Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Начало рабочей встречи с губернатором Самарской области Владимиром Артяковым

17 сентября 2008 года, Москва, Кремль

Д.Медведев: Владимир Владимирович, расскажите, как идёт развитие области, как обстоят дела, каковы успехи, в чём проблемы (я имею в виду и социально-экономическое развитие, те показатели, которые на сегодняшний день достигнуты, так и развитие производственного потенциала, потому что он у вас приличный, мощный), а также о крупных инвестиционных и инновационных проектах – давайте об этом поговорим.

В.Артяков: Экономика Самарской области, как Вы уже сказали, развивается в целом устойчиво, сбалансированно и демонстрирует достаточно высокие темпы роста. Если говорить о показателях, то общий прирост валового регионального продукта в основных ценах составит в этом году 7,8 процента. Если сравнить с 2007 годом, эта цифра была 7,4; то есть у нас просматривается реальный и стабильный рост. И за семь месяцев текущего года индекс промышленного производства у нас составил 106,4 процента. А если брать в сопоставимых цифрах прошлого пятилетия, эта цифра была 104,3. Мы тоже отмечаем стабильный и достаточно нормальный рост развития промышленного потенциала.

Из основных промышленных производств можно отметить то, что мы занимаем первое место в России по производству легковых автомобилей, синтетического аммиака, синтетических каучуков, линолеума, второе место в России занимаем по переработке нефти. И если говорить об общей динамике, то по объёму отгруженной продукции Самарская область в рамках Российской Федерации занимает девятое место, а в Приволжском федеральном округе – третье место.

Стоит особо отметить, что в этой части значительный потенциал у нас заложен в инновационном развитии. Если говорить о сопоставимых цифрах, то порядка 27,2 процента прироста промышленного производства основаны на инновационных технологиях. Если брать в целом по России, это где‑то – 5,5; то есть мы где‑то в пятерке лидеров.

В этой части, конечно, особо хочется отметить нашу науку, поскольку в Самаре достаточно серьёзно представлен научно-технический потенциал, это прежде всего вузы, которые сегодня по многим отраслям промышленности лидируют. Следует отметить в том числе и, прежде всего, наш межвузовский медиацентр, в котором сосредоточены все коммуникации межвузовского пространства и новые технологии. Мы сегодня можем в этом медиацентре на основании новых технологий принимать более 3 тысяч человек, которые сегодня, собственно говоря, работают как вне, так и внутри регионального научного потенциала.

Мы полагаем, что за такими вузовскими центрами, компьютерными центрами, большое будущее, поскольку вся новая точная наука сосредотачивается там. Мы видим в этом – на основе новых, молодых и дерзких разработок – дальнейшее развитие нашего промышленного потенциала, в том числе, как я говорил, инновационные процессы, которые происходят в нашей области, прежде всего в аэрокосмической отрасли (наш межвузовский центр принимает активное участие). Мы считаем, как я говорил, большое будущее за такими компонентами развития региональных промышленных территорий.

Что касается социальной сферы, то мы второй год принимаем социально ориентированный бюджет. Более 61 процента бюджета – это социально ориентированные проекты.

Д.Медведев: Бюджет сколько составляет?

В.Артяков: У нас сегодня консолидированный бюджет – более 100 миллиардов (по расходной части – 93, по доходной части нашего бюджета – 86). Если брать в сопоставимых пропорциях – скажем, более 42 миллиардов мы сегодня тратим на социальные нужды, 23 миллиарда мы тратим на нужды образования. И у нас в этой части есть такой позитив.

Д.Медведев: По сути, на образование вы тратите четверть бюджета.

В.Артяков: Четверть бюджета, это серьёзные средства.

Д.Медведев: Даже больше получается немножко.

В.Артяков: И, Вы знаете, у нас есть такой позитивный, положительный опыт в этой части, который можно было бы использовать и в других регионах, особенно что касается первичного звена здравоохранения и модернизации образовательной (довузовской) системы, поскольку мы понимаем, что основные проблемы, конечно, заложены именно там.

Д.Медведев: Первичное звено у вас неплохо развивалось и развивается. Мне кажется, это был один из удачных проектов. Надо и дальше уделять ему внимание.

ФАПы [фельдшерско-акушерские пункты] у вас неплохо, насколько я знаю, раньше функционировали. Сейчас продолжается финансирование?

В.Артяков: Всё это идёт в полной мере, как и планировалось ранее. Но есть, конечно, определённые проблемы, мы их решаем. Но с учётом того, что мы сейчас чётко выработали программу налогового администрирования, у нас сегодня прирост бюджета составляет по году порядка 30 процентов. То есть мы можем сегодня смело идти по пути социально ориентированного бюджета, что мы и делаем. Как немногие регионы, у нас сегодня принимается как раз трёхлетний бюджет. Это очень позитивно.

Д.Медведев: Да, это действительно позитивно. А в сфере образования нормативно-подушевую систему финансирования вы внедряете?

В.Артяков: Внедряем, но она у нас ещё пока не сплошная.

Д.Медведев: В таком экспериментальном всё‑таки виде.

В.Артяков: Да. Кстати, если говорить о системе довузовского образования, мы сегодня лидеры в Приволжском округе по системе инноваций, которую мы внедряем в образовании, в том числе по уровню заработной платы. Здесь мы внедряем систему отраслевой заработной платы, и с текущего года мы внедряем в медицину такие же системы.

Д.Медведев: По сути‑то, ведь система отраслевой оплаты труда в образовании – это и есть нормативно-подушевая система. То есть вам нужно просто окончательно перейти.

В.Артяков: Мы в этом году её уже более широко применяем, но есть проблемы регионального характера, в том числе малокомплектных сельских школ.

Д.Медведев: Везде малокомплектные школы. Да, это конечно, сложно.

В.Артяков: Сложно, да.

И мы вообще убеждены в том, что малокомплектные школы, особенно на селе, должны существовать.

Д.Медведев: В разумном количестве. Где‑то их нужно, может быть, убирать, а где‑то, наоборот, оставлять.

В.Артяков: Скажем, к образовательным центрам.

Д.Медведев: Не может быть просто никакого единого механизма, ни единого стандарта, скажем так. Потому что где‑то действительно наличие школы означает сохранение населённого пункта, а где‑то можно без труда собрать несколько школ в более крупный образовательный центр, где более высокий, естественно, уровень образования, и возить автобусами. То есть это зависит от конкретный ситуации.

В.Артяков: Но мы смело идём на эти проекты, понимаем, что останавливаться нельзя. Конечно, если это, как я говорил, наши внутренние региональные проблемы. Но мы понимаем, что, кроме нас, их никто не решит, а мы их решаем.

Д.Медведев: Хорошо.

17 сентября 2008 года, Москва, Кремль