Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Вопрос: Дмитрий Анатольевич, американцы уже во второй раз АТЭС принимали: был в 1993 году Сиэтл, а сейчас на Гавайях постарались сделать так, чтобы штат ещё и доход получил от форума. В результате 120 миллионов долларов (есть такая статистика) прибыли, ну и расходов где‑то столько же. В следующем году России принимать АТЭС. А как у нас будет с этим? И на какой стадии готовности остров Русский? Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо.
Я в 1993 году не был, не смотрел, как они принимали. Посмотрел сейчас, мне понравилось. Надо признаться, что всё сделано толково. При этом объём инвестиций, который здесь использован, разумный, но надо признаться, что здесь инфраструктура была создана без форума, она давно существовала.
Что касается наших планов. Они были двойного назначения. Первый – провести форум, и там, я считаю, всё идёт нормально, всё будет готово. Надеюсь, что и технологически сложные объекты будут готовы. И это задача для 2012 года. А вторая задача заключается в том, чтобы Владивосток стал другим городом и приобрёл те объекты, которых у него либо никогда не было, либо которые пришли совсем в плохое состояние, которые деградировали за последние десятилетия.
Таким образом, если говорить о затратах, скажем, на сам Владивосток, то они существенно больше, чем затраты на форум. Средства, которые мы тратим на проведение форума, в общем, приблизительно понятны. Они составляют где‑то около 5 миллиардов рублей, это фиксированные деньги. Что же касается реконструкции Владивостока, то это гораздо более серьёзные средства. И мы изначально исходили из того, что эти средства нужно потратить для того, чтобы качество жизни во Владивостоке, в Приморском крае существенно изменилось. Я напомню, что для всех стран проведение различных форумов, включая и форумы типа атэсовского, форумы «восьмёрки», «двадцатки», – это возможность иногда подтянуть территории, которые находятся в упадке. Так было, кстати, во многих государствах. И мы такое решение приняли, и я считаю, что не зря, потому что по окончанию форума Владивосток получит университет, получит новые дороги, получит коммуникации, получит ту инфраструктуру, которая у него отсутствовала и которая будет, я надеюсь, служить ему долгие десятилетия. В этом смысле это весьма полезное дело, и касается оно не только самого мероприятия, но и будущего города.
Вопрос: Добрый день, Дмитрий Анатольевич! Какие у нас будут приоритеты во время нашего председательства в АТЭС в 2012 году? И, если позволите, более широкий вопрос: какой вообще Вам видится роль России в Азии? Следует ли нам делать упор на развитие на инновации высоких технологий на Дальнем Востоке или же лучше совершенствовать экспорт сырья? Ведь не секрет, нас часто критикуют за отсутствие достаточных транспортных мощностей, из‑за чего Китай покупает газ в той же Туркмении, а уголь в Австралии, минуя нас. Спасибо большое.
Приоритеты во время нашего председательства в АТЭС в 2012 году заключаются в том, что мы будем продвигать инфраструктурные проекты, будем заниматься энергетикой, вопросами продовольственной безопасности, интеллектуальной собственности – в общем, будем заниматься всем, с учётом геополитического значения России.
Д.Медведев: Наши приоритеты достаточно понятные. Я их, кстати, сейчас объявил для всех участников. Они заключаются в том, что мы будем продвигать инфраструктурные проекты, будем заниматься энергетикой, будем заниматься вопросами продовольственной безопасности, будем заниматься вопросами интеллектуальной собственности – в общем, будем заниматься всем, чем считаем правильным заниматься с учётом геополитического значения России. Именно на этом будет построена наша работа в следующем году.
Место для проведения форума тоже выбрано не случайно, потому что оно как бы показывает, что у России есть два полюса: один – европейский, а второй – азиатский, и этим всё сказано.
Вопрос: Добрый день! У меня вопрос о Ваших переговорах с Бараком Обамой. Лично Вы всё‑таки довольны итогами Вашего четырёхлетнего общения? Согласны ли Вы с Обамой, что «перезагрузка» действительно удалась? И всё‑таки что будет с ПРО? Можно ли сказать, что переговоры на эту тему провалились, потому что компромисса достичь всё‑таки не удаётся, как мы понимаем?
Д.Медведев: Я доволен теми переговорами, которые у меня были с Бараком Обамой и в этом году, и в прошлом году, и вообще за всю трёхлетнюю историю наших с ним взаимоотношений, и мы вчера об этом с Президентом Соединённых Штатов сказали. У нас есть достижения, которые, мы считаем, не стыдно предъявить. Это и Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений, это наши договорённости, касающиеся ВТО, и масса других вопросов, по которым мы достигали в общем неплохих взаимоотношений, которые были полезны и для нас, и для всего мира.
Что касается ПРО, то по этому вопросу у нас ситуация гораздо более сложная, о чём мы тоже вчера сказали. К сожалению, сейчас никаких соглашений нет, и нам не очень понятно, что предлагают наши партнёры. Думаю, что в ближайшее время мы определимся по поводу того, каким образом Россия реагирует на все проблемы, связанные с европейской ПРО. Оценки я уже давал, в том числе вчера, но думаю, что в ближайшее время мне придётся дать развёрнутую оценку того, каким образом Россия будет реагировать на развитие событий вокруг европейской ПРО как сейчас, так и после 2015 года.
Вопрос: Дмитрий Анатольевич, я по поводу вступления России в ВТО. Когда реально российские граждане могут почувствовать пользу от этого вступления и вообще почувствуют ли они? Понятно, что одномоментно это не произойдёт, но когда?
