Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Д.Медведев: Уважаемые коллеги!
Давайте начнём с главного. Хочу сообщить вам, что мною сегодня подписан закон «О полиции», 1 марта закон вступает в силу. Работа, которая долго и напряжённо велась по подготовке закона, его обсуждению с участием широких слоёв общественности, профессиональных структур, сотрудников милиции, завершена – закон вступает в силу. Это долгожданное событие, и я всех присутствующих с этим поздравляю, желаю соответствовать тем требованиям, которые законом теперь устанавливаются.
Закон, как известно, определяет статус, права и обязанности сотрудника полиции. Освобождает полицию, надеюсь, хотя бы частично, от дублирующих и несвойственных полиции функций, закрепляет так называемую партнёрскую модель взаимоотношений между полицией и обществом в нашей стране. Этот закон был разработан по моей инициативе в связи с теми преобразованиями, которые идут в рамках Министерства внутренних дел, и после обсуждения принят.
Хотел бы сказать, что закон «О полиции» – лишь первый шаг в преобразовании органов внутренних дел, мы это с вами понимаем, потому что законодательство, конечно, исключительно важный элемент, на котором базируется деятельность любой государственной структуры, но не менее важным является выстраивание собственно нового качества работы.
В ближайшее время во исполнение закона я подпишу целый ряд указов. Какие это указы? Естественно, это указы, которые утверждают положение о Министерстве внутренних дел, о структуре центрального аппарата Министерства, о территориальном органе Министерства внутренних дел в субъекте Федерации. Указами будут утверждены состав и порядок работы аттестационной комиссии, предельная штатная численность органов внутренних дел, в том числе, естественно, и численность центрального аппарата.
Ещё одним Указом утверждается перечень должностей и специальных званий высшего начальствующего состава в органах внутренних дел, в ФМС, в Бюро по координации борьбы с оргпреступностью и некоторых других структурах. Все эти решения носят уже более оперативный характер, но они всё равно важны для того, чтобы создать эффективную атмосферу или, так сказать, настоящую, правильную атмосферу для эффективной работы органов полиции.
В связи с принятием закона выделю несколько важных позиций. Какие это позиции?
Первое. Это, безусловно, противодействие терроризму. Это наша самая крупная, наверное, проблема, имеющая, к сожалению, исторические причины и объективные основания. Теракт в аэропорту Домодедово показал, что вопросы обеспечения безопасности людей на целом ряде объектов решаются непрофессионально, просто абсолютно неприемлемо. С этим были связаны мои решения и решения Министра. Новый закон значительно расширяет полномочия полицейских структур по обеспечению безопасности в местах массового пребывания граждан, по проведению экспертизы состояния антитеррористической защищённости и безопасности объектов инфраструктуры. Надеюсь, что этими полномочиями органы полиции будут пользоваться максимально эффективно.
Второе. Нужно жёстко пресекать экстремистские выступления, попытки разжигания межнациональной и межрелигиозной вражды. Это очень опасная для нашей страны проблема.
Мы все с вами являемся гражданами очень большого многонационального государства, и даже за этим столом, естественно, как и всегда, присутствуют люди разных национальностей. У вас есть вся необходимая законодательная база и возможности координации действий своей работы с другими органами и специальными службами. Нельзя давать экстремистам ни малейшего шанса дестабилизировать обстановку в стране, особенно в период общественно значимых мероприятий.
Третье – организованная преступность, результативность борьбы с ней также должна быть существенно повышена. В ряде регионов криминальные группировки превратились в нарост на структурах власти и бизнесе. Почти невозможно в ряде случаев отличить, где заканчивается та или иная организованная преступная группировка и начинаются бизнес-сообщества или структуры власти. МВД должно вместе с другими правоохранительными структурами предупреждать эти вызовы.
Закон «О полиции» – лишь первый шаг в преобразовании органов внутренних дел, мы это с вами понимаем, потому что законодательство, конечно, исключительно важный элемент, на котором базируется деятельность любой государственной структуры, но не менее важным является выстраивание собственно нового качества работы.
