Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Д.Медведев: По‑чукотски добрый вечер, по‑московски доброе утро – в любом случае, добрый день, уважаемые коллеги.
Мы с вами встречаемся здесь, в Анадыре; надеюсь, что все участники совещания успели ознакомиться с текущей ситуацией: для этого было достаточное количество времени. Мы продолжим работать над вопросами социально-экономического развития дальневосточных регионов. Естественно, сегодня обсудим перспективы Чукотского автономного округа.
Здесь, как и в других дальневосточных регионах, в один узел связаны самые разные проблемы, накопившиеся на Дальнем Востоке России: и экономические, и социальные, и демографические, – это с одной стороны, а с другой стороны – здесь, совершенно очевидно, в концентрированном виде выражаются геополитические интересы России. Всё это повышает значимость тех вопросов, которые мы с вами рассматриваем, и тех решений, которые необходимо принять.
Естественно, что главным для нас являются требования к качеству жизни, к условиям жизни и труда наших людей, в данном случае, применительно к Чукотке, – особенно коренных малочисленных народов Севера.
Несмотря на то что много было сделано, мы пока ещё не имеем окончательной версии [стратегии]развития Дальнего Востока в целом. Напомню присутствующим здесь членам Правительства Российской Федерации, что срок представления в Правительство стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года был обозначен как 18 июня. Сегодня у нас уже третья декада сентября. Где документ? Надо понимать, что затягивание работы над этим документом грозит не только приостановкой работы над важнейшими вопросами, но и немедленно сказывается просто на уровне жизни.
Всем хорошо известно, в каком в депрессивном состоянии находилась Чукотка ещё некоторое время назад, что вело к опустению огромных территорий, оттоку населения. Очевидно, что в последние годы ситуация в округе стала меняться к лучшему, экономические показатели – расти. Эти цифры известны. Я тем не менее их приведу, потому что нельзя говорить только о проблемах – нужно всё‑таки демонстрировать и то, что было сделано. В 2007 году объём валового регионального продукта увеличился почти на 12 процентов. Объём инвестиций в основной капитал вырос более чем на 5 процентов и составил около 40 тысяч рублей в расчёте на одного человека. Оба этих показателя существенно выше средних по России.
Такая позитивная динамика сказалась и на росте доходов. Среднемесячная заработная плата в 2007 году выросла приблизительно чуть меньше чем на четверть и составила 34,5 тысячи рублей.
Улучшилась и демографическая ситуация. Здесь, конечно, прогресс незначителен, но в любом случае, это уже хорошо, что происходят изменения. Младенческая смертность тоже сокращается. Мы сегодня посещали одну из больниц – современную, новую, хорошую больницу. И в то же время, она хороша тем, что находится просто в самом посёлке. Там тоже мне привели данные о сокращении младенческой смертности где‑то на четверть по округу, тем не менее по тем данным, которыми я располагаю, всё‑таки она выше среднероссийских показателей, хотя коллеги мне сегодня говорили, что в этом году удастся выйти на среднероссийский уровень.
Регион занимает первое место по показателю обеспеченности жильём. Но это связано не только с новыми стройками, но и с оттоком населения.
В целом, в округе, естественно, сохраняется набор проблем. Основные фонды в промышленных отраслях крайне изношены. В ЖКХ почти две трети организаций убыточны, есть проблемы – естественно, это при том что в арктических районах отопительный сезон имеет круглогодичный характер.
С учётом того, что мы с вами встречаемся в преддверии зимы, я хотел бы, чтобы в ходе сегодняшнего совещания мне была доложена информация о готовности ЖКХ к зимнему сезону в целом.
У нас этим совещанием открывается целая серия совещаний на Дальнем Востоке. Мы по всем этим регионам, естественно, ситуацию оценим, но начнём с Чукотки.
Далее. Очевидно, что основным из факторов, которые сдерживают динамичное развитие региона, помимо таких традиционных факторов для России, является отсутствие или слабость нормальной транспортной и энергетической инфраструктуры. Здесь нет ни железных дорог, ни средне- и крупнотоннажного флота, ни полноценного, который требуется для округа, развитого авиасообщения. Лишь треть дорог имеет твёрдое покрытие.
