Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Пресс-конференция по итогам российско-германских межгосударственных консультаций

19 июля 2011 года, Ганновер

А.Меркель (как переведено): Уважаемые дамы и господа!

Россия является естественным партнёром Германии, и мы это почувствовали во время нашей встречи с представителями экономики. Президент Дмитрий Медведев активно поддерживает партнёрство ради модернизации. Германские предприниматели заинтересованы в строительстве современной промышленности. Они также заинтересованы в расширении деятельности малого и среднего бизнеса. Они заинтересованы в расширении финансирования для малого и среднего бизнеса, и мы подчеркнули, что нам необходимы чёткие прозрачные правовые условия в России. Нам подтвердили, что работа над этим продолжится.

В 2012 и 2013 годах будет проведён Год Германии в России и Год России в Германии. Это послужит углублению отношений между нашими странами.

Кроме того, мы сегодня посетили форум «Петербургский диалог» и обсудили весь спектр вопросов, касающихся гражданского общества. Мы оба смогли увидеть, что атмосфера «Петербургского диалога» была более лёгкой и одновременно более продуктивной и конструктивной, более широкий круг тем был затронут, нежели в прошлом году.

Мы, естественно, говорили также о переговорах между ЕС и Россией, о вопросах вступления России в ВТО. Я подчёркиваю, насколько важным это кажется Германии. Мы, естественно, будем наблюдать за тем, как развивается ситуация с правами человека в России. Это также была одна из тем форума «Петербургский диалог», как и тема свободы прессы. Естественно, сейчас перед лицом предстоящих выборов необходимо особое внимание уделять этому вопросу.

Вчера вечером мы говорили о внешнеполитической тематике, говорили очень подробно о таких темах, как, например, конфликт в Приднестровье, будущее сотрудничество России и ЕС, ситуация в Сирии, Ливии, Белоруссии. Таким образом, те часы, которые мы провели вместе, были наполнены самой различной тематикой.

Мне бы хотелось выразить благодарность городу Ганноверу и федеральной земле Нижняя Саксония, которая приняла нас у себя. Атмосфера была создана действительно прекрасная. Это были два прекрасных дня, которые послужили германо-российскому сотрудничеству.

Д.Медведев: Уважаемые представители средств массовой информации!

Госпожа Федеральный канцлер очень точно сказала: это были два хороших дня для российско-германского сотрудничества. Я был рад посетить Ганновер. Кстати сказать, этот город для меня тоже знаковый в этом смысле, потому что я впервые сюда приезжал в качестве первого вице-премьера Правительства. Мы тогда познакомились с госпожой Федеральным канцлером, именно тогда уже началось наше общение.

Результаты 13-го раунда межгосконсультаций, на мой взгляд, говорят сами за себя. Основная часть пресс-конференции, можно считать, прошла по ту сторону этого зала, потому что было подписано прецедентное количество очень важных документов, очень содержательных, посвящённых и нашему партнёрству в сфере модернизации, и двустороннему торгово-экономическому сотрудничеству, и инвестициям.

Достаточно сказать, что в этом году мы скорее всего выйдем на докризисный уровень торгово-экономического сотрудничества и достигнем пика в истории нашего экономического взаимодействия. Поэтому у нас есть и локомотивы нашей кооперации, я имею в виду энергетику, транспортное машиностроение, автомобилестроение, промышленность стройматериалов, медицинскую отрасль. У нас есть и хорошие задумки по развитию отношений в сфере малого и среднего бизнеса.

У нас был очень продуктивный разговор на форуме «Петербургский диалог». Он действительно был впервые совсем неформальным и абсолютно содержательным. Мы говорили обо всём: начиная от российско-германских экономических, энергетических взаимосвязей и заканчивая вопросами правового государства, соблюдения прав журналистов. В общем, по всем тем вопросам, которые сегодня волнуют гражданское общество. И я считаю, что именно в таком ключе этот диалог и должен происходить в будущем. Он стал более интересным, а стало быть, и более содержательным.

У нас впереди «перекрёстные» годы. Я считаю, это будут интересные мероприятия для наших отношений, должно пройти большое количество мероприятий.

Мы обсуждали, как только что было сказано Ангелой, и вопросы международного взаимодействия. Мы говорили о том, каким образом нам выходить из тех проблем, которые создала ситуация в Ливии. Мы говорили о ситуации вокруг Сирии. Мы говорили о Ближнем Востоке. Мы говорили о Молдавии и Приднестровье. Мы говорили о целом ряде других межгосударственных и очень сложных вопросов сегодняшней повестки дня.

Подписано прецедентное количество важных документов, посвящённых и нашему партнёрству в сфере модернизации, и двустороннему торгово-экономическому сотрудничеству, и инвестициям.