Я напомню, что по просьбе глав субъектов Федерации мною был подписан специальный Указ о создании так называемых координационных советов при главах субъектов Федерации, при губернаторах. Для чего я это сделал? Для того, чтобы губернаторы могли в необходимых случаях напрямую обратиться к руководителям ГУВД, ФСБ, других правоохранительных органов, а с другой стороны – руководители местных правоохранительных и силовых структур понимали, что их обращения не увязнут в какой‑то бюрократической рутине. Если они всё‑таки видят, что в том или ином населённом пункте сложилась уже устойчивая взаимосвязь между структурами власти и бандитами, в этом случае уже губернатор должен определяться, какие меры ему предпринимать, потому что за борьбу с преступностью отвечает не только милиция, ФСБ, прокуратура, но отвечают и главы субъектов Федерации.
Четвёртое. Прямой угрозой государству и общественным интересам остаётся коррупция. Люди возмущены бесконечными поборами, которые продолжаются у нас на дорогах, поборами во время ревизий, проверок, получении всякого рода разрешений, справок. Я сам ежедневно получаю огромное количество обращений на эту тему, просто гигантское количество. Почти каждое второе обращение через электронные средства коммуникации, посвящено нарушениям. Кроме того, что особенно опасно, в этих коррупционных связях участвуют правоохранительные, контролирующие и иные структуры власти. Они используются, естественно, для того, чтобы задушить конкурентов, а зачастую захватить чужой бизнес. Прямая обязанность полиции – изобличать тех, кто торгует служебными полномочиями. Это, собственно, и есть коррупция. Надо ликвидировать эти коррупционные схемы, выявлять попытки разворовывания государственных средств – вместе с другими структурами, конечно.
Особое внимание надо уделить расходованию инвестиций при строительстве крупных объектов, а именно саммита АТЭС в 2012 году, Универсиады в Казани в 2013 году, зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году, ну и теперь чемпионата мира по футболу в 2018 году. Это всё очень большие, сложные, крупные мероприятия, значительная часть обязанностей по обеспечению которых ляжет на органы полиции.
Пятое. Надо активнее развивать единую информационно-телекоммуникационную систему и комплексную систему «Безопасный город», расширяя практику применения навигационно-мониторинговых систем. Мы только что смотрели, как работает эта система в УВД по Северному округу Москвы. Надо признаться, это выглядит солидно. Это уже не просто экран, который повесили для прихода начальника – показать, что сотрудники УВД имеют практику общения с компьютером. Нет, это реально работающая система: видно, как машины ездят, видно, как задания раздаются. Она помогает оптимизировать и трафик передвижения милицейских машин, и, что самое главное, оперативно реагировать на сигналы наших граждан, которые поступают, и быстрее отправлять машину на соответствующее место.
Я думаю, что развитие этой системы должно быть продолжено. Она есть и в других городах. Я кое‑что смотрел в других местах, но, конечно, в Москве это носит уже более продвинутый характер. Это реально работающая система; надеюсь, вкупе с соответствующими видеокамерами это хороший доказательственный материал и для последующего уголовного процесса или административного производства, и для возможных дисциплинарных рассмотрений.
И последнее, что хотел бы сказать. Закон большой, достаточно сложный – именно потому, что большой. Там перечислены полномочия полиции весьма подробно. Даже в этом плане мне много вопросов задавалось: «Что это означает, это расширение прав и полномочий или ещё что‑то?» Это как раз то, что нужно. Это подробная регламентация прав, полномочий и обязанностей органов полиции. А именно это нужно для того, чтобы полиция работала чётко и эффективно и, с другой стороны, были определены пределы этих полномочий, чтобы не возникало соблазна использовать власть не по назначению.
