Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ

pravo.gov.ru

О высшем и послевузовском профессиональном образовании
Показать предыдущую страницу документа
<p>25, ст. 3537)

     Статья 8. Высшее учебное заведение, его задачи и структура

     1. Высшим    учебным   заведением   является   образовательное
учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства
Российской  Федерации  об образовании,  имеющее статус юридического
лица и  реализующее  в  соответствии  с  лицензией  образовательные
программы высшего профессионального образования.
     2. Основными задачами высшего учебного заведения являются:
     1) удовлетворение  потребностей  личности  в интеллектуальном,
культурном и нравственном развитии посредством получения высшего  и
(или) послевузовского профессионального образования;
     2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и
творческой    деятельности   научно-педагогических   работников   и
обучающихся, использование полученных результатов в образовательном
процессе;
     3) подготовка,   переподготовка   и   повышение   квалификации
работников с высшим образованием и научно-педагогических работников
высшей квалификации;
     4) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности
к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
     5) сохранение   и   приумножение  нравственных,  культурных  и
научных ценностей общества;
     6) распространение   знаний  среди  населения,  повышение  его
образовательного и культурного уровня.
     3. Высшие  учебные  заведения  самостоятельны  в  формировании
своей  структуры,  за  исключением  их  филиалов,  если   иное   не
установлено федеральными законами (в ред. Федерального закона от 10
ноября 2009 г.  N 260-ФЗ  -  Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 2009, N 46, ст. 5419).
     Статус и функции структурного подразделения  высшего  учебного
заведения  определяются  уставом  высшего  учебного заведения или в
установленном им порядке (в ред.  Федерального закона от 10  ноября
2009 г.  N 260-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
2009, N 46, ст. 5419).
     Структурные подразделения  высшего  учебного  заведения  могут
реализовывать   образовательные   программы   начального    общего,
основного    общего,    среднего   (полного)   общего,   начального
профессионального и среднего профессионального образования, а также
образовательные программы дополнительного образования при наличии у
высшего учебного заведения соответствующей лицензии.
     Филиалами высших   учебных   заведений  являются  обособленные
структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения.
     Филиалы федеральных  государственных  высших учебных заведений
создаются  учредителем  по  согласованию  с   федеральным   органом
исполнительной   власти,   осуществляющим   функции   по  выработке
государственной политики  и  нормативно-правовому  регулированию  в
сфере образования (в ред.  Федерального закона от 16 июня 2011 г. N
144-ФЗ - Собрание законодательства Российской  Федерации,  2011,  N
25, ст. 3537).
     Типовое положение   (положение)   о    филиалах    федеральных
государственных  высших  учебных заведений и порядок их организации
разрабатываются и утверждаются федеральным  органом  исполнительной
власти,   осуществляющим   функции   по  выработке  государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в  сфере  образования
(в  ред.  Федерального  закона  от  22  августа 2004 г.  N 122-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации,  2004,  N  35,  ст.
3607; Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21).
     (Абзац седьмой  утратил  силу на основании Федерального закона
от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2007, N 17, ст. 1932)
     (Абзац восьмой введен Федеральным законом от 10 января 2003 г.
N 11-ФЗ - Собрание законодательства Российской Фендерации,  2003, N
2,  ст.  163;  утратил силу на основании Федерального закона от  20
апреля  2007  г.  N  56-ФЗ  -  Собрание законодательства Российской
Федерации, 2007, N 17, ст. 1932)
     Показатели деятельности   филиалов  высших  учебных  заведений
учитываются при государственной аккредитации таких  высших  учебных
заведений (абзац введен Федеральным законом от 20 апреля 2007 г.  N
56-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 17,
ст. 1932).

