Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Н.Назарбаев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые представители средств массовой информации!
Сегодня мы в Астане с Президентом Дмитрием Анатольевичем Медведевым рады тому, что первый свой официальный визит за рубеж он совершил именно в Казахстан. Мы считаем, что этот шаг является подтверждением высоких политических и экономических отношений между нашими странами, близости наших государств по всем параметрам взаимоотношений: в политике, в экономике, в культурных связях и на международной арене. На языке дипломатии это означает приоритетно-союзнические отношения между нашими народами и государствами.
Со своей стороны хочу сказать, что во внешней политике Казахстана отношения с Россией были, есть и будут на первом месте. На мой взгляд, сегодня казахстанско-российские отношения представляют наиболее успешную, эффективную модель двустороннего сотрудничества на всём постсоветском пространстве. Мы с Владимиром Владимировичем Путиным встречались часто и оперативно решали возникшие вопросы. Не было проблемы, которая не была бы решена путём откровенного диалога и учёта взаимных интересов наших государств и народов. Переговоры с Дмитрием Анатольевичем показали, что этот позитивный настрой сохраняется, что традиция доверительных отношений между высшими руководителями России и Казахстана будет продолжена. Эта преемственность пойдёт на благо обоих наших государств и народов.
Повестка дня сегодняшних переговоров была очень насыщенной. Мы предложили российской стороне подготовить долгосрочное соглашение об экономическом сотрудничестве и интеграции наших стран. Это важный документ, поскольку уровень развития наших экономик позволяет нам мыслить, действовать стратегически и по‑новому. Именно стратегический характер имеет сотрудничество в энергетической сфере. Основной объём казахстанской нефти и газа поставляется на экспорт через трубопроводные системы России. Есть обратный процесс, планируемый в этом году транспортировку российской нефти в Китай через Казахстан. Помимо транспортировки нефти наши страны активно сотрудничают в разработке новых месторождений нефти и газа на Каспии. Создание совместного предприятия на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода открывает новый вектор сотрудничества. Мы предлагаем укрепить этот вектор, создавая совместное предприятие нефтехимии, нефтепереработки.
Нами отмечены позитивные сдвиги сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, благодаря им наши страны имеют возможность стать крупными игроками на этом развивающемся рынке.
Хорошо развивается наше сотрудничество в освоении космоса. Только что были подписаны два важных соглашения в этой сфере. Большое внимание было уделено договорно-правовой базе, касающейся жизнеобеспечения казахстанцев, проживающих в Байконуре.
Обсуждались проекты строительства автомобильных дорог и коммуникаций. Как известно, сейчас мы вместе с Россией работаем над созданием международного транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай через Россию и Казахстан. Это очень перспективный проект, который усилит позиции наших стран в мировой системе грузовых перевозок. Мы отметили рост нашего приграничного сотрудничества. Более детально обсудим эту тему осенью в этом году в Кустанае на очередном форуме руководителей пограничных регионов.
Мы едины во мнении, что инновационное развитие экономики является основным способом выстоять глобальную конкуренцию. Высказана мысль об инновационной интеграции наших стран. И, конечно, мы заинтересованы и обсуждали вопросы гуманитарного характера, как нам сделать так, чтобы россияне и казахстанцы оставались близки и понятны друг другу всегда, больше общались между собой, контактировали в сферах науки, образования, медицины, культуры, СМИ и, конечно, бизнеса.
Важный пункт наших переговоров – ситуация Содружества Независимых Государств, других многосторонних структур, где присутствуют Казахстан и Россия. Как известно, в СНГ мы договорились работать в соответствии с формулой «один год – одна тематика». Мы предлагаем, чтобы в 2009 году это был вопрос взаимодействия в энергетике.
У нас состоялся обстоятельный обмен мнениями в формировании таможенного союза, укреплении ЕврАзЭС, взаимодействии в области безопасности, стабильности в рамках ОДКБ, ШОС и СВМДА.
Наша встреча ещё раз подтвердила совпадение, близость позиций Казахстана и России по ключевым международным вопросам. Это особенно значимо, учитывая растущую роль России в современном мире, активную внешнеполитическую позицию Казахстана.
Я ещё раз выразил глубокую признательность за активнейшую поддержку России в председательстве Казахстана в ОБСЕ.
Сегодняшняя встреча с Президентом России наполняет меня уверенностью, что отношения между нашими странами будут только укрепляться, подтверждая подлинный равноправный, доверительный, союзнический характер наших отношений.