Конечно, не скрою, мы обсуждали и ситуацию в области международной экономики и финансов, говорили о ситуации вокруг зоны евро, говорили о финансовой ситуации в Соединённых Штатах Америки. В общем, практически ни одна из значимых тем не осталась вне зоны нашего внимания. Поэтому я считаю, что эти консультации были исключительно полезные и абсолютно доверительные. Спасибо за это.

Вопрос: У меня вопрос к госпоже Федеральному канцлеру. В связи с сокращением или, можно сказать, даже ликвидацией атомной генерации в Германии у вас возрастает потребность в энергоресурсах. Вы уже говорили о том, что делаете ставку на альтернативные виды энергии. Тем не менее планируете ли вы увеличивать закупки газа из России?

А.Меркель: Вопрос о том, как будет выглядеть структура энергоснабжения, определяется экономикой и, естественно, рамочными условиями. Можно сказать, что в объёмах 10 гигаватт будет наблюдаться дополнительная потребность в качестве мостика для перехода к более современным технологиям. И, естественно, в этой связи нам понадобится газ как один из вариантов.

В Германию поставляется газ из Норвегии, из Великобритании и в значительных объёмах из России. Экономические предприятия примут решение, насколько они обратятся к российскому газу в этой связи. Возможно, это будет означать, что нам необходимо будет адаптировать наше планирование до 2015-го, до 2022 годов, то есть до следующего десятилетия. Одновременно мы будем повышать долю возобновляемых источников энергии вдвое, они будут расширяться в своём использовании. Естественно, такой мостик для перехода к этим источникам энергии нам нужен, и в этой связи, возможно, российский газ будет также важен для нас.

Д.Медведев: Очень точный ответ, даже нечего сказать.

Вопрос: Господин Президент, премьер-министр Путин заявил, что необходима политическая и экономическая чистка после выборов. Что это означает в стране, где произошли ситуации с Натальей Эстемировой и Михаилом Ходорковским? Скажите, пожалуйста, как это будет выглядеть?

И, госпожа Федеральный канцлер, насколько Вы смогли добиться понимания господина Медведева в связи с тем, что премия «Квадрига» была отозвана у премьер-министра Путина? И что будет для Вас означать выборы Президента в России и возможная смена Президента?

А.Меркель: Я сначала отвечу на мою часть вопроса. В спекуляциях я, как известно, не участвую ни в каком направлении. Это касается и процессов, которые происходят в других странах.

И, во‑вторых, тема премии «Квадрига» – это не та тема, где мне стоит что‑то говорить. Просто нужно принять к сведению. Насколько я знаю, российский посол в Германии высказался по этому поводу, а премия «Квадрига» просто приняла своё решение.

Ни одна из значимых тем не осталась вне зоны нашего внимания. Считаю, что консультации были исключительно полезные и абсолютно доверительные.

Д.Медведев: Если я правильно понял смысл вопроса, речь шла, по‑моему, о том ответе, который господин Путин дал по поводу поствыборного периода, если я правильно опять же понял то, что Вы говорите. По‑моему, он сказал о том, что после любой избирательной кампании нужно применять средства гигиены только потому, что любая избирательная кампания сопровождается вбросами различного рода информации, использованием различных технологий, иногда не очень чистых. В этом был смысл, по‑моему, его слов. Но это личная гигиена. Собственно, здесь нечего и повторять. Он использовал такое выражение, достаточно образное, на мой взгляд.

В любом случае выборы должны проходить максимально открыто, честно, в соответствие с российским законодательством. А использование каких‑либо избирательных технологий или избирательных приёмов – это всегда происходит. Вопрос в том, чтобы это всё происходило в русле или в рамках действующего российского законодательства.

По поводу того, что я буду делать, я уже неоднократно говорил. Предлагаю ещё немножко запастись терпением, совсем ненадолго. Я обо всём скажу, чем я буду заниматься: буду я Президентом или какую‑то другую себе работу найду. Надеюсь, что Ваш вопрос именно с этим связан, а мой ответ Вас в конечном счёте не разочарует.

Не хотел говорить, но скажу и про премию «Квадрига», хотя Вы меня не спрашивали. На самом деле это, конечно, немецкая головная боль, а не российская. Но я считаю, что любая общественная организация, которая присуждает премии, может выбирать тех, кому премию вручать, кому не вручать, кто ей нравится, а кто не нравится.

Но уж если решение принято, то это решение должно исполняться, в противном случае это просто проявление трусости и непоследовательности. И я считаю, что после известного решения эта премия закончилась, во всяком случае для международного сообщества.

