Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Администрация Президента /
С 28 ноября по 9 декабря 2011 года в Южно-Африканской Республике, городе Дурбане, состоялись 17-я сессия Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата и 7-е Совещание сторон Киотского протокола.
На сегменте высокого уровня выступил возглавивший российскую делегацию советник Президента России, специальный представитель Президента России по вопросам климата А.Бедрицкий.
* * *
А.Бедрицкий: Уважаемая госпожа Председатель! Уважаемый господин Генеральный секретарь Организации Объединённых Наций! Уважаемые делегаты! Дамы и господа!
В прошлом году в Канкуне был принят пакет решений, фактически завершающий процессы рассмотрения по Балийскому плану действий и Киотскому протоколу, а также одобрен ряд инициатив, решения по которым должны быть приняты в Дурбане. Сегодня, в предпоследний день конференции, Российская Федерация отмечает существенный прогресс и продвижение вперёд по разработке Дурбанского плана действий на будущее, но окончательного согласия по пакету решений пока нет. Мы приближаемся к завершению первого периода Киотского протокола, но пока так и не определились, каким будет многостороннее сотрудничество после 2012 года. Считаем, что переговорный процесс сейчас достиг точки, когда нужно принимать решение по двум переговорным трекам.
Хотел бы отметить, что именно благодаря Российской Федерации протокол вступил в силу в 2005 году, были запущены в полной мере механизмы Киотского протокола и к 2013 году мы успешно выполним свои обязательства в первом периоде.
Однако, по данным МЭА, в 2009 году 41 процент глобальных эмиссий приходится на две страны, не имеющие обязательств по Киотскому протоколу. Поэтому Киотский протокол в существующем виде (а именно без участия ключевых эмитентов) не решает проблемы глобального потепления, не обеспечивает достижение глобальной цели в два градуса, не обеспечивает экологической целостности. Исходя из этого Россия не берёт на себя количественных обязательств во втором периоде Киотского протокола.
С пониманием относимся к решению ряда стран Приложения I к РКИК принять обязательства участвовать во втором периоде Киотского протокола и полагаем, что переговорный процесс по Киотскому протоколу (СРГ-КП) должен быть завершён в Дурбане, а процесс принятия и ратификации поправок к приложениям А и Б должен соответствовать статьям 20 21 КП. Считаем важным для успеха будущего глобального соглашения обеспечить соблюдение всех юридических условий подведения результатов выполнения обязательств по первому периоду КП.
По другому треку – мы считаем, что мандат Балийского плана действий в настоящее время выполнен и нужно приступить к выполнению обязательств по снижению выбросов парниковых газов, объявленных главами государств и правительств в 2009 году в Копенгагене и подтверждённых в Канкуне.
После Дурбана нам всем необходимо сосредоточиться над разработкой нового глобального соглашения с учётом итогов работы двух переговорных групп. Для этого необходима дорожная карта с чёткими временными рамками для последовательных действий, которые должны привести к принятию всеобъемлющего климатического соглашения до 2016 года.
Российская Федерация привержена достижению всеобъемлющего, комплексного климатического урегулирования и в качестве конечной цели переговорного процесса видит единое универсальное соглашение по климату на период после 2012 года, которое охватывало бы все страны, как развитые, так и развивающиеся, прежде всего из числа основных эмитентов парниковых газов. Ключевыми элементами переговорного процесса после Дурбана должны стать пакетные решения по Канкунским обязательствам развитых и развивающихся стран, MRV, адаптации, зелёному фонду, технологиям. В дополнение к ним должны быть разработаны критически важные для нового соглашения решения по всеобъемлющему учёту роли бореальных и тропических лесов для снижения выбросов парниковых газов, а также по обновлённым механизмам гибкости, содействующим выполнению обязательств.
Вместе с тем после 2012 года мы намерены приступить к выполнению объявленных нами обязательств по снижению антропогенных выбросов на 15–25 процентов к 2020 году от уровня 1990-го параллельно с работой по заключению глобального соглашения.
Международное сотрудничество в посткиотский период должно учитывать объективные изменения в уровне развития стран. Российская Федерация предложила поправку к Конвенции по разработке механизма пересмотра списков стран, входящих в приложения I и II к Конвенции, для того чтобы способствовать наиболее адекватному и справедливому распределению обязательств по снижению парниковых газов между сторонами Конвенции для скорейшего достижения её целей наиболее эффективным образом. В целом мы удовлетворены ходом рассмотрения российского предложения здесь, в Дурбане, и далее будем настаивать на принятии решения по нашей поправке.
В ноябре 2011 года в Москве проходила Международная конференция по проблемам адаптации к изменениям климата, в которой приняло участие более 600 делегатов из 34 стран мира. Участниками конференции отмечалось, что во многих странах проблема адаптации к изменению климата всё ещё не входит в число национальных приоритетов. Имеет место недооценка значимости этой проблемы. Мы призываем страны поддерживать создание у себя элементов Глобальной рамочной основы климатического обслуживания, создаваемой под эгидой ВМО. Долгосрочное сотрудничество в области адаптации должно наиболее эффективным образом использовать функционирующие и создаваемые институциональные основы, особенно специализированные учреждения ООН.
В заключение хочу высказать позицию России в отношении места проведения Конференции сторон РКИК в 2012 году. В связи с вопиющим нарушением норм международного права властями Катара в отношении нашего посла в этой стране Российская Федерация выступает против проведения следующей Конференции сторон в Катаре и поддерживает её проведение в Республике Корея в соответствии с их предложением.
Спасибо за внимание!
8 декабря 2011 года, Дурбан