Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Выступление на открытии Московского заседания Группы содействия многосторонним переговорам по Ближнему Востоку на уровне министров иностранных дел

1 февраля 2000 года, Москва, Президент-отель

В.Путин: Уважаемые дамы и господа!

Приветствую участников московской встречи Группы содействия многосторонним переговорам по Ближнему Востоку. В этом зале собрался представительный форум, что свидетельствует о нашем общем стремлении придать ощутимый импульс ближневосточному мирному процессу.

Арабо-израильское урегулирование выходит на весьма ответственный рубеж. Появилась реальная перспектива положить конец полувековому периоду вооруженного противостояния в этом регионе мира. Есть весомый шанс открыть путь к налаживанию системы отношений, основанных на взаимном доверии, уважении и равноправии.

Народы Ближнего Востока выстрадали свое право на безопасность, стабильность и процветание. Наша задача – помочь им добиться справедливого и прочного мира.

Разумеется, этот путь непрост. Возможны сбои и торможение. Но хочу подчеркнуть главное – сегодня крепнет осознание участниками ближневосточного конфликта бесперспективности дальнейшей взаимоизматывающей конфронтации.

Важно и другое: позитивные сдвиги в мирном процессе – это плод конструктивного содействия всего международного сообщества.

Хорошо известна существенная роль в этом процессе Европейского союза, США, Египта, Иордании, Канады, Норвегии, других государств и международных организаций. Хочу подчеркнуть, что Россия в качестве коспонсора интенсивно взаимодействует как с прямыми участниками переговоров, так и с теми, кто активно помогает урегулированию.

Установление прочного и справедливого мира на Ближнем Востоке на основе норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН занимает важнейшее место в шкале внешнеполитических приоритетов Российской Федерации.

Наша страна связана с ближневосточным регионом давними историческими, духовными, торгово-экономическими отношениями. Поэтому мы искренне заинтересованы в установлении межгосударственной, межэтнической и межконфессиональной гармонии на этой земле. При этом мы не боремся за сферы влияния. Мы не собираемся с кем‑либо соперничать. Наша цель – мир, отвечающий интересам всего международного сообщества, прежде всего государств и народов Ближнего Востока.

Московский форум призван восстановить полноформатные переговоры по общерегиональной проблематике. По сути, речь идет о возобновлении совместной работы, нацеленной на постконфронтационное обустройство Ближнего Востока. Уверен, обеспечить стабильное будущее региона можно путем формирования коллективной системы безопасности и сотрудничества при соответствующих международных гарантиях. Россия будет и в дальнейшем вносить в этот процесс самый весомый вклад.

На рубеже XXI века международные отношения переживают глубинную трансформацию. Этот процесс многогранен и неоднозначен по сути.

С одной стороны, налицо качественный позитивный сдвиг в глобальном внешнеполитическом измерении.

Во‑первых, устранена угроза крупномасштабного ядерного конфликта.

Во‑вторых, положен конец «холодной войне».

В‑третьих, набирает темп глобализация, открывающая широчайшие возможности для многопланового взаимодействия.

Вместе с тем по‑прежнему сохраняется бремя целого комплекса нерешенных проблем. Причем по отдельным направлениям давление этих проблем даже усиливается. Часть из них – наследие прошлого, эпохи конфронтации, но все более острыми становятся риски и вызовы нового поколения, заявившие о себе буквально в последнее десятилетие.

Стабильность во многих частях планеты подтачивается кризисами. Они замешаны на межэтнических противоречиях, агрессивном сепаратизме. Большой конфликтный потенциал заложен в увеличивающемся разрыве между группами богатых и бедных стран. Острую форму приобретает опасность распространения ядерного и других видов оружия массового уничтожения. Все более горячими темами становятся международный терроризм и организованная преступность.

Мы решительно заявляем: мировое сообщество обязано найти эффективные ответы на эти вызовы. Убежден, что выдвинутая российской стороной инициатива о разработке Концепции мира в XXI веке призвана и способна мобилизовать коллективную работу в этом направлении.

Безусловно, конфликты и гуманитарные катастрофы требуют адекватной, а порой самой решительной реакции со стороны международного сообщества. Однако хочу подчеркнуть: под лозунгом так называемой гуманитарной интервенции недопустимо перечеркивать такие базовые принципы международного права, как суверенитет и территориальная целостность государств.

В России, как и в других странах, задумываются над тем, как создать такие согласованные механизмы управления мировыми процессами, которые бы органично сочетали и национальные, и международные усилия. При всех различиях в природе отдельных задач, стоящих сегодня перед мировой политикой, этот принцип представляется нам универсальной основой для обеспечения безопасности и стабильности на глобальном и региональном уровнях.

В этом контексте Российская Федерация последовательно выступает за укрепление роли и авторитета ООН как уникального механизма регулирования международных отношений. Об этом я на днях говорил с Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном. Исхожу из того, что Саммит и Ассамблея тысячелетия – главные форумы 2000 года – позволят выработать согласованные подходы к решению ключевых вопросов современности.

Наша сегодняшняя встреча – хороший и конкретный пример совместной работы, межгосударственного взаимодействия. Полагаю, будет правильно, если мы его используем в более широком плане – для укрепления международной стабильности и безопасности в целом.

Это, в частности, относится к такой сфере, затрагивающей интересы всего мирового сообщества, как разоружение. К сожалению, набиравшие на протяжении десятилетий силу позитивные тенденции в деле разоружения стали заметно пробуксовывать. Возникла угроза фактического разрушения Договора по ПРО, который является краеугольным камнем всех соглашений и договоренностей по сокращению ядерных вооружений.

Наша линия в данном вопросе проста и понятна – формирование новой системы международной безопасности, установление существенно сокращенных, не угрожающих и в то же время достаточных для оборонительных целей военных потенциалов государств.

Россия последовательно выступает за формирование стабильной и неделимой Европы. Предпосылки для этого имеются. В их числе принятая в ноябре прошлого года на саммите ОБСЕ в Стамбуле Хартия европейской безопасности. В ней заложены базовые параметры общеевропейского взаимодействия на перспективу, в том числе по таким острейшим проблемам, как противодействие международному терроризму, вооруженному экстремизму, организованной преступности и наркоторговле.

Россия – надежный, конструктивный и предсказуемый партнер в строительстве Большой Европы. Наша политика будет оставаться честной, открытой и транспарентной. Того же ждем и от европейских партнеров. Уверены, что именно такой подход позволит своевременно снимать возникающие проблемы и недопонимания.

В заключение хотел бы особо подчеркнуть: главные черты внешней политики России – преемственность и последовательность. Как и прежде, мы нацелены на широкое сотрудничество по поиску цивилизованных решений проблем, стоящих перед мировым сообществом.

Разрешите пожелать успешной и плодотворной работы вашему высокому форуму.

1 февраля 2000 года, Москва, Президент-отель