Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Д.Медведев: Уважаемые представители средств массовой информации!
Несколько слов для начала пресс-конференции.
Мы провели с моим коллегой, господином Премьер-министром Рютте, переговоры и в узком составе, и в широком составе. Это были хорошие переговоры. Отношения между нашими странами действительно очень продвинутые, очень развитые и, на мой взгляд, абсолютно взаимовыгодные. Можно считать, что это такой пример, как нужно развивать отношения в современном глобальном мире, причём с партнёрами, которые традиционно друг с другом взаимодействовали, были хорошими друзьями, но в то же время у них есть и различия, в том числе принадлежность к военно-политическим альянсам.
В области экономики для нас Королевство Нидерландов является на самом деле очень крупным партнёром – третьим по объёмам сотрудничества. И конечно, мы рассчитываем на то, что такой уровень сотрудничества и партнёрства сохранится. Это касается и торгового оборота, и инвестиций.
Одним бизнесом и экономикой наше сотрудничество не заканчивается. Мы подписали Заявление по Годам Нидерландов и Российской Федерации – это сблизит наши страны. И тот превосходный уровень гуманитарного взаимодействия, который сегодня существует, я уверен, станет ещё лучше.
Мы намерены продолжать сотрудничество и в сфере энергетики, где у нас прекрасный задел, и в области инфраструктуры, например портового хозяйства – только что на наших глазах был подписан [соответствующий] документ, – и в области высоких технологий, по здравоохранению, фармакологии, в области сельского хозяйства, в области банковского сотрудничества – практически по всем направлениям.
Большое спасибо господину Премьер-министру за то, что он привёз с собой делегацию капитанов, как принято говорить, бизнеса. Сейчас была очень хорошая дискуссия – такая, на мой взгляд, прагматичная и очень конкретная, что я всегда ценю как человек, который когда‑то тоже занимался бизнесом. Но, конечно, одним бизнесом и экономикой наше сотрудничество не заканчивается.
Мы только что с господином Премьер-министром подписали соответствующее Заявление по Годам Нидерландов и Российской Федерации – это, конечно, сблизит наши страны. И тот превосходный уровень гуманитарного взаимодействия, который сегодня существует, я уверен, станет ещё лучше.
Мы обсудили с господином Премьер-министром и некоторые международные вопросы, которые вызывают определённый резонанс. В частности, не скрою, нашу страну довольно серьёзным образом волнует ситуация вокруг европейской ПРО. Я привёл свои аргументы господину Премьер-министру. Господин Премьер-министр, естественно, сделал свои комментарии.
В любом случае нам необходимо продолжить обмен мнениями по этой теме, но при понимании того, что за обменом мнениями должны уже следовать какие‑то решения.
В целом у нас был очень хороший, откровенный разговор по всем вопросам. Я уверен, что мы его продолжим.
Я хотел бы поблагодарить Премьер-министра Королевства Нидерланды Марка Рютте за этот визит и за всё, что было сделано.
М.Рютте (как переведено): Уважаемый господин Президент!
Разрешите поблагодарить Вас за такой тёплый приём. Россия – не только крупная страна, но и та страна, которой есть чем гордиться.
Россия также играет весомую и конструктивную роль на международной арене, являясь участником переговорного процесса по ближневосточному урегулированию, а также постоянным членом Совета Безопасности ООН. Россия была и остаётся очень важным партнёром. И мы с удовлетворением отмечаем, что можем находить общее понимание по этим вопросам, потому что мы прекрасные торговые партнёры и продолжаем уделять большое внимание развитию наших отношений.
Конечно, мы сегодня обсудили и вопросы бизнеса, ведения бизнеса в России. Конечно, мы не обошли стороной и международную повестку дня. Как обычно, существует традиция между хорошими друзьями, мы обсудили довольно чувствительные вопросы и подняли вопросы соблюдения прав человека. И я искренне рад тому, что обмен мнениями прошел в дружеской, открытой атмосфере, и я надеюсь, что подобная атмосфера всегда сохранится между нами.
Вопрос: Первый вопрос Премьер-министру Нидерландов.
