Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Выступление на совещании с руководителями субъектов Российской Федерации Южного федерального округа

8 ноября 2000 года, Ростов-на Дону

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы давно планировали эту встречу. Южный округ – это особый регион страны и по своему экономическому, и по геополитическому значению. Это регион с большой концентрацией субъектов Федерации, с высокой плотностью населения. В округе живут десятки разных народов.

Мы только что на встрече с общественностью, с представителями творческой и научной интеллигенции говорили об этой проблеме. Разговор зашел в первую очередь именно о ней. Здесь многие российские проблемы проявляются особенно остро. Все еще тлеют очаги межнациональных противоречий и конфликтов. Межнациональные противоречия становятся орудием в руках политических авантюристов и интриганов. Использование этнического и конфессионального различий возводит между людьми стену недоверия и отчуждения, создает питательную среду для новых конфликтов. И в конечном счете несет угрозу безопасности людей и целостности Российского государства.

Можно сказать, что старые острые проблемы, такие, которые нас особенно беспокоят, на сегодняшний день в целом – хочу это подчеркнуть особо – нам с вами общими усилиями все‑таки удалось слегка сгладить, заглушить. Удалось кое‑что решить. Но мы еще далеко не все сделали для того, чтобы почивать на лаврах, считая, что проблем не существует. Очень много вопросов на повестке дня.

В округе сохраняется неблагополучная социальная ситуация. По большинству показателей, хочу это отметить, не по всем, конечно, но по большому количеству показателей простой российский гражданин живет хуже, чем в других местах Российской Федерации. Здесь угрожающе высокий уровень безработицы. Вдвое выше, чем в среднем по стране. В Ингушетии, например, он достиг более 40 процентов, в Северной Осетии – 36. Более половины населения страны имеет доходы ниже прожиточного минимума.

Я отметил только хорошо известные всем проблемы и только для того, чтобы еще раз подчеркнуть, что этот регион всегда требовал и будет требовать к себе не только пристального внимания, но и особого подхода.

Надо признать, что федеральная власть долгие годы не имела внятной и последовательной политики в отношении Северного Кавказа. Многие вопросы здесь не решались десятилетиями. Нам надо изменить устойчивое представление, что российский Кавказ – изначально конфликтная территория.

Мы сегодня, когда на выставке были, разговаривали с некоторыми руководителями регионов. Вы догадаетесь с первого раза, о чем говорили: «Вот у нас – самый лучший горный курорт в стране. У нас лучшее то‑то, у нас лучшее то‑то». И правда. Полная правда.

Да, природные условия великолепные. Но если мы с вами социальных условий не создадим, не создадим условий для безопасности и процветания в регионе, уверяю вас, в бедный нищенский регион Европы мы не только иностранных – мы и российских туристов не заманим.

Нам нужно изменить, повторяю, представление о Кавказе как об изначально конфликтной территории. Конечно, для этого надо будет потрудиться всем: и руководителям субъектов, и самим жителям, и руководителям федерального центра.

При полномочном представителе создан Консультативный совет, сегодня об этом вспоминали на встрече с представителями интеллигенции. Думаю, что это хорошая инициатива, и любое решение должно быть как следует проработано предварительно с привлечением, конечно, всех интеллектуальных возможностей края и, конечно, тех, кто понимает, что жить и работать здесь можно, только следуя принципам добрососедства и взаимного уважения, конечно, при учете ваших знаний, вашего авторитета и вашего опыта, опыта руководителей субъектов Федерации.

Должен сказать, что и сегодня на улицах города, на объектах, где мы были, многие люди подходили, передавали письма, записки. Очень много писем поступает напрямую ко мне в Москву. Жители города и региона спрашивали, доходят ли письма. Письма доходят. Конечно, невозможно на все ответить, но информация из них обобщается, оценивается. Большинство проблем, которые и в письмах изложены, являются кричащими. Это и безработица, как я уже говорил, и жилищный вопрос, обострившийся в связи с тяжелой миграционной обстановкой. Перечень этих проблем, конечно, можно продолжать.