Поэтому я считаю, что этот закон полезный, но, как и всякие законы, он неидеальный, и мы это тоже должны понимать с самого начала. Я уверен, что в ходе практики применения закона «О полиции» выявится целый ряд предложений, соображений, которые можно было бы использовать. Ко мне обращались и различного рода неправительственные структуры с предложениями по совершенствованию уже действующей версии. Но я хочу, чтобы этот закон поработал, показал свои положительные стороны, надеюсь, ну и какие‑то, может быть, пробелы, которые всегда существуют. И после этого мы их будем восполнять.
Одна очень важная тема, связанная с введением закона в силу. После аттестации, которая должна в соответствии с законом проводиться, в полицию должны перейти лучшие кадры, лучшие специалисты. И уж если мы в связи с принятием закона проводим переаттестацию (лучшие сотрудники перейдут служить в полицию; те, кто аттестацию не пройдёт, служить в полиции не будет), для тех, кто переходит на службу в новую структуру, должны быть созданы новые социальные условия. Сотрудники полиции должны быть обеспечены нормальным, полноценным социальным пакетом, который гарантирует достойный уровень жизни тех, кто служит в полиции, решение вопросов, связанных с жильём, с образованием, с медицинским обслуживанием. Ну и, конечно, решение вопроса, о котором я сказал недавно в ходе совещания с членами Правительства, в связи с повышением денежного довольствия для сотрудников полиции, для тех, кто служит в Министерстве внутренних дел, в том числе для сотрудников полиции.
Теракт в аэропорту Домодедово показал, что вопросы обеспечения безопасности людей на целом ряде объектов решаются непрофессионально, просто абсолютно неприемлемо. Новый закон значительно расширяет полномочия полицейских структур по обеспечению безопасности в местах массового пребывания граждан. Надеюсь, что этими полномочиями органы полиции будут пользоваться максимально эффективно.
В ближайшее время необходимо внести в Государственную Думу законопроекты, регламентирующие службу в органах внутренних дел и социальные гарантии сотрудников МВД. Даю поручение Правительству завершить эту работу вместе с Администрацией Президента и доложить мне о результатах.
Рашид Гумарович, Вам слово.
Р.Нургалиев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Сразу скажу, что те направления, о которых Вы сказали: терроризм, экстремизм, организованная преступность, коррупция, безусловно, вопросы, связанные с единой телекоммуникационной системой, – это вопросы приоритетных задач, которые мы на протяжении ряда лет решаем. Это заложено в основе наших стратегических решений и задач на ближайшее будущее, каждодневная и, хочу сказать, плодотворная работа, которая должна быть настроена на жизнь, здоровье и спасение наших граждан.
С принятием Федерального закона «О полиции» подведён итог кропотливой работы и многомесячного общественно-политического обсуждения о будущем российских органов внутренних дел. Утверждение Президентом страны этого документа выводит систему МВД России на новый, более качественный уровень развития. И, самое важное, закрепляется законодательная основа организации деятельности полиции в Российской Федерации в соответствии с существующими общественными отношениями, ожиданиями и требованиями.
Концентрация усилий органов внутренних дел на защите прав и свобод граждан, противодействии преступности, охране общественного порядка и собственности позволит создать по итогам реформы Министерства действительно эффективный правоохранительный институт – полицию.
Модернизация системы МВД России началась ещё в прошлом году. И за прошедший период уже выполнен значительный объём подготовительной работы. Оптимизированы функции и структура органов внутренних дел, которая будет Вам доложена, поэтапно проводится сокращение штатной численности и переход финансирования на федеральный бюджет.
Одновременно органы внутренних дел продолжали выполнять задачи по борьбе с преступностью и обеспечению правопорядка в стране. Сотрудники органов внутренних дел с пониманием относятся к принимаемым мерам по реформированию. В итоге было обеспечено главное – устойчивое функционирование работы органов внутренних дел в период реформирования, ведь объём работы по основным направлениям оперативно-служебной деятельности оставался прежним. Общее количество обращений граждан, как и в прошлые годы, стабильно увеличивалось и только за прошлый год составило 24 миллиона обращений. Однако в данном случае цифры – не главное. О сохраняющейся сложности ситуации свидетельствуют и опросы населения, проводимые независимыми социологическими службами.
