Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Ответы на вопросы журналистов по завершении заседания Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС)

10 октября 2008 года, Бишкек

Вопрос: Дмитрий Анатольевич, Премьер-министр Японии заявил сегодня о возможности экстренного созыва «восьмёрки» по поводу кризиса. Консультировались ли с Вами, будет ли Россия принимать участие? И, как Вы считаете, насколько эффективными могут быть усилия «восьмёрки»? Спасибо.

Д.Медведев: Эта идея действительно есть. Я разговаривал на эту тему в Эвиане, когда общался с Николя Саркози. Думаю, что сейчас проведение такого рода экстренной «восьмёрки» было бы на пользу. К сожалению, летом не удалось обсудить в более конкретном ключе все те меры, которые следовало бы предпринять, хотя практически все государства понимали, куда всё движется. Я лично выступал в Санкт-Петербурге на форуме, потом и в Японии говорил нашим коллегам о том, что необходимо готовить какую‑то новую архитектуру экономической безопасности. Тем не менее решений не было. И уж раз их не было тогда, нужно попытаться сделать всё, чтобы принять их сегодня.

Поэтому идею такого чрезвычайного саммита «Группы восьми» я, безусловно, поддерживаю. Консультации на эту тему ведутся. Пока трудно сказать, где он состоится и когда, но мне представляется, что смысл в этом был бы. Но если уж собираться, то собираться желательно не одной «восьмёрке», а с приглашением других ключевых экономик, которые определяют финансовый климат в мире. Я имею в виду, естественно, и Китай, и Индию, и Бразилию, и Мексику, Южно-Африканскую Республику, а может быть, и ещё шире.

Кстати сказать, такое понимание сегодня разделяют не только в Европе, но я слышал и заявления отдельных должностных лиц Соединённых Штатов, которые полагают это правильным. Поэтому думаю, что если собираться, то желательно делать это в более широком формате.

Вопрос: Дмитрий Анатольевич, Вы в Эвиане, вероятно, обсуждали с Саркози совместную борьбу с финансовым кризисом. У Вас вообще сложилось ощущение, что Европа рассматривает Россию в этом процессе как равноправного игрока, равноправного партнёра?

Д.Медведев: У меня сложилось впечатление о том, что Европа понимает: сегодня без участия России никаких экономических проблем глобального порядка не решить. Точно так же, как и Россия в силу глобального характера экономики не способна в одиночестве решить все проблемы, связанные с кризисом на финансовых рынках. Мы настолько тесно друг на друга завязаны, что не можем принимать такие решения изолированно.

Поэтому если и обсуждать, то обсуждать кооперативно, забывая при этом о каких‑то, может быть, прежних расхождениях, потому что то, что сейчас творится в международных финансах и в отдельных государствах, иначе как депрессией назвать нельзя.

Вопрос: Дмитрий Анатольевич, скажите, пожалуйста, на переговорах с Бакиевым Вы договорились о координации финансовой деятельности в СНГ по аналогии с Евросоюзом? Эта тема не была внесена в повестку дня саммита, но Вы сказали, что обязательно выступите с этой инициативой. Она обсуждалась?

Д.Медведев: Мы на самом деле договорились об этом даже не с моим коллегой Курманбеком Салиевичем Бакиевым, мы договорились в рамках обсуждения на саммите глав государств СНГ о том, что мы будем обсуждать эту тему, и не просто обсуждать так, как это, к сожалению, обсуждалось на «восьмёрке» до того, а будем координировать и определённые решения в случае, если это будет необходимо.

В этой связи мы договорились о том, что буквально в ближайшие десять дней должны будут в Москве встретиться министры финансов государств СНГ для того, чтобы сверить часы.

Сегодня без участия России никаких экономических проблем глобального порядка не решить. Точно так же, как и Россия в силу глобального характера экономики не способна в одиночестве решить все проблемы, связанные с кризисом на финансовых рынках. Мы настолько тесно друг на друга завязаны, что не можем принимать такие решения изолированно.