Д.Медведев: Если говорить о таком утилитарном аспекте вступления в ВТО, то он может проявляться по‑разному. Для обычных граждан это просто означает, что Россия вливается в клуб современных эффективных экономик, и тем самым конкурентоспособность наших компаний изменяется, становится более нормальной, широкой, позволяющей решать самые разные задачи. Но говорить о том, что любой гражданин получит от вступления в ВТО какие‑то дивиденды – это несерьёзно, потому что ВТО – это экономический клуб, а не способ удовлетворить какие‑то потребности.
В конечном счёте от вступления в ВТО наша экономика просто становится более развитой, более современной, отвечающей всем принципам развития хорошей рыночной экономики в современном мире.
Вопрос: У меня вопрос смешанный – по внутренней политике и по внешней политике. На прошлой неделе одной из главных тем для российской общественности стала ситуация в Таджикистане, когда нашим двум лётчикам (одному россиянину и эстонцу) вынесли приговор, который очень многие назвали несправедливым, жестоким, не соответствующим действительности, вызванным какими‑то иными мотивами. Даже Вы на эту тему достаточно жёстко высказывались. После этого последовали некие взаимные высказывания и действия, в частности миграционная служба тоже предприняла определённые действия, некоторые стали связывать это с ситуацией. Как сейчас развивается ситуация, есть ли какой‑то в ней положительный, благожелательный поворот, и как будут развиваться наши отношения с Таджикистаном? Спасибо.
Д.Медведев: Мне трудно комментировать действия иностранных государств. Я уже сказал о том, что приговор у меня вызывает сомнения. В то же время я понимаю, что речь идёт о нашем соседе, о суверенном государстве, союзном для нас государстве, союзническом. Поэтому я надеюсь, что они сами дадут правовую оценку исходя из собственной правовой системы, своих конституционных норм и норм деятельности суда в Таджикистане. Но я сказал, что, конечно, такие события не могут не отразиться на взаимоотношениях между государствами, если государства друг друга не слышат. Я очень рассчитываю на то, что наши таджикские друзья нас услышат или услышали, и при принятии окончательных решений они будут руководствоваться не только абстрактными соображениями, но и будут принимать во внимание и общий уровень отношений между Россией и Таджикистаном. Хотя, ещё раз повторяю, это внутреннее дело Таджикистана, каким образом отправлять правосудие. Но пройти мимо этого случая мы не могли, потому что речь идёт о гражданине Российской Федерации, вообще эта ситуация выглядит весьма и весьма одиозной.
Вопрос: Дмитрий Анатольевич, у меня вопрос, можно сказать, в продолжение темы. Скандальная история с Таджикистаном вновь вывела в публичную сферу вопрос нелегальных мигрантов в России, то, что в обществе чувствуется некое напряжение по этому поводу, это очевидно. Но будет ли эта проблема решаться системно или, как у нас, к сожалению, нередко бывает, будут происходить просто кампании по выдворению нескольких сотен мигрантов, и на этом всё будет заканчиваться? Спасибо.
Д.Медведев: Знаете, я никакой кампании здесь не вижу. Дело в том, что задача миграционной службы – следить за общим состоянием дел с миграцией в стране. Если они кого‑то выдворяют, значит, считают, что эти люди присутствуют на территории нашей страны без надлежащего разрешения. Соответственно они должны это делать не от случая к случаю, а постоянно. Если найдены люди, которые присутствуют без разрешения, значит, они должны выдворяться или же их правовое положение внутри страны должно приводиться в соответствие с правилами о нахождении граждан иностранных государств на территории нашего государства.
Считаю, что это нужно делать не периодически, а постоянно. То, что это совпало с известными событиями, считайте, что это просто совпадение. Я дал инструкции нашей миграционной службе, чтобы они следили за общим состоянием дел с присутствием иностранных граждан на территории нашей страны, потому что эта проблема волнует большое количество людей и зачастую, к сожалению, приводит к обострению ситуации, к стычкам, которые возникают иногда даже на межнациональной почве. На это нельзя закрывать глаза. Но в то же время решения об удалении таких граждан с территории нашей страны должны основываться на нашем законе и происходить в правовом поле.
Вопрос: Дмитрий Анатольевич, касаясь избирательной кампании. Как Вы знаете, многие партии как представленные в парламенте, так и не входящие в него, заключают соглашения о честных выборах с тем, чтобы не допустить нарушений на предстоящих выборах. Вы как лидер списка «Единой России» будете ли требовать от «Единой России», а именно к ней больше всего претензий со стороны других партий, чтобы она тоже соблюдала честность на выборах? Спасибо.
Д.Медведев:Думаю, ответ Вам приблизительно понятен. Каждая партия должна соблюдать избирательное законодательство, «Единая Россия» в том числе. Никаких исключений быть не должно ни для той партии, которая является ведущей политической силой или имеет преимущество в парламенте, ни для других партий. Если партии договариваются о том, чтобы проводить выборы честно и заключают соответствующие соглашения, я в этом ничего плохого не вижу. Но в таких соглашениях должны принимать участие все партии, чтобы не было избирательного подхода. Не должно быть соглашений, направленных против какой‑то конкретной партии, неважно какой. Но всё, что касается честных и справедливых выборов, всё, что касается соблюдения избирательных законов, относится ко всем партиям включая и партию «Единая Россия».
Спасибо.
14 ноября 2011 года, Гонолулу