Согласно результатам исследований Фонда общественного мнения, в большинстве российских регионов граждане не стали себя чувствовать более защищёнными от преступных посягательств. Ощущают себя в безопасности лишь 44 процента опрошенных. И, как бы ни складывалась ситуация, забывать о проблемах и спокойствии простых граждан мы не имеем права. Поэтому, несмотря на проходящие преобразования, органы правопорядка в первую очередь были ориентированы на тщательную отработку всех поступающих заявлений и обращений.
Да, Дмитрий Анатольевич, есть в этом отношении проблемы. Буквально недавно, в прошлом году и в начале этого года, я проводил видеоконференцию по обращениям наших граждан, мы серьёзным образом подошли к отработке, к качественной отработке каждого заявления и обращения. Мы должны понимать, что в процессе принятия граждан мы должны делать соответствующие выводы: а кто же работает в наших рядах? А как они реагируют на обращения? И каково сегодня мнение граждан относительно деятельности органов правопорядка?
Так, всего в прошлом году окончены расследованием уголовные дела почти по 1,5 миллиона преступлений, в том числе по 360 тысячам тяжких и особо тяжких составов. Установлены более 700 тысяч виновных лиц, раскрыт ряд преступных деяний, вызвавших большой общественный резонанс, сохранилась и положительная тенденция сокращения количества нераскрытых преступлений. И мне хотелось бы подчеркнуть, что именно в прошедшем году порядка 80 процентов уголовных дел были расследованы следователями и дознавателями органов внутренних дел.
Не менее сложные и ответственные задачи стоят перед нами и в текущем году. Приоритетные направления деятельности органов внутренних дел, внутренних войск, ФМС России определены директивой Министерства, утверждённой в декабре прошлого года. Вместе с тем с учётом недавних Ваших поручений в связи с происшедшими в последнее время событиями они будут существенно скорректированы.
Мне хотелось бы также коротко остановиться на тех вопросах, которым мы будем уделять самое пристальное внимание наряду с теми задачами, которые Вы обозначили в выступлении. С принятием Федерального закона «О полиции» реформа системы МВД России вступила в завершающую и вместе с тем наиболее ответственную стадию. До конца года нам предстоит реализовать комплекс мероприятий нормативно-правового, организационного и практического характера. Должен быть выполнен большой объём нормотворческой работы, отнесение необходимых изменений в законодательные и подзаконные акты Российской Федерации до приведения ведомственной правовой базы в соответствие с положениями Федерального закона «О полиции».
Результативность борьбы с ней [организованной преступностью] также должна быть существенно повышена. В ряде регионов криминальные группировки превратились в нарост на структурах власти и бизнесе. Почти невозможно в ряде случаев отличить, где заканчивается та или иная организованная преступная группировка и начинаются бизнес-сообщества или структуры власти.
Одновременно будет организовано изучение всем личным составом основополагающих нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность обновлённой системы органов внутренних дел. Кроме того, основные положения закона необходимо разъяснить нашим гражданам, особенно в части их собственных прав, а также прав и обязанностей сотрудников полиции.
Продолжится и оптимизация штатной численности. 1 января следующего года общее количество сотрудников сократится на 20 процентов. Первый этап этой работы уже выполнен: в резерв выведено 118 тысяч должностей, а это порядка 12 процентов. Сейчас нам предстоит более сложный и ответственный этап, поскольку при проведении организационно-штатных мероприятий под сокращение попадут действующие сотрудники. Многим из них ещё рано выходить на пенсию по возрасту или по выслуге лет. И этим нашим коллегам необходимо уделить максимум внимания. Каждый кандидат на увольнение должен рассматриваться в индивидуальном порядке. При этом важно, чтобы во всех регионах заработали специальные адаптационные программы по оказанию помощи в трудоустройстве уволенным сотрудникам, а если понадобиться – в переобучении и получении новой специальности.