Понятно, что такие проблемы невозможно решить округу в одиночку – как и в других дальневосточных регионах, эта ситуация такая же: её могут решить лишь крупные инвестиционные проекты по развитию автомобильной и железнодорожной сети. Необходимо развивать и малую авиацию, и сверхмалую авиацию, каботажные перевозки вдоль побережья, которые всегда играли свою роль на территориях Крайнего Севера.
Что касается энергетики, в ближайшее время вопросы доставки электроэнергии к потребителю можно решать по‑разному. Мы сегодня уже, когда смотрели различные районы Чукотки, говорили частично об этом: есть идея использовать ветровые электроустановки (но, по всей вероятности, это всё равно не панацея, хотя как один из вариантов, видимо, можно рассматривать и такой), а также за счёт использования других возобновляемых энергоресурсов.
Сразу хотел бы сказать, что реализация всех проектов такого рода потребует внедрения и современных технологий, необходимых для разработки новых месторождений, и технологий освоения труднодоступных районов. В конечном счёте это должно улучшить и предпринимательский климат в регионе. В целом, в уже более дальней перспективе за счёт избавления от инфраструктурных ограничений может быть восстановлена полноценная интеграция Чукотки с другими дальневосточными регионами, и в конечном счёте это должно повлечь и полную модернизацию образа жизни.
Ещё один вопрос, который имеет стратегическое значение не только для Чукотки, но и в целом для Дальнего Востока, – это эффективное освоение Арктики. Тему активизации нашей работы в арктической зоне мы недавно рассматривали на заседании Совета Безопасности. Чукотка может и должна сыграть в этих процессах свою роль, восстановив свои права в качестве неотъемлемого звена Северного морского пути. Здесь можно поговорить и о портовой инфраструктуре, об использовании круглогодично тех или иных возможностей – естественно, при условии ледокольного сопровождения судов. Очевидно, что вопрос использования портов Чукотки заслуживает отдельного внимания и специальной проработки в Правительстве.
Уважаемые коллеги! Есть ещё один вопрос, который вполне органично рассматривать именно здесь, – это проблема развития коренных малых народов Севера.
На Чукотке в настоящий момент проживает почти 17 тысяч представителей этих народов. Практически вся территория округа относится к местам их традиционного проживания, обычной деятельности и хозяйствования. И наша задача, естественно, сохранить уклад жизни и самобытную культуру коренных народов, при этом, с другой стороны, придав этой жизни всё‑таки современную динамику и создав дополнительные условия для нормальной жизни, подняв стандарты этой жизни. Здесь работу необходимо, как и всякую другую работу такого рода, основывать на системных решениях. Наверное, главное здесь – наладить ситуацию с федеральным финансированием ФЦП «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года». Ситуация здесь крайне неравномерна. По тем данным, которыми я располагаю, то мы финансировали что‑то, то не финансировали. Здесь нужно исправлять ситуацию.
Кроме того, необходимо оказывать поддержку малому предпринимательству, которое, по сути, и должно помочь как вид деятельности сохранению традиционного образа жизни коренных народов.
Важным является также корректива федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». В неё следует включить ряд социальных и производственно-инфраструктурных объектов национальных посёлков. Я имею в виду реконструкцию котельных, жилых домов, другой инфраструктуры, школ, детских домов, лечебных учреждений.
Знаю и то, что в инициативном порядке Минрегион разрабатывает концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Я думаю, что Дмитрий Николаевич [Козак] нам более подробно на эту тему доложит.
И последнее. Я предлагаю также обсудить и вопрос расширения инфраструктуры туризма, запрос на который всё время растёт в этом регионе. Естественно, это связано с уникальной природой края, близостью стран, жители которых проявляют интерес к развитию туристических возможностей Чукотки.
И, наконец, самое последнее. Я сказал, что нынешнее наше вечернее совещание открывает серию совещаний по Дальнему Востоку. По итогам работы на Дальнем Востоке мною будет дан набор поручений – единый набор поручений для всех регионов. Поэтому всех участников совещания я просил бы работать исходя из этого.