Я пригласил Дмитрия Анатольевича принять участие в праздновании десятилетнего юбилея нашей новой столицы – Астаны. Благодарен, что это приглашение принято. Казахстанцы будут рады видеть Вас на этом большом празднике. Благодарю Вас.
Д.Медведев: Спасибо.
Уважаемый Нурсултан Абишевич! Уважаемые дамы и господа, коллеги!
Астана не случайно стала первой зарубежной столицей, которую я посещаю как Президент России. Это связано с теми особыми отношениями, многолетним и успешным опытом нашего сотрудничества. А самое главное то, что в России ценят подлинно дружественные, взаимовыгодные отношения с Казахстаном – нашим стратегическим партнёром.
Хотел бы ещё раз сказать, что очень рад возможности посетить гостеприимный Казахстан, и подчеркнуть, конечно, ещё раз, что Астана не случайно стала первой зарубежной столицей, которую я посещаю как Президент России. И здесь совершенно очевидно, что это связано с теми особыми отношениями, многолетним и успешным опытом нашего сотрудничества. А самое главное то, что в России ценят подлинно дружественные, взаимовыгодные отношения с Казахстаном – нашим стратегическим партнёром. Только что Нурсултан Абишевич сказал, что за последние годы российско-казахстанское сотрудничество приобрело и новую динамику, и более глубокое содержание. Активно продвигается политический диалог, расширяется экономическая кооперация, растут гуманитарные связи. И сегодняшние переговоры подтвердили наше стремление развивать и качественно насыщать все возможные сферы взаимодействия. Мы договорились общаться регулярно, столь же доверительно и открыто, как это было свойственно российско-казахстанским отношениям в последнее время. Традиции очень хорошие, мы не будем их нарушать, в любое время мы будем доступны для обсуждения любых вопросов и двусторонней повестки дня, и международных отношений.
В ходе переговоров мы обсудили широкий круг двусторонних вопросов, определили и практические шаги, что делать в дальнейшем. Только что было подписано совместное заявление. В нём содержатся поручения по разработке нового плана совместных действий, при этом мы договорились о том, что этот план уже будет ориентирован на те перспективы, которые для себя поставили оба государства: перспективы развития России на период до 2020 года и развитие Казахстана до 2030 года.
Кроме того, имея в виду, что мы уже сегодня планируем свой бюджет на три года вперёд, наш план совместных действий должен учитывать и этот вопрос. Среди центральных тем – наши торгово-экономические связи, рост ощутимый – на 30 процентов, объём тоже немаленький.
Отмечу отдельно, что 70 процентов товарооборота обеспечивается за счёт приграничной торговли. Это свидетельство того, что прямые связи могут быть наиболее ценны и между регионами, и между ведущими компаниями. Что может быть крайне важно для экономик наших стран – то, что растёт взаимодействие между малым и средним бизнесом, а сильный малый и средний бизнес – основа здорового общества, и эти цели, естественно, стоят перед нашими странами.
В наших общих интересах закрепить и поддержать эту положительную тенденцию, содействуя и развитию межбанковского взаимодействия, и развитию инновационных проектов. Мы договорились вместе содействовать инновационному прорыву в наших государствах, потому что энергетика – это, конечно, очень важная сфера, но XXI век немыслим без инновационного развития. Специально договорились, что будет создана компактная рабочая группа для интенсификации сотрудничества в инновационной сфере. Здесь много идей, надо найти технологические механизмы, отобрать приоритетные и начать работать.
Естественно, что в сфере обсуждения были проблемы ТЭКа, о чём только что Нурсултан Абишевич сказал. И такие крупные инфраструктурные проекты, как строительство Прикаспийского газопровода, трубопровод «Средняя Азия – Центр», расширение его мощностей, мы договорились, будем также держать в зоне совместного внимания.
Существуют большие перспективы в области высоких технологий, о чём уже было сказано. Также имеются очень хорошие перспективы, которые сегодня были положены и на договорную основу, в развитии космической, военно-технической отраслей и в развитии сотрудничества в области космоса. В частности, были подписаны известные межправительственные соглашения. В наших планах есть и вопросы перехода к более глубоким интеграционным процессам в атомной сфере, в том числе и в создании объединённой компании, строительстве при российском участии АЭС.
Очень большая программа по нанотехнологиям, и мы приветствуем то, что только что был подписан соответствующий документ.
Международная повестка дня также очень важна. Мы подробно обсуждали эти вопросы, о чём Нурсултан Абишевич тоже сказал, в том числе вопросы о том, как идёт интеграция с использованием всего арсенала интеграционных механизмов и в рамках СНГ, и в рамках ЕврАзЭС, и в рамках ОДКБ, и в рамках Шанхайской организации. Убеждён, что совместные усилия позволят и в этом направлении двигаться вперёд.
