Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Администрация Президента /
На конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) был принят пакет решений, по сути являющийся планом действий в направлении заключения глобального соглашения по снижению антропогенной нагрузки на климат на период после 2012 года.
В частности, решены вопросы разделённой и дифференцированной ответственности как развивающихся, так и развитых государств по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов.
На форуме был утверждён проект создания «Зелёного фонда» для финансирования инициатив по оказанию помощи странам, в наибольшей степени страдающим от изменения климата, также была достигнута договорённость о механизмах передачи экологически чистых технологий развивающимся странам.
* * *
Выступление на 16-й сессии Конференции Сторон РКИК ООН
А.Бедрицкий: Уважаемая госпожа Председатель!
Уважаемый господин Генеральный секретарь Организации Объединённых Наций! Уважаемые делегаты! Дамы и господа!
Мы собрались в Канкуне спустя год после климатического саммита ООН в Копенгагене. За прошедший период состоялось несколько переговорных сессий, однако следует признать, что принципиальных изменений на переговорной площадке не наблюдается.
Можно по‑разному оценивать итоги Копенгагенского форума, однако нельзя игнорировать объективную реальность: если мы серьёзно нацелены на прогресс в переговорах, то необходимо зафиксировать намерения по возможным обязательствам стран, заявленным в рамках процесса ассоциации стран с Копенгагенским соглашением. В этом ключ к успеху. Со своей стороны готовы в этом контексте подтвердить обязательство Российской Федерации сократить к 2020 году выбросы на 15–25% по сравнению с 1990 годом.
Киотский протокол заложил практические основы международного сотрудничества, создал реальные механизмы для совместных действий стран по борьбе с глобальным изменением климата. Но это был лишь первый, ограниченный шаг с точки зрения влияния на климат. Сегодня требуется наращивание наших совместных усилий. При этом нельзя не учитывать, что мир изменился: список стран ОЭСР, составлявший основу Приложения I к Конвенции в 1992 году, с тех пор значительно вырос. По оценкам Международного энергетического агентства, в 2007 году выбросы в энергетическом секторе стран приложения В Киотского протокола составили чуть больше 8 гигатонн СО2, а выбросы стран группы 77 и Китая составили более 13 с половиной гигатонн СО2. Выбросы развитых стран, не входящих в Киотский протокол, составляли примерно 6 гигатонн СО2.
Россия неоднократно отмечала, в том числе на высшем политическом уровне, что принятие обязательств во втором периоде Киотского протокола в существующем виде неэффективно с любой точки зрения – научной, экономической, политической. Пример блокирования так называемой «белорусской поправки», блокирование предложения Республики Казахстан, которая желает стать стороной приложения В Киотского протокола в первом периоде, несправедливый подход к оценке обязательств части стран приложения В протокола – это не исчерпывающий перечень свидетельств неэффективности Киотского протокола.
Исходя из этого Россия не примет участия во втором периоде обязательств Киотского протокола. Вместе с тем считаем целесообразным продолжение использования киотских рыночных механизмов, в том числе в рамках нового соглашения. Результаты действий стран в первый период обязательств должны учитываться в новом соглашении, это обеспечит ответственность стран за выполнение обязательств – экологическую целостность соглашения и процесса выполнения Конвенции и Протокола в целом.
Многолетний процесс переговоров параллельно по двум направлениям – конвенционному и протокольному – подтверждает необходимость коренного пересмотра подходов с ориентиром на объединение переговорных треков и выход на единое универсальное соглашение. Фактически переговорный процесс находится в переходном периоде: от одного юридически обязательного инструмента к другому. Ключевое политическое значение Канкуна состоит в том, чтобы были приняты согласованные решения по финансированию быстрого старта, запуску процесса передачи технологий, MRV, REDD, адаптации, а также фиксация намерений развитых и развивающихся стран по снижению выбросов, о которых я говорил выше.
По сути эти решения являются элементами переходного режима к новому соглашению, ориентированному на расширение международного сотрудничества для достижения долгосрочных целей.
Россия последовательно выступает за расширение круга стран, имеющих обязательства по сокращению выбросов, включение в него быстрорастущих экономик мира.
Участие в глобальных усилиях по противодействию изменению климата должно строиться с учётом национальных особенностей стран. Новое соглашение должно отражать специфические условия стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, обеспечивая им наряду с другими нуждающимися в этом странами доступ к финансовой и технологической помощи, способствовать наращиванию их национального потенциала в области снижения антропогенной нагрузки на климат.
Климатическая проблема многогранна, и её эффективное решение возможно лишь на основе комплексного учёта всех факторов. Для России, да и для многих других стран, один из важнейших среди них – это адекватный учёт бореальных лесов в качестве естественных поглотителей парниковых газов.
Россия в соответствие взятым обязательствам обеспечивает активное противодействие изменениям климата. Мы осознаём потенциальные угрозы глобального изменения климата для населения и экономики нашей страны, других государств и регионов мира. Факты говорят о том, что наша страна лидирует в вопросе сокращения эмиссий парниковых газов. Россия и дальше будет активно участвовать во всех процессах, реально ведущих к решению задачи по снижению антропогенной нагрузки на климат со стороны всех, без исключения, стран мира.
Спасибо за внимание!
11 декабря 2010 года, Канкун