* * *
Д.Медведев: Интересно побывать на Чукотке. И не только потому что за всю историю Российского государства здесь никогда не было первого лица – хотя внимание со стороны государства это всегда важный индикатор, – но и, наверное, прежде всего для того, чтобы собственными глазами посмотреть на те проблемы, которые есть в регионе, и посмотреть на достижения. Здесь мы тоже не должны их забывать, потому что в этом смысле, надо признаться, ситуация в регионах, которые расположены по соседству, существенно хуже.
Теперь в отношении нескольких больших моментов, здесь обсуждавшихся, – по поводу сценариев развития. Я уже об этом сказал и ещё раз хотел бы подчеркнуть: у нас нет трёх сценариев – мы можем их рассматривать в абстрактном ключе. Но если мы говорим о судьбе региона, который имеет не только важное экономическое и социальное значение, потому что здесь люди живут, как и в других регионах Российской Федерации, но и, по сути, пограничное, политическое значение, то у нас есть только один сценарий – сценарий развития региона, не его стагнации, уж тем более не его консервации с отводом отсюда производительных сил и закрытием проектов. Раз это так, нужно быстрее принимать все решения. Насчёт необходимости состыковать одну концепцию с другой, этот аргумент Дмитрий Николаевич [Министр регионального развития Д.Н.Козак] высказал, я могу принять только частично. Потому что мы можем сколько угодно долго принимать большие концепции, но от этого не должны страдать интересы дела. Мы можем пересмотреть условия концепции-2020. Вот сейчас во всем мире финансовый кризис случился. Ну и что нам теперь вообще ничего не принимать, ждать, пока всё разрешится? Надо быстро доработать эту концепцию и принять. А не ждать, пока мы создадим большую концепцию. Хотя и по большим концепциям, естественно, необходимо решения принимать в ближайшее время.
Я поддерживаю в целом идею использования возможностей инвестиционного фонда для развития региона. Я не против того, чтобы проработать вариант зон, но мы понимаем действительно те риски, которые с этим связаны, и понимаем, что не в каждом субъекте Федерации должны присутствовать такие зоны. Вопрос с повестки дня не снят, но мне представляется всё‑таки, что подход через инвестиционный фонд с учётом тех больших проектов, которые здесь были озвучены, и в то же время возможностей по привлечению частного капитала, представляется наиболее адекватным.
Теперь по отдельным позициям – на первый взгляд небольшим, но, безусловно, очень важным.
Павел Васильевич [первый вице-президент Чукотской региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» П.В.Суляндзига] сказал, что в Амурской области не было выиграно никаких квот по охотничьим угодьям представителями малочисленных народов. Я хотел бы, чтобы полномочный представитель проверил эту ситуацию и доложил. Потому что, если там просто допущено какое‑то жульничество, нужно поставить этому какой‑то заслон. Я имею в виду в целом ситуацию и по Амурской области, и по Приморскому краю. Просто чтобы по всем этим позициям, по всем этим регионам округ и полномочный представитель взяли под контроль проведение этих аукционов, для того чтобы эти квоты распределялись в соответствии с законодательством.
Согласен с тем, что мы должны посмотреть вопросы механизма реализации закона о традиционном природопользовании. Надо посмотреть Правительству, какие механизмы в этой ситуации действуют, и, может быть, оживить даже какие‑то позиции, которые в этом законе есть. Потому что сам по себе закон нас ни от чего не страхует – нужно посмотреть на его действенность.
По поводу идей присоединения кого‑то к кому‑то. Уважаемые коллеги, это твёрдая позиция федеральной власти и моя позиция в том числе: мы никого ни к кому не присоединяем, никогда с такими идеями сами по себе не выходим. Если регион – самодостаточный, и развивается как самодостаточный регион, и не хочет ни к кому присоединяться – а волю на присоединение можно определить только на референдуме, – регион должен продолжить свое развитие как полноценный субъект Российской Федерации. Других подходов нет и быть не может. Просто исходить из того, что есть рядом большой регион и регион поменьше должен туда влиться, – арифметические подходы здесь работать не будут.