Мы обсуждали и региональные и международные вопросы. Я имею в виду, в частности, и то, что в 2010 году Казахстан будет председателем в ОБСЕ. Готовы здесь и впредь оказывать нашим казахстанским коллегам всё необходимое содействие. Ещё раз хотел бы поблагодарить руководство Казахстана за радушный приём, за очень хорошее начало нашей встречи. Мы твёрдо убеждены, что наше взаимодействие будет и впредь идти по восходящей и прирастать содержательными проектами, и развиваться на благо двух наших народов.
Спасибо.
Вопрос: Вопрос Президенту России и Президенту Казахстана. Только что были подписаны соглашения, и два из них касались высокотехнологичных отраслей. Если мы правильно понимаем, акцент будет сделан на космическую – это Байконур, ГЛОНАСС, и нанотехнологии. Каких изменений стоит ожидать от этих направлений и будет ли ещё что‑то новое в этом смысле?
Д.Медведев: Действительно, такие соглашения являются для нас приоритетными. Не случайно, что они сейчас были подписаны. Очевидно, что без кооперации в этих сферах сотрудничество между нашими государствами было бы неполным. У нас есть очень хороший потенциал в развитии космических технологий, сотрудничестве в космосе, использовании Байконура, создании проекта «Байтерек». И мы намерены этим заниматься в приоритетном порядке. При этом мы понимаем, что это тоже конкурентная сфера. Нам необходимо находить такие механизмы сотрудничества, которые будут интересны и для нас, и для наших потенциальных партнёров.
Мир не стоит на месте, развиваются высокие технологии. Поэтому и сотрудничество в таких сферах, как космическая связь, технологии цифрового доступа, также являются для нас принципиальными и очень актуальными.
Нанотехнологии – ещё одна тема совместного сотрудничества. В России мы кое‑что в этом направлении сделали. Во всяком случае, создан специальный денежный фонд под эти цели. Но очевидно, что если мы не будем кооперироваться с нашими самыми близкими партнёрами, то развитие и в этой сфере будет неполным. Тем более что существует масса примеров, когда мы могли бы просто друг другу помочь, используя и технологические, и собственно содержательные наработки, которые есть и у наших казахстанских коллег. Поэтому я считаю, что это очень хороший пример развития нашей внешней кооперации – кооперации в экономической сфере. И наряду с традиционными сферами сотрудничества, где развитие происходит иногда даже, может быть, без нашего особого внимания – просто потому, что эти сферы хорошо развиты, они уже двигаются сами по себе. В сфере высоких технологий, космических технологий и в сфере космической кооперации, нанотехнологий необходимо пристальное государственное внимание. Что, собственно говоря, и было сегодня продемонстрировано. Считаю, что в этих вопросах у нас есть очень хорошие перспективы.
Н.Назарбаев: По сотрудничеству космодрома Байконур, я думаю, СМИ хорошо знают, у нас после развала Советского Союза стоял вопрос, что делать с Байконуром: он станет яблоком раздора или захиреет? Огромные средства потрачены на строительство этого космодрома. Нет, мы использовали его так, как сейчас используем, на благо российской космической науки и Казахстана. И последнее время, конечно, очухавшись после всех трудностей, имея возможности, мы достигли соглашения о строительстве новой стартовой площадки, новой ракеты «Ангара», которая будет заправлена экологически чистым топливом. И будет использоваться совместно Россией и Казахстаном. Эта программа работает. Мы впервые смогли запустить, с помощью России, конечно, космический спутник «Казсат-1». Сейчас готовится к пуску второй спутник. Как Анатолий Николаевич Перминов сказал, с двумя спутниками Казахстан можно называть космической державой. Не отказывается, подтверждает. Тем более, конечно, никакой речи несколько лет назад не могли мы вести об участии в такой громадной программе, как ГЛОНАСС, которая является новым словом в технике. И этим занимается Европа, этим занимается весь мир. Это известно. Мы сегодня очень подробно с Дмитрием Анатольевичем говорили об инновационных технологиях. Я слышал его выступления, предвыборные речи и на встречах. И мне очень импонировало, что как российская технология, так и Казахстана, если исключить ВПК или космическую сферу, отстаёт очень сильно. Если прямо сказать, что 30–40 лет – это точно. И если не заняться сейчас инновационными технологиями (инновационная технология – это та технология, которая показывает ощутимый, осязаемый рост производства, производительности примерно на 20 процентов), если этого нет, то это не инновация. Вот ростки есть в Казахстане, ростки есть в России. Конечно, объёмы России, возможности России, потенциал России другой, но мы не дремали. Мы индустриально-инновационную программу начали разрабатывать в 2003 году, два года назад запустили. Создали институты развития специальные. Создали фонды специальные. Закачали бюджетными средствами. И сейчас одновременно в Казахстане осуществляется 82 проекта. Наверное, это интересно будет для России. И в том числе нанотехнологии. Это технологии XXI века. Если мы не ухватимся за эти технологии, то нашему поколению следующим укладом технологическим трудно будет угнаться. Я думаю, это очень перспективно, необходимо для наших стран, население которых с надеждой смотрит в будущее.
