. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством: 1) финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 10; Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291); 2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607); 3) (Подпункт 3 утратил силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) 4) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 10); 5) создания условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования; 6) (Подпункт 6 утратил силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) 7) создания условий для интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и науки (подпункт 7 введен Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 308-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6069). 4. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 10; Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6070). 5. Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности). Ограничения прав граждан на получение высшего и послевузовского профессионального образования могут быть установлены исключительно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 2-1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки 1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки имеет целями кадровое обеспечение научных исследований, а также развитие и совершенствование системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники. 2. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки может осуществляться в разных формах, в том числе: 1) проведения высшими учебными заведениями научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансового обеспечения (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291); 2) привлечения высшими учебными заведениями работников научных организаций и научными организациями работников высших учебных заведений на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной деятельности; 3) осуществления высшими учебными заведениями и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе; 4) реализации научными организациями образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования; 5) создания на базе высших учебных заведений научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616); 6) создания высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616). (Статья 2-1 введена Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 308-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6069) Статья 3. Автономия образовательных учреждений высшего профессионального образования и академические свободы (наименование статьи в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 10) 1. Под автономией образовательного учреждения высшего профессионального образования (далее - высшее учебное заведение) понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 10). 2. Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством. Контроль за соответствием деятельности высшего учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель высшего учебного заведения и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности (далее - лицензия) (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 17, ст. 1932). 3. Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы, в том числе свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения. Глава II. Система высшего и послевузовского профессионального образования Статья 4. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность: федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к послевузовскому профессиональному образованию и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6070); имеющих лицензии высших учебных заведений, научных организаций и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 308-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6069); научных, проектных, производственных, клинических, медико - профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских учреждений, организаций и предприятий, ведущих научные исследования</p>Показать следующую страницу документа