Особо хочу остановиться на вопросе о Федеральной целевой программе социально-экономического развития Южного федерального округа. Она уже выносилась на заседание Правительства России, обсуждали мы ее и с руководителями регионов. Ко многим программам подобного рода много замечаний. Мы должны ясно понимать – проблемы округа никогда не решатся, если мы будем рассматривать по каждой проблеме, по каждому субъекту Федерации отдельную программу, если будем рассматривать каждый субъект Федерации как изолированную систему. В этом, может быть, была слабость многочисленных программ, принимавшихся по отдельным субъектам и регионам. На мой взгляд, и эти программы, даже не выполненные до конца или выполненные частично, все‑таки сыграли, наверное, и позитивную роль. Однако их отдача явно не соответствовала ожиданиям. Программы носили, повторяю, замкнутый характер, не были подкреплены реальными финансовыми ресурсами. А главное, были узко региональными и преимущественно отраслевыми.

Очевидно, что ситуацию необходимо принципиально изменять. В Правительстве вырабатываются новые подходы к подготовке федеральных целевых программ, и вы это знаете. Их количество планируется радикально сократить, и сегодня на выставке мы говорили об этом с некоторыми руководителями регионов. Нужно их сделать абсолютно реальными. Нужно изменять идеологию и методологический подход к их составлению. Сегодня сформулированы приоритеты и критерии формирования федеральных целевых программ и подготовлен перечень программ, реализуемых с 2002 года.

Программа по Южному федеральному округу нацелена прежде всего на решение ключевых, стратегических и для региона, и для всей России задач. Речь идет о проблемах, связанных с геополитическим положением региона и обеспечением здесь национальных интересов России. В их числе на первом плане – расширение системы транспортных коридоров, создание инфраструктуры для экспорта нефти и газа через территорию Северного Кавказа и ряд других. В ряду этих вопросов – и развитие курортных комплексов. Их уникальные возможности используются далеко не полностью. По своему значению это проблема действительно общегосударственного значения.

Хочу отметить несколько принципиальных моментов, которые необходимо учесть при доработке этой программы.

Во‑первых, она должна отвечать новым концептуальным требованиям, о которых я только что сказал, повторять их не буду.

Во‑вторых, необходимо определить строгий график ее доведения и принятия, чтобы полностью учесть параметры программы при работе над бюджетом 2002 года.

Я прошу обратить ваше внимание и на государственные гарантии. Когда говорят: «Вы знаете, нам денег не нужно, нам ничего не нужно, дайте нам только гарантии». Гарантии госбюджета – это деньги. Возможности госбюджета выдать гарантии ограничены. Так же как и ограничено количество денег, которые госбюджет может дать. Просто заранее нужно исходить из этих общеизвестных вещей.

В‑третьих, мы должны серьезно подумать о привлечении дополнительных отечественных и зарубежных инвесторов в развитие региона. Повторю: нужно сломать установившийся стереотип о Северном Кавказе как о нестабильной территории.

И, в‑четвертых, реализация программы должна быть не только задачей федеральной власти, но и региональной, и местной власти. Думать о новых рабочих местах. Убежден, что ваша инициатива и желание изменить ситуацию наверняка помогут делу. Поэтому все мы должны вместе сосредоточиться на подготовке и последующей реализации этих программ.

Экономическое оживление, а значит, и создание новых рабочих мест – одно из условий смягчения тяжелой миграционной ситуации, о которой мы будем сегодня говорить. Насколько мне известно, первый вопрос как раз у нас именно этот.

Пока наша миграционная политика плохо увязана с рынком труда, занятостью, с перспективами развития региона. Я бы даже сказал, что миграционной политики, которая ставила бы задачу учесть эти факторы, пока не было. Но, в общем, трудно здесь предъявлять претензии к соответствующим структурам. Эффективную миграционную политику можно проводить в государстве с точно очерченными границами, которые контролируются этим государством. А если у нас до сих пор этого нет в традиционном смысле этого слова, то как же можно проводить эту миграционную политику? Все остальное – это просто разговоры на тему.

В Южном округе проблема миграции – одна из самых горячих. Она требует принятия срочных мер и определения стратегических направлений работы. В ней самое активное участие должен принять полномочный представитель Президента Российской Федерации.

Грамотное решение этой проблемы может сделать миграцию инструментом экономического роста. Сегодня на встрече с интеллигенцией мы также говорили о том, как эффективно используют миграционные потоки в некоторых развитых странах. Но они целенаправленно действуют. Попробуйте переселитесь в какую‑нибудь страну просто так. У нас особая ситуация. Потому что наши мигранты или иммигранты – это жители и граждане совсем недавно еще единого государства.

Но надо сказать, что Россия очень либерально себя ведет. Россия предоставляет свое гражданство, даже двойное гражданство всем тем, кто хочет его получить. Но тем не менее ясно выраженные приоритеты этой деятельности должны быть. И они, конечно, должны выражаться в определенном финансовом обеспечении. То есть нужно вкладывать финансовые ресурсы туда, где мы хотим достичь определенного социально-экономического и государственного эффекта.