Теперь в отношении оленеводства и нашего посещения. На самом деле, это действительно была полезная поездка, потому что посмотреть собственными глазами, в каких трудных условиях осуществляется эта работа, просто необходимо для любого руководителя. Федеральные субсидии: я напомню, что, по‑моему, эти 252 рубля, эта добавка, появились у нас где‑то два года назад. Это когда‑то я лично пробивал. Потому что это дополнение прошло по национальному проекту. Я понимаю, что это не так много, и Минфин с этим согласен, поэтому надо посмотреть на ситуацию в комплексе (тогда мы пробили позицию по северному оленеводству и табунному коневодству), сколько всего у нас людей занято в этом промысле по стране, не только на Чукотке, – взвесить и посмотреть на те цифры, на которые мы можем выйти. Если получается 1025 рублей, давайте примем решение. Посмотрим источники.
Я считаю, что здесь затронуты были и другие вещи. Ну, вот мы сегодня посмотрели и ярангу, и вообще в целом говорили о жилье. Я понимаю, что здесь есть специфика труда. Поэтому здесь нужно подумать просто о том, как может выглядеть это жилище в XXI веке. Даже при наличии традиционного жилища там должен быть минимальный набор каких‑то удобств. Плохо то, что там у наших товарищей, наших коллег нет ни телефона, ни телевизора – это сейчас уже неотъемлемая часть цивилизации. Они сами там с фотоаппаратами ходят, всех фотографируют. И телефоны у них есть, но связи мобильной там нет. Поэтому я не говорю о том, что нужно немедленно туда мобильную связь тащить, но просто нам нужно подумать, как этот быт обеспечить. И есть более важные вопросы: дизель-генераторы, например, это‑то вообще неотъемлемая часть любой цивилизации, спецодежда. Вот эти все вещи, конечно, нам нужно взвесить и на федеральном, и на региональном уровне. Ну и конечно, здесь должно происходить общее интегрирование этой работы в те процессы, которые идут в рамках проекта «Доступное жильё».
Заработная плата, естественно, связана с общей ситуацией. Мы посмотрим и на субсидии. Это касается и оленеводства, и того, о чём говорил Юрий Михайлович [член президиума Чукотской региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» Ю.М.Тототто] в части добычи морского зверя. Потому что, конечно, зарплата очень низкая для северных районов, просто у вас прожиточный минимум выше. Нужно подумать над механизмами субсидирования такого рода промыслов.
Уважаемые коллеги, в целом что я хотел бы сказать – ещё раз повторю, что считаю совещание полезным и наше посещение очень показательным. Все необходимые поручения я, безусловно, по итогам этой работы дам. Они, по сути, уже даны на этом совещании, потому что здесь присутствует руководство Правительства: и министры профильные, и Первый заместитель Председателя Правительства, другие наши коллеги. Но мы их ещё раз обобщим, посмотрим, состыкуем с теми проблемами, которые есть в других регионах. Сейчас мы переедем в Магаданскую область, потом будем заниматься Камчаткой – выйдем на полноценный набор поручений по Дальнему Востоку.
И наконец, может быть, самое последнее, что я хотел бы сказать. Федеральное руководство, руководство Правительства России, министры, руководители ведомств, вообще все те, от кого зависит принятие решений, обязаны бывать на Дальнем Востоке регулярно. И сейчас эта практика восстановлена. Не должно быть так, чтобы для принятия примитивных решений требовалось созывать совещание под руководством Президента. Я сегодня вспоминал, как почти два года назад я ездил в Корякский автономный округ с огромным количеством чиновников – там, наверное, человек двадцать было, для того, чтобы принять безотлагательные решения в очень сложной ситуации. Вот мы сейчас с вами рабочие вопросы обсуждаем, а там было землетрясение. И для того, чтобы построить, откровенно говоря, совсем небольшое количество домов – несколько десятков домов, нужно было вывезти огромное количество чиновников. О чём это говорит? О том, что люди, которые тогда в эти проблемы погружались, их просто не знали: ни методов строительства не было, ни понимания ситуации. Поэтому для того, чтобы заниматься этими вопросами, нужно врубаться в проблему. А чтобы врубаться, нужно быть в тонусе. Значит, нужно ездить, нужно проводить все необходимые мероприятия, быть на контакте с властями регионов, с властями округа. И тогда результат не замедлит себя ждать. Я желаю всем присутствующим успехов и надеюсь на следующие встречи.
23 сентября 2008 года, Чукотка, Анадырь