Не менее важная задача на завершающем этапе реформирования – это проведение внеочередной полной аттестации всего личного состава органов внутренних дел. Основная цель здесь – отобрать на службу в полицию наиболее достойных представителей, тех, кто по своим профессиональным, деловым, морально-психологическим и нравственным качествам соответствует предъявляемым требованиям. В полицию не должны попасть лица, которые скомпрометировали себя во время службы в милиции. Я здесь хотел бы напомнить, что все руководители всех уровней органов внутренних дел несут персональную ответственность за соблюдение подчинёнными стандартов поведения, и они должны требовать их выполнения на службе и в быту. К провинившимся должны применяться самые жёсткие меры – вплоть до увольнения. И подобные факты должны стать предметом детального рассмотрения, в том числе и в ходе предстоящей аттестации.
Вместе с тем мы должны сохранить профессиональное ядро органов внутренних дел. Прежде всего это касается подразделений, выполняющих специфические полицейские функции. Опытные, квалифицированные специалисты, честно и добросовестно выполняющие свои обязанности, нужны всегда. Ведь, даже несмотря на избавление от большого числа несвойственных задач, объём работы остаётся существенным. Традиционных для полиции любой страны мира функций никто с нас не снимал.
Успешное завершение реформы и выполнение полицией своих непосредственных задач во многом зависит от решения вопроса о социальных гарантиях сотрудников. Повышение требований к их профессиональным и морально-нравственным качествам, усиление ответственности за результативность и качество выполняемой работы важно сопроводить адекватным улучшением материального положения. И такие социальные гарантии должны быть закреплены в законодательном акте.
Спасибо, Дмитрий Анатольевич, что Вы именно этот вопрос поставили в числе приоритетных и дали соответствующее поручение. Хочу сказать, что в соответствии с этим поручением МВД России уже подготовлен соответствующий проект федерального закона. Он предусматривает создание начиная с 2012 года новой структуры денежного довольствия сотрудников: порядка половины зарплаты составит должностной оклад и оклад по специальному званию. С учётом всех доплат лейтенант полиции будет получать не менее 45 тысяч рублей. В связи с изменением параметров денежного содержания устанавливается и новый порядок расчёта военных пенсий. Мы полагаем, что выплаты будут предусмотрены всем пенсионерам МВД России независимо от времени увольнения.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Безусловно, полиция – чрезвычайно важный институт для нашего общества. И законодательные рамки её деятельности нужны не только и не столько для создания нормальных условий работы самой полиции, а в первую очередь для защиты прав и интересов наших граждан. Конкретизация её прав и обязанностей, а также избавление от несвойственных функций позволят нам сконцентрировать усилия полиции на выполнении основных задач, чего ждут от нас все граждане страны, – обеспечение правопорядка в стране, соблюдение прав и свобод человека, и, конечно же, борьба за жизнь и здоровье наших граждан, и противодействие организованным формам преступности. Это задачи, которые Вы поставили для нас. Они являются приоритетными, по ним мы и в дальнейшем будем строить свою работу.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо, Рашид Гумарович.
Прямая обязанность полиции – изобличать тех, кто торгует служебными полномочиями. Это, собственно, и есть коррупция. Надо ликвидировать эти коррупционные схемы, выявлять попытки разворовывания государственных средств.
Я два слова ещё добавлю, прежде чем мы перейдём к обмену мнениями. Это действительно особый день, потому что в любом случае введение нового закона, тем более такого фундаментального закона, как общий закон «О полиции», повлечёт для самой системы большие изменения, и к ним нужно подготовиться. Именно поэтому по результатам сегодняшней работы я дам целый ряд поручений. Часть из них я уже озвучил, тем не менее ещё раз напомню.
Я поручаю Правительству и Администрации Президента представить проект федерального закона о службе в органах внутренних дел для внесения в порядке законодательной инициативы Президентом Российской Федерации в Государственную Думу. Это закон, который неразрывно связан с самим законом «О полиции».
