Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Комиссии и Советы   /

Резолюция IX Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России»

29 декабря 2023 года

IX Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России» состоялся под эгидой Национального совета при Президенте по профессиональным квалификациям при поддержке и участии Российского союза промышленников и предпринимателей и Министерства труда и социальной защиты, Министерства просвещения, Министерства науки и высшего образования, профсоюзов России.

Форум собрал более семи тысяч представителей органов государственной власти и субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, советов по профессиональным квалификациям, федеральных учебно-методических объединений, ведущих предприятий, образовательных и научных организаций.

В рамках проводимых на площадке форума онлайн-марафона, трёх тематических панельных дискуссий и пленарного заседания обсуждались актуальные вопросы функционирования и перспектив национальной системы квалификаций, в том числе задачи совершенствования нормативной правовой базы, развития региональных сегментов национальной системы квалификаций, повышения качества профессионального образования и системы профориентации, модернизации системы профессиональных стандартов и квалификаций, реализации профильных федеральных проектов.

Обсудив итоги и перспективы развития национальной системы квалификаций, участники IX Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России» приняли следующие рекомендации.

Считать приоритетными направлениями развития национальной системы квалификаций:

развитие профессиональных стандартов и квалификаций:

– повышение гибкости системы разработки профессиональных стандартов и квалификаций, включая оптимизацию процессов и сокращение сроков их разработки, обеспечение их своевременной актуализации с учётом технологических изменений;

– формирование межотраслевых рамок квалификаций по «сквозным» видам профессиональной деятельности с выделением общепрофессиональных трудовых функций, необходимых знаний и умений для укрупнённых групп профессий;

– формирование информационной системы сопряжения профессиональных стандартов, квалификаций, общероссийских классификаторов и квалификационных справочников в сфере труда и образования;

совершенствование системы подготовки кадров:

1) в целях повышения качества реализации образовательных программ высшего, среднего профессионального, дополнительного профессионального образования предусмотреть:

– включение образовательных модулей, направленных на освоение профессиональных квалификаций, в основные профессиональные образовательные программы, повышение квалификации преподавателей по вопросам разработки (актуализации) образовательных программ, направленных на получение и подтверждение одной или нескольких профессиональных квалификаций;

– установление соответствия между профессиональными квалификациями, направлениями подготовки и профилями основных профессиональных образовательных программ в целях последующего применения образовательными организациями при создании (актуализации) основных профессиональных образовательных программ с учётом возможности сопряжения аттестационных процедур с инструментами независимой оценки квалификации;

– внесение изменений в федеральное законодательство, в части определения в качестве ориентира для разработки профессиональных образовательных программ не только профессиональных стандартов, но и профессиональных квалификаций, разрабатываемых в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификаций», а также совершенствования механизмов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;

– расширение практики использования подуровней системы квалификаций, позволяющих более точно характеризовать знания и умения работников, требования к опыту и образованию, исходя из характера осуществляемой работы;

– организацию проведения программ дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти по вопросам внедрения инструментов национальной системы квалификаций в стратегические документы (отраслевые стратегии, национальные проекты и федеральные программы);

– рассмотрение условий запуска процедуры экспертизы средств обучения, разработанных для подготовки обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования, на соответствие требованиям профессиональных стандартов;

– повышение требований к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, в том числе за счёт расширения практики применения инструментов национальной системы квалификаций;

– расширение практики взаимодействия вузов и корпоративных университетов;

2) в целях повышения прозрачности, объективности, достоверности оценки качества среднего профессионального и высшего образования обеспечить:

– масштабирование практики совмещения процедуры государственной итоговой (промежуточной) аттестации обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования с процедурой независимой оценки квалификации;

– включение в расчёт норматива обучения студентов организаций высшего и среднего профессионального образования затрат на проведение государственной итоговой или промежуточной аттестации в формате НОК;

– расширение практики одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций;

совершенствование системы независимой оценки квалификации:

– повышение востребованности инструментов и механизмов независимой оценки квалификации, в том числе по направлениям подтверждения результатов образования, оценки квалификации персонала на предприятиях и в организациях, оценки квалификации привлекаемых иностранных трудовых мигрантов;

– расширение практики обязательного прохождения независимой оценки квалификации по видам профессиональной деятельности, выполнение работ по которым связано с повышенными рисками причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу граждан либо имуществу юридических лиц, ущерба обороне и (или) безопасности государства;

– повышение качества услуг проведения независимой оценки квалификации, в том числе через расширение возможностей проведения независимой оценки квалификации дистанционно с использованием прокторинга, расширение охвата квалификаций при проведении пробных (демонстрационных) экзаменов, обеспечение возможности онлайн-записи на прохождение процедуры оценки квалификации, расширение информирования соискателей о материалах, необходимых для подготовки к успешному прохождению независимой оценки квалификации;

– развитие финансовой модели независимой оценки квалификации с учётом необходимости оптимизации стоимости процедур независимой оценки квалификации, включая повышение прозрачности тарификации услуг независимой оценки квалификации, расширение перечня налоговых льгот в отношении независимой оценки квалификации, устранение административных барьеров в финансировании независимой оценки квалификации для государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, цены на продукцию которых регулируются государством;