Кстати сказать, наш Министр сейчас находится в Соединённых Штатах, там обсуждаются вопросы текущей экономической жизни и финансовой политики. Естественно, я думаю, нашим коллегам из других стран будет небезынтересно обменяться информацией по поводу того, как это воспринимается сейчас в рамках совещаний, которые идут в «Группе восьми».

Вопрос: Дмитрий Анатольевич, а насколько вообще саммит остаётся актуальным и для России в том числе, учитывая, что не приезжает ряд президентов из таких важных стран для России, партнёров, и какие конкретно решения были приняты, документы подписаны? Не общие какие‑то концепции…

Д.Медведев: На самом деле, безусловно, для нас остается важным участие в СНГ. Я не идеализирую Содружество, и никто его не идеализирует, у нас сегодня были достаточно откровенные и подчас жёсткие даже на эту тему обсуждения, но в этом‑то и плюс. У нас нет другой площадки, где мы можем обсуждать эти вопросы. Если не говорить об интеграционных процессах, которые идут через ЕврАзЭС, то в таком формате это единственная площадка, причём площадка, на которой встречаются лидеры.

Что касается отсутствующих руководителей государств, то это объяснимые вещи. Насколько я понимаю, в случае с Украиной там просто очередной государственный правительственный кризис, а в случае с Азербайджаном – у них выборы через несколько дней, это объяснимая позиция. Поэтому я рассчитываю на то, что в дальнейшем наши коллеги будут участвовать в прежнем качестве.

Обсуждение было полезным. Для меня многие вещи были не только полезными, но и интересными, потому что я присутствовал и на саммите глав государств СНГ, и на саммите ЕврАзЭС в качестве Президента в первый раз. Есть определённые впечатления, которые, я думаю, в конечном счёте воплотятся в те рекомендации, которые будут даны.

Что же касается того, какие решения принимаются, то они разные же все. Есть решения действительно концептуального плана, но от этого, кстати, не менее интересные, потому что мы сегодня обсудили вопросы развития наших экономик до 2020 года. Кстати, обсуждали достаточно бурно и заинтересованно. Что это такое? Это рамка для развития экономик. Понятно, что это не государственный план, но это возможность всё‑таки нам координировать развитие в ближайшие годы и это возможность понять, какие темпы роста – роста производительности труда, роста валового внутреннего продукта, роста зарплат – необходимы для того, чтобы государства СНГ были конкурентоспособны по отношению к другим странам. Поэтому это и достаточно общее решение и в то же время весьма конкретное.

Поэтому я считаю, что в целом всё прошло абсолютно предсказуемо и даже удачно, имея в виду, что мы всё‑таки собрались в очень сложную пору, и такая встреча просто была нужна.

Вопрос: Сегодня 10 октября. Поставлена ли точка в выполнении известного плана и обсуждались ли в Эвиане…

Д.Медведев: Известного кому или какого?

Вопрос: Всем. Плана Медведева–Саркози. Обсуждались ли в Эвиане параметры дальнейших переговоров по поводу статуса двух республик, проблемы беженцев?

Д.Медведев: Мы всё, что от нас зависело, сделали. Все те обязательства, которые брали на себя и в рамках первого документа, плана Медведева–Саркози, и в рамках второго документа, который был согласован относительно недавно в Москве, все обязательства выполнили.

Российские миротворцы покинули зону безопасности. Сейчас там размещены миротворцы, военные наблюдатели из стран Евросоюза, они должны приступить к несению регулярной службы и к контролю за этой территорией. Поэтому я считаю, что в этом плане всё развивается нормально.

Что же касается дальнейшего, то в соответствии с планом запланировано проведение конференции для обсуждения вопросов обеспечения безопасности в Южной Осетии, в Абхазии, вообще в этой части Кавказа, которая должна открыться через некоторое время в Женеве. И там будут обсуждаться все вопросы: и вопросы, касающиеся беженцев, и вопросы, связанные с дополнительными мерами поддержания безопасности, в общем, всё то, что мы с самого начала планировали.