У нас трудно определить пока, где миграция законная, а где незаконная? У нас нет границы в полном смысле этого слова. Но нужно думать об этом сейчас, потому что граница будет все равно. Уже есть определенные сдвиги. Поэтому нужно сейчас вырабатывать эти принципы. Нужно определяться, что мы хотим в этой сфере сделать и чего мы хотим достичь.

В связи с этим нужно активизировать работу механизма реализации соглашения о сотрудничестве в области так называемой незаконной миграции, принятого в 1998 году странами СНГ. Острейший вопрос для округа – устройство людей, покинувших Чеченскую Республику. Я думаю, что [Министр по делам Федерации и национальностей] Александр Викторович Блохин, когда будет делать сообщение, скажет об этом отдельно.

Тут хочу еще раз подчеркнуть: восстановительные работы на всех объектах Чечни надо вести интенсивнее. Я понимаю и Правительство, и депутатов Государственной Думы. Негативная практика прошлых лет, когда значительные государственные ресурсы были израсходованы и до сих пор неизвестно куда, должна нас многому научить. Но это не значит, что мы ничего не должны делать. Надо восстанавливать Чечню, надо восстанавливать жилье, нужно восстанавливать экономическую сферу. Если мы этого не сделаем, то мы не выполним главной государственной функции – заботы о людях.

О проблеме так называемых беженцев и палаточных лагерей. Нужно создать экономические условия, при которых люди перестанут цепляться за эти палаточные лагеря. Мы знаем, почему они там находятся. Потому что если у них даже и есть жилье в самой Чечне, там нечего есть, там нет работы. И пока такая ситуация будет сохраняться, люди, даже имея жилье – я уже не говорю о тех, которые его потеряли, – все равно будут какое‑то время проводить в палатках, будут ходить туда-сюда.

Мы недавно с Президентом Ингушетии на этот счет разговаривали. На Ингушетию это дополнительная нагрузка. То есть если мы не решаем эти проблемы, мы просто больше денег тратим, и люди страдают.

Обязательно должна быть обеспечена конкретная направленность и прозрачность финансирования восстановительных работ. Это безусловно. Усилен контроль за целевым использованием выделяемых средств. Нельзя, конечно, допустить повторения прошлого, нельзя, чтобы средства исчезли в никуда.

На сегодняшнем совещании мы будем подробно говорить и о проблемах законодательства. Хотел бы только еще раз подчеркнуть, что единое правовое пространство, эффективная вертикаль власти, использование руководителями всех рангов четко определенных законных полномочий – это фундамент подлинных федеративных отношений. Только на этой основе мы сможем добиться порядка в государстве.

Должен быть общий для всех подход, общие требования и высокая ответственность. Прокурорами субъектов Федерации, входящих в Южный округ, уже опротестовано около 300 законов и других правовых актов, противоречащих федеральным законам. Это, конечно, показатель законодательной самодеятельности, которая у нас не только здесь, в округе, – по стране царила.

Я бы хотел повторить свою позицию, которую несколько раз высказывал и в других местах. Я согласен со многими руководителями регионов в том, что сами федеральные законы очень часто не учитывают местных особенностей. Поэтому я призываю всех руководителей регионов энергичнее, настойчивее использовать право законодательной инициативы. И думаю, что будет правильно, если федеральный центр будет поддерживать эти инициативы. Будет правильно, если мы все вместе будем убеждать депутатов Государственной Думы принимать по ряду направлений деятельности так называемые базовые законодательные принципы, на основе которых на местах можно было бы более точно и даже, я бы сказал, более точечно регулировать общественные отношения, потому что местный законодатель лучше знает национальные и местные особенности.

Но хочу обратить ваше внимание на то, что пока какой‑то из законов действует и пока мы с вами его не изменили, он должен неукоснительно исполняться на всей территории России. И на это я хочу обратить особое внимание представителей прокуратуры всех уровней и заместителя Генерального прокурора по округу.

Это то, что я бы хотел сказать вначале. Хочу поблагодарить вас за внимание. Мы еще с руководителями регионов после нашего общего совещания встретимся. Я вас приглашаю на чай, отдельно еще посидим в узком составе и неформально еще поговорим по текущим проблемам, которые вас беспокоят.

8 ноября 2000 года, Ростов-на Дону