Вопрос: Дмитрий Анатольевич, свой первый зарубежный визит в качестве Президента Вы совершаете в Казахстан. Насколько мне известно, в структуре российского Правительства создано новое агентство – по делам СНГ. Стоит ли ожидать каких‑либо новшеств, изменений в политике России в отношении ближайших соседей?
Д.Медведев: Я считаю, что мы обязаны уделять вопросам сотрудничества с государствами СНГ самое пристальное внимание. То, что этого агентства не было, конечно, не означает, что мы раньше этими вопросами не занимались. Но время диктует сегодня необходимость интенсификации связей. Если мы хотим в будущем выходить на новые формы взаимодействия, новые формы интеграции, мы должны думать о том, чтобы наши контакты с нашими коллегами из государств СНГ, с нашими близкими друзьями, осуществлялись и в современной технологической форме, чтобы те решения, которые мы принимаем, исполнялись вовремя, чтобы они не откладывались куда‑то в дальний угол, чтобы они были документами прямого действия. И в связи с этим мною было принято решение об образовании соответствующего агентства, для того чтобы просто выделить координацию вопросов сотрудничества с государствами СНГ в отдельный блок.
Надеюсь, что в результате этого ряд проектов, которые, может быть, по нашему мнению, двигались и двигаются не так быстро, как мы бы хотели, начнут развиваться в ином ключе.
Я понимаю, что создание любой новой структуры – это ещё только задача на будущее, это ещё не решение вопроса, но это всё‑таки демонстрация намерений. Россия исходила и исходит из того, что для нас важнейшими партнёрами являются государства СНГ. И из этой позиции мы исходили и будем исходить. В этом ключе и стоит толковать это решение. Что же касается изменения приоритетов, то, конечно, никакого изменения не происходит, наоборот, мы просто этим шагом показали, что этот приоритет является важнейшим.
Н.Назарбаев: Мы надеемся, что наша идея создания евразийского союза будет продвигаться более быстрыми темпами.
Чтобы не забыть сказать по космосу одно важное дело в присутствии руководителя Роскосмоса: два наших парня в Звёздном городке готовы к полёту в космос, и мы поговорили о том, что они будут в списке тех, кто полетит в космос.
Д.Медведев: Мы договорились о том, что предпримем все от нас зависящие усилия, для того чтобы приблизить этот момент. В том числе я дал соответствующее поручение нашему агентству интенсифицировать наши контакты по этому вопросу с нашими международными партнёрами.
Вопрос: Дмитрий Анатольевич, сейчас обсуждается вопрос нового водного пути между Чёрным и Каспийским морями, в частности, рассматривается вопрос возможности расширения канала Волгодон. Вы на переговорах продвинулись по этому проекту? Какие вообще у него перспективы?
Д.Медведев: Спасибо Вам за этот вопрос. Надеюсь, что у этого проекта хорошая перспектива, потому что нам необходимо развивать инфраструктуру и просто необходимо думать о том, каким образом будут осуществляться эти коммуникации. С учётом возрастающего товарооборота, роста экономик. Существуют два подхода к этому вопросу. Кстати, у истоков реанимации этой темы стоял как раз Нурсултан Абишевич. И я считаю, что этот вопрос возник очень вовремя. Существуют два подхода. Действительно, один из них – канал Волгодон, увеличение его возможностей. И второй – так называемый проект «Евразия». Оба этих варианта, на мой взгляд, имеют и несомненные достоинства, ну и какие‑то очевидные, наверное, проблемы. Но задача государственных руководителей в том и заключается, чтобы оценить все плюсы и минусы и на ясном глазу принять решение. В настоящий момент мы подошли к тому, чтобы провести окончательную экспертизу. На её проведение специально зарезервированы даже денежные средства. По итогам этой экспертизы мы будем принимать решение. В любом случае это решение будет на пользу России и Казахстану.