Страны ЕС столкнулись с серьёзным кризисом, который ставит под угрозу существование евро как валюты. Насколько это может отразиться на наших экономических отношениях, учитывая, что Нидерланды являются нашим крупнейшим инвестором в российскую экономику, и рассчитывает ли Европа на помощь России в преодолении этого кризиса? Это первый вопрос.
М.Рютте (как переведено): Я считаю, что Россия, как и раньше, оказывает нам помощь, продолжая инвестиции в евро. Я хочу сказать, что еврокризис не столько касается проблем валюты (евро), но он касается ряда стран, у которых долговые обязательства до сих пор ещё не решены. И в воскресенье – в будущее воскресенье, состоится очень важное собрание стран Европейского союза, и мы надеемся, что в ходе этого собрания мы можем принять ряд ключевых решений.
Д.Медведев: Мы очень надеемся, что они будут приняты.
Вопрос: Если позволите, второй вопрос уже обоим лидерам. Простите, просто только что стало известно о том, что пойман Каддафи, он пленён и ранен. Интересна позиция обоих лидеров. Что будет теперь с Ливией, на ваш взгляд?
М.Рютте (как переведено): Если это действительно правда – это прекрасная новость.
Решение об отказе от виз необходимо принимать, и не только применительно к Нидерландам, а вообще применительно к Евросоюзу.
Д.Медведев: В любом случае я хочу сказать, что мы рассчитываем, что в Ливии наступит мир, а все те, кто сегодня управляет государством – различные представители ливийских племён, смогут прийти к окончательному согласию по конфигурации власти, и Ливия будет современным и демократическим государством. В противном случае все усилия, которые предпринимались в последнее время, не имеют смысла.
Что же касается персональной судьбы Каддафи, то её должен решать ливийский народ.
Вопрос (как переведено): Добрый день. На самом деле я хотела бы обратиться и к Президенту Медведеву, и к Премьер-министру Рютте. Вопрос касается следующего. Господин Рютте, Вы прибыли в Россию для того, чтобы подтвердить заинтересованность в укреплении наших торговых экономических отношений, но, с другой стороны, мы знаем, что Нидерланды являются той страной, с чьей стороны, собственно, идут наибольшие трудности в предоставлении [россиянам шенгенских] виз. Почему, скажите? Вы являетесь либералом, но чего же Вы тогда боитесь? Почему Вы не можете позволить простому статистическому Ивану Ивановичу посетить Нидерланды и полюбоваться каналами? Чего же Вы боитесь?
И мой вопрос, если позволите, Президенту Медведеву. Как Вы считаете, стоит ли бояться чего‑то нидерландскому Премьер-министру?
М.Рютте (как переведено): Я сразу же скажу, что мы не боимся наших российских друзей. И в подтверждение этого я хочу сказать, что в прошлом году было выдано более 60 тысяч виз российским гражданам, и господин посол [Нидерландов в России] может это подтвердить. И практически все подачи на визу в результате завершились тем, что российские граждане получили визу. И кроме того, есть специальная система выдачи виз предпринимателям – так называемый оранжевый ковёр. И что касается процесса облегчения визового режима между Европейским союзом и Российской Федерацией, мы – Нидерланды – выступаем за облегчение этого. И я считаю, что необходимо предпринимать все необходимые шаги и с российской стороны, и со стороны Европейского союза, чтобы прийти к обоюдному решению.
Д.Медведев: Я могу только сказать, что со времён Петра I мы, по‑моему, друг друга не боимся, а скорее всё время дружим и добиваемся очень хороших успехов, поэтому и сейчас бояться, конечно, нечего. Но решение об отказе от виз необходимо принимать, и не только применительно к Нидерландам, а вообще применительно к Евросоюзу. Мы очень рассчитываем на то, что наши друзья из Нидерландов будут способствовать этому процессу.
Вопрос: Вопрос к обоим лидерам. Вместе с Премьер-министром приехала довольно значительная делегация, и, судя по тому, что в неё вошли представители энергетических компаний, Россия и дальше намерена наращивать сотрудничество в этой области. И можно ли уже сегодня говорить о каких‑то новых проектах и также о возможном участии голландских компаний в освоении Арктического шельфа.