– обеспечение организационных предпосылок расширения масштабов независимой оценки квалификации, включая увеличение количества разрабатываемых и актуализируемых оценочных средств, расширения географии присутствия центров оценки квалификации и экзаменационных площадок, минимизации административных барьеров, препятствующих деятельности центров оценки квалификаций и советов по профессиональным квалификациям;

развитие национальной системы квалификаций в субъектах Российской Федерации:

– распространение лучших практик субъектов Российской Федерации в области развития национальной системы квалификаций, в том числе в области:

комплексного обеспечения квалифицированными кадрами приоритетных отраслей региональной экономики;

содействия трудоустройству лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе инвалидов, лиц с ОВЗ, бывших заключённых;

развития региональной инфраструктуры национальной системы квалификаций, улучшение качественных характеристик рынков труда субъектов Российской Федерации, региональных систем профессионального образования и профессиональной ориентации;

– активизация работы координационных органов субъектов Российской Федерации, созданных в целях развития национальной системы квалификаций, рынка труда и системы профессионального образования;

развитие информационных систем национальной системы квалификаций, включая:

– развитие возможностей взаимодействия сервисов и информационных систем национальной системы квалификаций и сферы профессионального образования;

– развитие сервисов в области профессиональной ориентации, включая расширение набора доступных онлайн профориентационных тестов и обеспечение адресации по результатам их прохождения на релевантные профориентационные и образовательные программы;

– развитие сервисов, обеспечивающих возможность соотнесения имеющихся у гражданина знаний и умений со знаниями и умениями, требуемыми для выбранной профессиональной квалификации, предоставляющих рекомендации относительно выбора соответствующих образовательных программ и возможности оценки квалификации.

Рекомендовать:

Национальному совету при Президенте по профессиональным квалификациям в 2024 году

продолжить реализацию:

– плана мероприятий по развитию системы профессиональных стандартов и квалификаций на 2023–2024 годы;

– плана реализации основных направлений развития информационных систем национальной системы квалификаций на период до 2025 года;

рассмотреть вопросы:

– о внесении в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) деятельности по проведению независимой оценки квалификации;

– о расширении практики установления обязательности независимой оценки квалификации для отдельных отраслей и видов профессиональной деятельности, в том числе связанных с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба имуществу, окружающей среде;

– о возможности применения профессиональных стандартов в сфере государственного и муниципального управления;

– о форме участия работодателей в прогнозировании кадровой потребности на законодательном уровне;

– о расширении практики использования механизмов независимой оценки квалификаций в рамках реализации программ ДПО, осуществляемых в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография»;

– о целесообразности актуализации Стратегии развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года, одобренной Национальным советом при Президенте по профессиональным квалификациям протоколом от 12 марта 2021 года № 51, с установлением чётких верифицируемых целевых показателей и разработкой дорожной карты по реализации Стратегии.

Национальному агентству развития квалификаций совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями:

– обеспечить подготовку предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, в том числе проработав вопросы:

участия советов по профессиональным квалификациям в разработке и оценке реализации отраслевых документов стратегического планирования в отношении вопросов подготовки кадров;

включения положений, касающихся развития национальной системы квалификаций, в том числе разработки и актуализации профессиональных стандартов и сопряжённых с ними образовательных программ, в отраслевые документы стратегического планирования, национальные, федеральные и ведомственные проекты, а также государственные программы Российской Федерации;

включения в перечень полномочий федеральных органов исполнительной власти вопросов выработки и реализации государственной политики в части развития механизмов национальной системы квалификации в сфере деятельности;

– обеспечить проведение разъяснительных семинаров и мероприятий для образовательных организаций по вопросам проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и реализации мер по содействию общественного признания уровня образовательных программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию в аккредитующих организациях, наделённых полномочиями советами по профессиональным квалификациям.

Руководителям высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

– предусмотреть формирование инфраструктуры для поддержки на региональном уровне внедрения новых профессиональных стандартов, процедур независимой оценки качества подготовки кадров в соответствии с документами, принятыми Национальным советом при Президенте по профессиональным квалификациям;

– обеспечить поддержку участия работодателей в ресурсном обеспечении образовательной деятельности, в том числе через установление инвестиционных налоговых вычетов в отношении пожертвований на цели реализации образовательных программ в соответствии с положениями Федерального закона от 4 ноября 2022 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в статью 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;

– осуществлять в рамках реализации мер, направленных на содействие занятости, компенсацию затрат безработных граждан, связанных с прохождением процедуры независимой оценки квалификации;

– осуществлять поддержку программ дополнительного образования граждан с учётом опыта реализации федерального проекта «Содействие занятости»;

– рассмотреть вопрос о принятии участия в проекте Национального агентства развития квалификаций по комплексному обеспечению квалифицированными кадрами приоритетных отраслей экономики субъектов Российской Федерации;

– провести в 2024 году заседания координационных органов субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся вопросы развития национальной системы квалификаций, рынка труда и системы профессионального образования, приуроченные к 10-летию национальной системы квалификаций.

29 декабря 2023 года