Вопрос: У меня вопрос к обоим лидерам. У вас было особое мнение, у России и Германии, по резолюции №1973 Совета Безопасности ООН по Ливии. Вы дали указания дипломатам воздержаться при голосовании. Сейчас как вы оцениваете исполнение этой резолюции? И вы ещё сказали, что обсуждали на консультациях ситуацию в другой стране, Сирии. Что здесь больше у России и Германии – совпадений или различий?

Д.Медведев: Давайте я начну.

Форум «Петербургский диалог» был впервые совсем неформальным и абсолютно содержательным. Мы говорили обо всёх вопросах, которые сегодня волнуют гражданское общество. Считаю, что именно в таком ключе этот диалог и должен происходить в будущем.

По Ливии моя позиция не изменилась. Я считаю, что сама по себе резолюция ни в чём не виновата. И резолюция №1970, и резолюция №1973 вполне нормальные, но за первую мы голосовали, за вторую – нет. Тем не менее исходили из того, что исполнение резолюции будет соответствовать её тексту. И если написано «закрытие воздушного пространства», то это не означает, что это война. А на самом деле вместо закрытия воздушного пространства началась активная фаза гражданской войны. При этом отдельные силы поддерживают конфликтующие стороны. И это не очень хорошо, а вернее говоря, для самой Ливии просто исключительно плохо.

Поэтому я считаю, что мы должны продолжить поиск возможностей для мирного урегулирования этой ситуации с привлечением любых посредников и любых возможностей, потому что военного решения у ливийской проблемы нет. Россия свою лепту вносит, мой спецпредставитель ездит в различные страны, его деятельность, на мой взгляд, полезна. Мы будем продолжать поиск компромисса. На мой взгляд, он достижим – компромисс между Бенгази и Триполи, между повстанцами и окружением Каддафи.

Что же касается отношения к самому Каддафи, то, собственно, наша позиция единая, она отражена в Довильской декларации, которая была принята «большой восьмёркой».

По Сирии. Крайне не хотелось бы, чтобы события в Сирии развивались по ливийскому варианту. Именно поэтому Россия занимает весьма сдержанную позицию. Мы бы не хотели, чтобы появилась резолюция, которой впоследствии манипулировали, размахивали, как листком, и говорили: есть резолюция, написано, что Асад плохой, поэтому мы собираемся закрывать небо. А за закрытием неба начнутся военные действия или ещё что‑нибудь. Поэтому наша позиция сдержанная.

Вчера во время очень продуктивного обмена мнениями с Ангелой мы нащупывали возможные варианты для того, чтобы послать правильный сигнал и Президенту Асаду, чтобы он проводил реформы и следил за применением силы в своей стране, и другой стороне – оппозиции, чтобы они не только протестовали, но и выдвигали какие‑то конструктивные идеи. А как это сделать, об этом должны договориться министры иностранных дел и другие наши помощники.

Да, и можно было бы воспользоваться, конечно, председательством Германии в Совете Безопасности Организации Объединённых Наций.

А.Меркель: Что касается Ливии, то мне бы хотелось ещё раз подчеркнуть, что наша совместная цель состоит в том, чтобы Каддафи потерял легитимность как глава Ливии. Министр иностранных дел ФРГ очень активно работает в контактной группе. Мы вчера говорили о роли Африканского союза в этой сфере и российского представителя Президента, который старается свести воедино различные группы. Сейчас речь идёт о том, чтобы решить проблему как можно быстрее, только военными средствами её, конечно, не решить.

Говорилось о том, что нам необходим политический процесс, и в этой связи мы находимся в постоянном контакте. Вчера я подчеркнула ещё раз, что Германия в июле взяла на себя председательство в Совете Безопасности ООН, Гидо Вестервелле находился в Нью-Йорке.

Что касается Сирии и Ливии, конечно, эти обе страны невозможно сравнить, тем не менее мы дали сигнал о том, что необходимо проводить реформы. Такой сигнал был бы необходим. Мы думаем над тем, как выразить этот сигнал, в какую форму его облечь, в этой связи наш разговор был очень полезен.

Вопрос: Госпожа Федеральный канцлер и господин Президент!

В России предстоит новый этап продажи государственного имущества, который включает в себя ряд весьма привлекательных активов. Если наши партнёры заинтересованы в этом, то мы ждём немецких инвестиций.

Вы сказали, что вы говорили о кризисе в еврозоне. Послезавтра будет крупная встреча в верхах в Брюсселе.

Госпожа Федеральный канцлер, как Вам удалось устранить озабоченность российского Президента в отношении стабильности евро?

Господин Президент, если позволите, мне хотелось бы Вас спросить: германская промышленность очень заинтересована в партнёрстве в связи с ресурсами помимо газа и нефти. Вы поддерживаете эту инициативу, в частности компанию по поставке редкоземельных металлов?