     Статья 9. Виды и наименования высших учебных заведений

     1. В   Российской  Федерации  устанавливаются  следующие  виды
высших учебных  заведений:  федеральный  университет,  университет,
академия,  институт (в ред.  Федерального закона от 10 февраля 2009
г.  N 18-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009,
N 7, ст. 786).
     1-1. Федеральный  университет  -  высшее  учебное   заведение,
которое:
     реализует инновационные образовательные  программы  высшего  и
послевузовского  профессионального  образования,  интегрированные в
мировое образовательное пространство;
     обеспечивает системную  модернизацию высшего и послевузовского
профессионального образования;
     осуществляет подготовку,   переподготовку  и  (или)  повышение
квалификации    кадров    на    основе    применения    современных
образовательных         технологий         для         комплексного
социально-экономического развития региона;
     выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по
широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и
производства,    в    том   числе   путем   доведения   результатов
интеллектуальной деятельности до практического применения;
     является ведущим научным и методическим центром.
     (Пункт 1-1 введен Федеральным законом от 10 февраля 2009 г.  N
18-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,  2009, N 7,
ст. 786)
     2. Университет - высшее учебное заведение, которое:
     реализует образовательные программы высшего и  послевузовского
профессионального   образования  по  широкому  спектру  направлений
подготовки (специальностей);
     осуществляет подготовку,   переподготовку  и  (или)  повышение
квалификации   работников   высшей    квалификации,    научных    и
научно-педагогических работников;
     выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по
широкому спектру наук;
     является ведущим научным и  методическим  центром  в  областях
своей деятельности.
     2-1. В  отношении   университетов,   находящихся   в   ведении
Российской  Федерации,  в  равной  степени  эффективно  реализующих
образовательные    программы    высшего     профессионального     и
послевузовского   профессионального   образования   и   выполняющих
фундаментальные  и  прикладные  научные  исследования  по  широкому
спектру   наук,   может   устанавливаться  категория  "национальный
исследовательский     университет".     Категория     "национальный
исследовательский   университет"   устанавливается   Правительством
Российской Федерации на 10 лет по  результатам  конкурсного  отбора
программ   развития   университетов,   направленных   на   кадровое
обеспечение приоритетных направлений  развития  науки,  технологий,
техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение
в производство высоких технологий.  Положение о  конкурсном  отборе
программ  развития  университетов (в том числе порядок и условия их
финансирования) утверждается Правительством  Российской  Федерации.
Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности
реализации  таких  программ  устанавливаются  федеральным   органом
исполнительной   власти,   осуществляющим   функции   по  выработке
государственной политики  и  нормативно-правовому  регулированию  в
сфере образования.  Университет по результатам оценки эффективности
реализации  программ  развития  может  быть  лишен   Правительством
Российской   Федерации  категории  "национальный  исследовательский
университет" (пункт 2-1 введен Федеральным законом  от  10  февраля
2009  г.  N 18-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
2009, N 7, ст. 786).
     3. Академия - высшее учебное заведение, которое:
     реализует образовательные программы высшего и  послевузовского
профессионального образования;
     осуществляет подготовку,  переподготовку  и  (или)   повышение
квалификации   работников   высшей  квалификации  для  определенной
области научной и научно-педагогической деятельности;
     выполняет фундаментальные  и  прикладные  научные исследования
преимущественно в одной из областей науки или культуры;
     является ведущим  научным  и  методическим  центром  в области
своей деятельности.
     4. Институт - высшее учебное заведение, которое:
     реализует образовательные программы высшего  профессионального
образования,   а  также,  как  правило,  образовательные  программы
послевузовского профессионального образования;
     осуществляет подготовку,   переподготовку  и  (или)  повышение
квалификации работников для определенной  области  профессиональной
деятельности;
     ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
     5. Статус    высшего   учебного   заведения   определяется   в
зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или
отсутствия  государственной  аккредитации.  Статус высшего учебного
заведения включается в его наименование.
     6. Наименование высшего учебного заведения устанавливается при
создании и изменяется в  обязательном  порядке  при  изменении  его
статуса.  В случае,  если в наименовании высшего учебного заведения
употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и
другие  названия),  наряду  с  ним указывается вид высшего учебного
заведения.
     7. Особенности  правового статуса Московского государственного
университета   имени    М.В.Ломоносова    и    Санкт-Петербургского
государственного  университета определяются специальным федеральным
законом (пункт 7 введен Федеральным законом от 10 ноября 2009 г.  N
260-ФЗ  - Собрание законодательства Российской Федерации,  2009,  N
46, ст. 5419).