Спасибо.
М.Рютте (как переведено): Конечно, что касается освоения Арктического шельфа, Нидерланды всегда говорили о своей заинтересованности в этом направлении. Но я хотел бы также подчеркнуть: что касается нашего делового сотрудничества, основными направлениями были и остаются и сотрудничество в области сельского хозяйства, развития инфраструктуры, транспортных решений. Кроме того, мы, конечно же, предлагаем опыт и свои услуги в экспертизе и возведении стадионов. Может быть, они пригодятся вам для серьёзных соревнований, которые пройдут в 2014 и в 2018 годах.
И, конечно же, с чего мы начали, энергетический сектор всегда оставался для нас крайне важным.
Д.Медведев: Мне остаётся только добавить, что с энергетикой у нас всё хорошо: у нас хорошее сотрудничество с Королевством Нидерланды. И дальше всё будет хорошо, если отдельные директивы, которые принимаются внутри Евросоюза, не будут мешать развитию полнокровного сотрудничества в этой сфере. Поэтому мы очень рассчитываем на то, что при принятии, при исполнении, при имплементации такого рода решений будут приниматься во внимание прежде всего соображения бизнеса, а не какие‑либо ещё соображения.
Вопрос (как переведено): Уважаемый господин Президент! Дмитрий Анатольевич, разрешите мне задать Вам следующий вопрос. Всем, конечно, известно, что и Нидерланды, и Российская Федерация уделяют внимание соблюдению прав личности, прав человека, которые необходимы для демократического развития. Как Вы считаете, в каком случае процесс соблюдения прав человека будет в России наиболее эффективным? Вы знаете, что Нидерланды и Европейский союз всегда высказывают свои озабоченности по ряду вопросов. Либо Вы считаете, что Россия будет сама принимать решение по этому вопросу и ей как раз вовсе не нужны эти вмешательства со стороны?
Второй небольшой вопрос Премьер-министру Рютте. Можете прокомментировать своё высказывание, что Вы считаете, что это прекрасная новость, что господин Каддафи пленён?
Д.Медведев: По‑моему, господин Премьер-министр всё сказал. Он сказал: «Прекрасная новость».
В отношении вопросов развития демократии, соблюдения прав человека. Вы знаете, мне кажется, что в каждой стране, конечно, должны развиваться собственные институты. Они развиваются в соответствии с некой внутренней логикой политического процесса, притом что в целом права человека являются универсальной категорией. Конечно, мы тоже занимаемся сейчас тем, чтобы права человека в лучшей степени соблюдались в нашей стране. Это тема, которой наше государство занимается относительно недолго, всего лишь около 20 лет, что для мерок демократии, в общем, довольно мало.
Но в то же время мы заинтересованы в том, чтобы по этому поводу был открытый и прямой диалог со всеми нашими партнёрами. Мы никогда ничего не стесняемся, не боимся их обсуждать, конечно, при понимании того, что суверенитет государства никто не отменял. И все решения в правовой сфере мы будем принимать, сообразуясь с собственными представлениями о развитии демократии, основанной на нашей Конституции.
М.Рютте (как переведено): Я действительно получил подтверждение от своего пресс-секретаря, что Каддафи пойман, и это произошло как раз во время наших переговоров.
Д.Медведев: Но мы к этому не имели отношения.
М.Рютте (как переведено): Я действительно считаю, что это хорошая новость. Представьте, что в начале этого года после такого длительного диктаторского режима ливийский народ сам понял, что они более не могут переносить данную ситуацию.
Но в результате, конечно же, было и очень личное: была личная высокая угроза, которую каждый житель Ливии испытал на себе, именно когда они высказывали это мнение. А полковник Каддафи при этом сыграл значительную роль.
И я действительно хочу ещё раз повторить: я рад, что он пойман. И вы знаете, вероятно, нидерландскую позицию по этому вопросу. Я надеюсь, что он скоро очутится в Гааге, чтобы предстать перед Международным трибуналом.
20 октября 2011 года, Москва, Кремль