А.Меркель: Мы, конечно, говорили и о евро. Мы постарались объяснить господину Президенту ситуацию. Дело в том, что сейчас, через год дебатов по Греции и принятия решений по Греции, существует стремление к единому шагу. И евробонды, и союз по трансферту, и так далее – всё это вызывает мысль, что, в общем‑то, всё хорошо.

Стабильность евро – это уже не есть первоочередная проблема сегодняшнего дня. В этой связи федеральное правительство и я, мы даём ряд предложений, которые иногда противоречат друг другу. Конечно, мы бы хотели пожелать, чтобы эта тема исчезла с повестки дня, но, естественно, федеральное правительство эту тему не оставит, поскольку сейчас устремление со стороны политиков не связано с непониманием ситуации. То есть теряется терпение или предпринимаются халатные действия – ни того, ни другого нельзя допустить.

Политическая ответственность – это то, что воспринимается серьёзно федеральным правительством ФРГ. Это то, что единым шагом нельзя решить проблему. Завтра или послезавтра эту проблему также решить не удастся единым шагом. Необходим целый многоэтапный процесс из целого ряда шагов. И этот процесс должен служить одной единой цели, а именно: устранить корни этой проблемы, то есть заниматься возвратом долгов и повышением конкурентоспособности.

Это и есть корни проблемы, именно этим необходимо заниматься. И встреча в четверг послужит решению этих трудностей. Но здесь важен не один-единственный шаг, который разом решит все проблемы, а многоэтапные действия.

Мы стоим сейчас перед исторической задачей – защитить евро. Евро – это положительный фактор для нас всех. Евро – это часть экономического успеха Германии. Европа непредставима сейчас без евро. И поэтому каждое ответственное усилие должно быть предпринято, но оно действительно должно быть направлено на устранение корней этой проблемы и причин этой проблемы.

Д.Медведев: Сделаю несколько замечаний. В отношении евро я, например, являюсь вполне сдержанным оптимистом. Во‑первых, евро – молодая валюта, но очень перспективная. И несмотря на то, что уже второй раз на пресс-конференции, когда мы с Ангелой обсуждаем ситуацию вокруг евро (мы делали то же самое, напомню, в Мезенберге), тем не менее считаю, что это не дефекты самой идеи евро, а всё‑таки неблагоприятное стечение обстоятельств, которое в конечном счёте было связано с финансово-экономическим кризисом, с глобальным кризисом финансов. Но это не значит, что ничего не нужно предпринимать. Мне кажется, наши партнёры понимают, что делать.

Для нас это не праздный вопрос, потому что у нас и торговля идёт в евро, и золотовалютные резервы в евро в значительной мере находятся. Поэтому я надеюсь, что все договорённости будут достигнуты, а страны, которые находятся в сложном положении, будут проявлять всю меру ответственного поведения.

По поводу того, что я буду делать: предлагаю ещё немножко запастись терпением, совсем ненадолго. Я обо всём скажу, чем буду заниматься: буду Президентом или другую работу найду.

Основная проблема евро заключается в том, что вполне крепкая и солидная валюта сегодня обслуживает государства с очень разным уровнем экономики, а такого в истории человечества не было никогда. И как раз этот тернистый путь, который проходит евро в качестве универсального платёжно-расчётного средства, показывает, что всё‑таки такие универсальные валюты могут появляться. И мы считаем, что в будущем их количество должно расти, я имею в виду количество универсальных резервных валют.

Поэтому я надеюсь, что наши партнёры достигнут успеха. Мы рассчитываем на то, что договорённости будут найдены, причём не в ущерб интересам отдельных стран, а как проявление консолидированной и ответственной позиции всех государств, которые включены в зону евро. Мы желаем в этом нашим партнёрам успехов, а я лично желаю в этом успеха Ангеле Меркель.

Вопрос: И вопрос о промышленности.

Д.Медведев: На самом деле мы готовы к развитию самых разных отношений с нашими германскими друзьями и в области металлов редкоземельной группы, и в области других проектов, связанных с добычей, переработкой и использованием полезных ископаемых. В этом смысле лист проектов может быть максимально широким.

Более того, обращаю внимание всех присутствующих на то, что в России предстоит новый этап продажи государственного имущества, который включает в себя целый ряд весьма привлекательных активов. И если наши немецкие партнёры заинтересованы в этом, то мы соответствующую информацию им дадим. Рассчитываем на то, что они тоже поучаствуют в соответствующих процедурах по продаже этого имущества. Так что мы ждём немецких инвестиций в этом смысле.

Спасибо всем.

19 июля 2011 года, Ганновер