Во‑вторых, то, о чём говорил я, и только что сказал Министр: доработать и представить проект федерального закона, который предусматривает социальные гарантии сотрудникам органов внутренних дел, также для внесения в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы Президента России.
Правительству нужно будет разработать и принять все необходимые нормативно-правовые акты в связи с принятием Федерального закона «О полиции». На это даётся несколько месяцев. Это должно быть сделано максимально тщательно, включая изменения в законодательство, которые предусматривают передачу части функций полиции, несвойственных по новому закону, от органов внутренних дел в ведение других структур и организаций.
Очень важно обратить внимание на вопрос разъяснения через средства массовой информации, через интернет, через другие средства коммуникаций основных положений закона «О полиции», потому что, когда вступает в силу новый закон, образуются и недопонимание, а иногда и просто фантомные страхи, особенно в той части, которая касается прав и обязанностей сотрудников полиции.
МВД нужно разработать новые критерии оценки деятельности органов внутренних дел, в том числе, конечно, и органов полиции, которые предусматривают качество правоохранительной деятельности и её влияние на общую ситуацию в стране. Одновременно необходимо вернуться и к той теме, которую мы только что обсуждали. Я давал поручение Администрации Президента. Вместе с органами внутренних дел нужно подумать над вопросом, какая структура будет заниматься в конечном счёте регистрацией преступлений. Мы об этом говорили с Генеральным прокурором. Юрий Яковлевич, прошу тоже подключиться к этой работе.
Соответствующая часть деятельности также возлагается на субъекты Федерации. Мы сегодня в Москве сидим, здесь присутствует мэр Москвы. Конечно, от взаимодействия между главой субъекта Федерации и соответствующими структурами МВД, полицией сегодня будет многое зависеть.
И ещё одна тема. Она менее значима, может быть, на первый взгляд, но тем не менее всё равно так или иначе существует. Мне только что докладывал начальник УВД. Значительная часть преступлений в Москве, а стало быть, и в других частях нашей страны совершается приезжими. Причём это и граждане Российской Федерации из других мест, и иностранцы, особенно по отдельным категориям преступлений, таким как грабежи, кражи, разбои, другие преступления насильственной направленности.
В полицию должны перейти лучшие кадры, лучшие специалисты. Сотрудники полиции должны быть обеспечены нормальным, полноценным социальным пакетом, который гарантирует достойный уровень жизни тех, кто служит в полиции, решение вопросов, связанных с жильём, с образованием, с медицинским обслуживанием.
О чём я сейчас хочу сказать? Мы очень часто увеличиваем ответственность за то или иное преступление. Это сделать нетрудно, но превентивное влияние такого рода усиления санкций за соответствующие составы невелико, хотя оно тоже имеет, конечно, значение. Но нам нужно подумать, окончательно определиться с предложениями об ответственности за нарушение миграционного законодательства и правил регистрации. По поводу правил регистрации у нас сейчас ситуация другая, чем, скажем, была в советский период: у нас нет прописки. Граждане наши могут и должны свободно передвигаться по стране, но в то же время свободное передвижение не означает передвижение в нарушение существующих правил. Поэтому правила административной регистрации должны быть эффективнее и чётче, а в случае нарушения этих правил должна наступать ответственность. И не только административная, «копеечная», которая сегодня никого особенно не волнует в такой ситуации, но при наличии повторности, может быть, есть смысл рассмотреть и вопрос о привлечении таких лиц к уголовной ответственности. Во всяком случае это один из способов контроля над перемещением лиц, которые не желают соблюдать наше законодательство.
Хотел бы, чтобы над этим потрудились члены Совета при Президенте, который занимается развитием правоохранительной деятельности, с подключением, конечно, профильных ведомств: и прокуратуры, и МВД, и соответственно наших общественников, которые тоже этим занимаются, представителей общественных структур и законодательных органов.
<…>
7 февраля 2011 года, Москва