Мы рассчитываем на конструктивную позицию наших коллег, государств Евросоюза, которые активно собираются принимать участие в этих обсуждениях. Думаю, что будут стоять разные, достаточно острые вопросы, но это в любом случае лучше, чем их обсуждать как‑то иначе.

Для нас ключевым является также то, чтобы в этих обсуждениях с самого начала и во всех форматах принимали участие наши партнёры из Южной Осетии и Абхазии, потому что это напрямую касается их. Есть масса похожих прецедентов, когда, скажем, такого рода вопросы обсуждались по Косову и где с самого начала принимали участие эти страны. Я считаю, что и в этом случае мы должны исходить из этого. И эту позицию я в недвусмысленной форме донес до своего коллеги, до Николя Саркози.

Вопрос: На конференции в Эвиане Вы озвучили принципы Договора о европейской безопасности. Последовала ли уже какая‑то реакция, что ЕС ответил на это? И с кем в ближайшее время Вы ещё намерены это обсудить?

Д.Медведев: Эвиан, как ни крути, – это всё‑таки такая политологическая площадка. Я надеюсь, что все, кто хотел услышать, в чём будет состоять содержание договора о коллективной безопасности, наконец‑то услышали, потому что действительно были запросы на раскрытие его содержания.

Но у меня и до этого шли достаточно плотные и вполне конкретные обсуждения формата этого договора и вообще самой идеи с моими коллегами. Вначале это было и с моим французским коллегой, и с германской коллегой, я это обсуждал с госпожой Федеральным канцлером, обсуждал и с испанским коллегой. То есть, по сути, уже с частью европейских государств, ключевых европейских государств эта идея обсуждалась, не говоря уже о том, что она была выдвинута как раз во время посещения Берлина. Я надеюсь, что в ходе моих контактов с другими европейцами эти темы будут обсуждаться. И вообще мы готовы их обсуждать со всеми, потому что если такой договор подписывать, если такой договор развивать как средство регулирования вопросов безопасности на европейском континенте, в этих делах должны принимать участие не только европейские государства, но, на мой взгляд, обязательно Соединённые Штаты Америки и Канада, плюс все организации, имеющие какое‑то достаточно серьёзное влияние хотя бы на европейском континенте, я имею в виду, естественно, НАТО, имею в виду Евросоюз, имею в виду СНГ, я имею в виду ОДКБ, то есть все те структуры, которые определяют жизнь в Европе. И ОБСЕ, естественно, тоже.

Вопрос: Ситуация на рынках пока не улучшается. Рынки закрыты. Какие‑то дополнительные меры планирует Правительство по улучшению ситуации?

Д.Медведев: Рынки‑то не закрыты, рынки закрыть невозможно, слава богу, но закрыты торги в ряде стран, в том числе и в нашей стране торги не возобновлялись.

В отношении тех мер, которые уже приняты. Я считаю, что пока эти меры достаточно серьёзные, просто значительные. Сегодня Государственная Дума Федерального Собрания одобрила сразу в трёх чтениях пакет изменений в законодательство о банках и банковской деятельности, которые позволят снять ряд вопросов и обеспечат приток дополнительных финансов, в том числе и по вопросу субординированного кредита, о котором решение недавно мы принимали. Поэтому вот это уже практическая реализация. И я надеюсь, что Правительство дальше будет интенсивно и активно применять эти законы. Но это не означает, что на этом мы ставим точку. Мы, естественно, будем следить за ситуацией.

И в самое ближайшее время я лично вернусь уже к обсуждению этого вопроса, планирую провести совещание, посвящённое уже финансовой поддержке отдельных отраслей нашей экономики, потому что до этого мы говорили о поддержке финансового сектора, но мы не должны забывать и о реальной экономике. Именно этим сегодня занимаются другие государства. У нас хороший рост был и остаётся, и мы не вправе его потерять, или, во всяком случае, мы должны сделать всё, чтобы сохранить те возможности, которые были созданы в нашей экономике, в нашем реальном секторе, на производстве за последние годы. Обязательно этим будем заниматься.

10 октября 2008 года, Бишкек