Н.Назарбаев: С Вашего позволения, я добавлю, Дмитрий Анатольевич.
Д.Медведев: Конечно.
Н.Назарбаев: Российское правительство изучало этот вопрос, на территории были проведены все необходимые исследования по этому вопросу. Вопрос совершенно неновый.
Мы часто слышим в СМИ: Казахстан своими трубами обходит Россию, не обходит. Мы никого не собираемся обходить, тем более Россию – если будут предоставлены такие возможности.
Каждое государство должно искать свою выгоду: по какому маршруту лучше транспортировать, по тому все и будут транспортировать, в том числе Россия.
Например, канал «Евразия»: Каспийское море – Азовское море. Правда, Владимир Владимирович Путин в последний раз предложил: почему сразу не в Чёрное море? Потому что там, на Азове, есть трудности по проходу.
У канала Волгодон пропускная способность и грузоподъёмность транспортных средств очень малы. Канал «Евразия»: его можно строить таким образом, чтобы со всей Центральной Азии, а может быть, и с Западного Китая все грузы попадали в Чёрное море прямо через территорию России.
Конечно, это надо изучать. Непростой вопрос. Можно найти частных инвесторов. Они и сегодня есть. Заинтересованных очень много. Но вокруг этого, как всегда, есть бюрократические интересы разных ведомств.
Можно отремонтировать канал Волгодон, привести его в порядок, затратить огромные деньги, а эффекта не получить. Как правильно сказал Дмитрий Анатольевич, эксперты должны сказать своё слово. Думаю, это очень интересный и необходимый проект, выгодный всем.
Вопрос: Вопрос Президенту России и Президенту Казахстана. Нурсултан Абишевич, сегодня Вы предложили разработать долгосрочное соглашение об экономическом сотрудничестве и интеграции между Казахстаном и Россией. Скажите, чего стоит ожидать от этого документа? Мне интересно и отношение Дмитрия Анатольевича к этой идее.
Н.Назарбаев: Мы всегда работали по определённым договорённостям и по плану взаимодействия. И всегда их мы перевыполняли. В связи с тем, что соглашения, подписанные на 2005–2008 годы, заканчиваются. Мы говорили о том, чтобы выработать новые соглашения. Думаю, что правильный подход – первую часть сделать долгосрочную, допустим, на 10 лет, а потом трёхгодичными бюджетами, потому что Казахстан тоже переходит на трёхгодичный бюджет. Все эти мероприятия требуют соответствующих бюджетных и других средств. И такой документ будет готовиться. Туда войдут все отрасли: не только экономические вопросы, гуманитарные вопросы, транспортные вопросы, инфраструктурные, финансовые вопросы и так далее.
Д.Медведев: Мне, собственно, мало что в этом случае удастся добавить. Я точно так же, как и Нурсултан Абишевич, считаю, что между такими государствами, как Россия и Казахстан, отношения должны строиться на чёткой долгосрочной договорной базе. И в этом направлении мы должны двигаться вперёд. Не просто переутверждать какие‑то среднесрочные планы, а двигаться именно уже к полноценному долгосрочному сотрудничеству.
Я только что об этом говорил. То, что мы имеем сегодня планы развития на десятилетия вперёд внутри наших государств, должно непосредственным образом сказываться и на нашей взаимной кооперации. Если мы близкие партнёры, если мы находимся в интеграционном движении друг к другу, то мы должны состыковывать и планы на годы вперёд. И самое главное, что наши экономики сегодня достигли такого уровня развития, когда мы можем не только говорить о таких процессах в смысле неких намерений, но и способны просчитывать это. Имею в виду бюджетный процесс, который приобрёл у нас вполне технологический, достаточно чёткий характер. Ну, в общем, сегодня всё‑таки, несмотря на даже те трудности, которые существуют в мировых финансах, у нас есть все основания думать о развитии нашего сотрудничества именно на годы вперёд. Тем более что компоненты этого сотрудничества абсолютно разноплановые. От традиционного сотрудничества в области энергетики, гуманитарных связей до новых областей, о которых мы только что говорили. Есть ряд задач, которые мы вполне способны решить совместно. Имею в виду, что это, по сути, прорывные технологии, цифровые технологии, технологии в области связи. Я считаю, что здесь мы просто должны двигаться вперёд и двигаться семимильными шагами. Поэтому такого рода долгосрочное соглашение будет исключительно полезным.
Я думаю, что это будущее.
22 мая 2008 года, Астана