     Статья 10. Особенности создания, реорганизации и ликвидации
                высших учебных заведений, регламентации
                осуществляемой ими образовательной
                деятельности
     (наименование статьи в ред.  Федерального закона от  8  ноября
2010 г.  N 293-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
2010, N 46, ст. 5918)

     1. Вопросы создания и реорганизации высшего учебного заведения
регулируются   законодательством   Российской   Федерации  (в  ред.
Федерального закона от 22 августа  2004  г.  N  122-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2004,  N  35,  ст.  3607;
Федерального закона от  8  ноября  2010  г.  N  293-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2010, N 46, ст. 5918).
     Высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные
образовательные  программы  (военно-учебные заведения),  могут быть
созданы только Российской Федерацией (в ред. Федерального закона от
8  мая  2010  г.  N  83-ФЗ  -  Собрание законодательства Российской
Федерации, 2010, N 19, ст. 2291).
     2. Порядок  создания,  реорганизации  и ликвидации федеральных
высших учебных  заведений  определяется  Правительством  Российской
Федерации, если иное не установлено федеральными законами и указами
Президента Российской Федерации (в ред.  Федерального закона  от  8
мая   2010  г.  N  83-ФЗ  -  Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 2010, N 19, ст. 2291).
     Органы государственной  власти  субъектов Российской Федерации
вправе  осуществлять  управление  высшими   учебными   заведениями,
находящимися  в ведении субъектов Российской Федерации по состоянию
на 31 декабря  2004  года,  реорганизацию  и  ликвидацию  указанных
высших   учебных   заведений.   Такие  реорганизация  и  ликвидация
осуществляются органами исполнительной власти субъектов  Российской
Федерации  по  согласованию  с  федеральным  органом исполнительной
власти,  осуществляющим  функции   по   выработке   государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
     Порядок создания,  реорганизации  и  ликвидации  муниципальных
высших  учебных  заведений,  функции  учредителя  которых выполняют
органы местного самоуправления городских округов, устанавливается в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  местными
администрациями городских округов (в ред.  Федерального закона от 8
мая   2010  г.  N  83-ФЗ  -  Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 2010, N 19, ст. 2291).
     Порядок реорганизации   и   ликвидации   муниципальных  высших
учебных заведений,  функции  учредителя  которых  выполняют  органы
местного  самоуправления  муниципальных районов,  устанавливается в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  местными
администрациями  соответствующих муниципальных районов (новый абзац
четвертый введен Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ
- Собрание законодательства Российской Федерации,  2008,  N 52, ст.
6236;  в ред.  Федерального закона от 8  мая  2010  г.  N  83-ФЗ  -
Собрание  законодательства Российской Федерации,  2010,  N 19,  ст.
2291).
     Негосударственные высшие     учебные    заведения    создаются
учредителем     (учредителями)     в     порядке,     установленном
законодательством Российской Федерации.
     (Пункт 2 в ред.  Федерального закона от 31 декабря 2005  г.  N
199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1,
ст. 10)
     2-1. Федеральные  университеты  создаются  в форме автономного
учреждения,  в том числе на  базе  государственных  высших  учебных
заведений,  находящихся  в ведении Российской Федерации,  и научных
организаций,   находящихся   в    ведении    федеральных    органов
исполнительной    власти,   государственных   академий   наук,   их
региональных  отделений,  Правительством  Российской  Федерации  по
решению Президента Российской Федерации.
     При создании    федеральных    университетов     Правительство
Российской  Федерации учитывает предложения органов законодательной
и   исполнительной   власти   субъектов    Российской    Федерации,
подготовленные   на   основании  программ  социально-экономического
развития субъектов Российской Федерации.
     Развитие федеральных  университетов  осуществляется  в  рамках
программ,  одобренных   Правительством   Российской   Федерации   и
предусматривающих   условия   осуществления   и   критерии   оценки
эффективности образовательного процесса, интеграцию образовательной
и    научно-исследовательской    деятельности,    модернизацию    и
совершенствование       материально-технической       базы        и
социально-культурной    инфраструктуры,    интеграцию   в   мировое
образовательное пространство.
     Перечень показателей    и    критерии   оценки   эффективности
деятельности федеральных университетов в части обеспечения высокого
уровня     образовательного     процесса,    исследовательских    и
технологических   работ   устанавливаются    федеральным    органом
исполнительной   власти,   осуществляющим   функции   по  выработке
государственной политики  и  нормативно-правовому  регулированию  в
сфере образования.
     (Пункт 2-1 введен Федеральным законом от 10 февраля 2009 г.  N
18-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,  2009, N 7,
ст. 786)
     3. (Пункт 3 утратил силу на основании Федерального закона от 8
ноября 2010 г.  N 293-ФЗ  -  Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 2010, N 46, ст. 5918)
     4. (Пункт 4 утратил силу на основании Федерального закона от 8
ноября  2010  г.  N  293-ФЗ  - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2010, N 46, ст. 5918)
     5. (Пункт 5 утратил силу на основании Федерального закона от 8
ноября 2010 г.  N 293-ФЗ  -  Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 2010, N 46, ст. 5918)
     6. (Пункт 6 утратил силу на основании Федерального  закона  от
20  апреля  2007 г.  N 56-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2007, N 17, ст. 1932)
     7. (Пункт 7 утратил силу на основании Федерального закона от 8
ноября 2010 г.  N 293-ФЗ  -  Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 2010, N 46, ст. 5918)
     8. (Пункт 8 утратил силу на основании Федерального закона от 8
ноября  2010  г.  N  293-ФЗ  - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2010, N 46, ст. 5918)
     9. (Пункт 9 утратил силу на основании Федерального закона от 8
ноября 2010 г.  N 293-ФЗ  -  Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 2010, N 46, ст. 5918)
     10. (Пункт 10 введен Федеральным законом от 1 декабря 2007  г.
N 309-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,  2007, N
49,  ст.  6070;  утратил силу на основании Федерального закона от 8
ноября  2010  г.  N  293-ФЗ  - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2010, N 46, ст. 5918)

     Статья 11.  Прием  в  высшее  учебное  заведение  и подготовка
                 специалистов    с    высшим    и    послевузовским
                 профессиональным образованием

     1. Прием в высшие учебные заведения осуществляется отдельно по
программам   бакалавриата,   программам  подготовки  специалиста  и
программам   магистратуры   для   обучения    за    счет    средств
соответствующего  бюджета бюджетной системы Российской Федерации на
конкурсной основе,  если иное  не  предусмотрено  законодательством
Российской   Федерации,  на  места  с  оплатой  стоимости  обучения
физическими и (или) юридическими лицами - на условиях, определяемых
учредителем   высшего   учебного   заведения   в   соответствии   с
законодательством Российской  Федерации.  Условиями  приема  должны
быть  гарантированы  соблюдение  права  на образование и зачисление
лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной
программы   соответствующего   уровня   и  направленности  (в  ред.
Федерального закона от 10  февраля  2009  г.  N  18-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 786).
     Прием в высшие учебные заведения для  обучения  по  программам
бакалавриата  и программам подготовки специалиста осуществляется по
заявлениям лиц,  имеющих среднее  (полное)  общее  образование  или
среднее  профессиональное  образование,  на  основании  результатов
единого  государственного  экзамена,  если  иное  не  предусмотрено
законодательством  Российской Федерации в области образования;  для
обучения по программам магистратуры - по  заявлениям  лиц,  имеющих
высшее   профессиональное  образование,  на  основании  результатов
вступительных  испытаний,  проводимых  высшим  учебным  заведением.
Прием   в   высшие   учебные   заведения   лиц,   имеющих   среднее
профессиональное   образование,   для   обучения   по   сокращенным
программам  бакалавриата  соответствующего  профиля,  а  также лиц,
имеющих  высшее  профессиональное  образование,  для  обучения   по
программам   бакалавриата   и   программам  подготовки  специалиста
осуществляется по  результатам  вступительных  испытаний,  форма  и
перечень  которых  определяются  высшим  учебным заведением (в ред.
Федерального закона от 10  февраля  2009  г.  N  18-ФЗ  -  Собрание
законодательства   Российской   Федерации,  2009,  N  7,  ст.  786;
Федерального закона  от  2  февраля  2011  г.  N  2-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, N 6, ст. 793).
     При приеме  в  высшие  учебные  заведения  для   обучения   по
программам  бакалавриата  и  программам  подготовки  специалиста по
направлениям  подготовки  (специальностям),  требующим  наличия   у
поступающих лиц определенных творческих способностей,  физических и
(или) психологических качеств,  указанные высшие учебные  заведения
вправе  проводить  по  предметам,  по  которым не проводится единый
государственный  экзамен,  дополнительные  вступительные  испытания
творческой  и  (или)  профессиональной  направленности,  результаты
которых учитываются наряду с результатами единого  государственного
экзамена  при проведении конкурса.  Перечень направлений подготовки
(специальностей),  по которым при приеме для обучения по программам
бакалавриата  и программам подготовки специалиста могут проводиться
дополнительные  испытания  творческой  и   (или)   профессиональной</p>
Показать следующую страницу документа