Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Выступление на Всероссийском совещании прокуроров

11 января 2001 года, Москва

В.Путин: Добрый день, уважаемые друзья, коллеги!

Сегодняшнее совещание – а это действительно больше, чем коллегия, это всероссийское совещание – пришлось, по сути, на ваш профессиональный праздник. Правда, он завтра, и надеюсь, вы еще отмечать не начали, и у нас будет возможность конструктивно обсудить все проблемы, которые стоят перед прокуратурой на сегодняшний день.

Кроме рассмотрения повседневных проблем вам предстоит обсудить стратегию развития прокуратуры. В последнее время в обществе, в средствах массовой информации идет широкая дискуссия о месте и роли прокуратуры России в системе органов государства.

Конституция Российской Федерации оставила открытым вопрос о месте прокуратуры в системе органов власти. К сожалению, действующий закон о прокуратуре не восполняет этот пробел в полном объеме. Действующая концептуальная модель не дает полного и ясного ответа как на теоретические, так и на многие практические вопросы. И известно, что у самих прокурорских работников к их решению есть разные подходы. Поэтому считаю ваше совещание и ключевую тему обсуждения очень и очень своевременными.

Как известно, российская прокуратура имеет глубокие корни, уходящие в петровские времена, к временам Екатерины II, к александровским реформам. Быть прокурором в наши дни непросто, мы знаем это очень хорошо. Подчас прокуратуру считают ответственной за беды и пороки всей правоохранительной системы. Тому есть свои причины: обширные функции и сильные надзорные полномочия делают прокуратуру естественным компенсатором слабости системы соблюдения законности и правопорядка в стране.

Но я уверен, что вы понимаете ситуацию, в которой находится государство, понимаете ситуацию в стране и обществе. В пылу общественной полемики прокуратуру также подчас называют тоталитарным пережитком, причем продолжается это на протяжении большого количества последних лет. Вспоминаются времена, когда авторитетом прокуратуры прикрывались беззакония в нашей стране. Однако уместно будет вспомнить, что тогда, когда они творились в массовом масштабе, то прикрывались и авторитетом суда, и авторитетом практически всей государственной машины. Это время в прошлом.

Мы уже давно живем в другой стране, и прокуратура постоянно совершенствуется, не стоит на месте. Перемены в прокуратуре отвечают целям демократизации правовой и правоохранительной системы России. Кроме того, они сглаживают противоречия между правовыми системами России и наших партнеров на международной арене.

В работе прокуратуры много направлений, и все же одно из них является одним из важнейших: это координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Эта функция тесно связана с другими направлениями деятельности: расследованием уголовных дел, надзором за предварительным следствием и дознанием. Конечно, координация усилий по борьбе с преступностью должна осуществляться не столько на ведомственной, сколько на государственной основе, причем в рамках, установленных законом.

Но, пока такой подход не выработан – а нужно констатировать, что это пока, к сожалению, так, – эту брешь закрывает собой прокуратура. Никому другому такая работа сегодня не под силу, да и закон определил именно такую функцию для прокуратуры. Именно поэтому на прокуратуре лежит большая часть ответственности за слаженную, командную работу всех правоохранительных органов государства.

Я понимаю загруженность, которая уже сегодня превышает все разумные пределы. Кстати, я обратил внимание на то, что на галерке еще есть места, поэтому можно было бы подумать и о количественном расширении прокурорского корпуса.

Но все же просил бы вас уделить внимание совместному с другими правоохранительными органами анализу состояния преступности, прогнозированию тенденций развития преступности. Нам важно знать по‑настоящему объективную картину состояния преступности в государстве.

Уважаемые коллеги!

Прокуроров не зря называют солдатами правопорядка. Вы, как и военные, принимаете присягу, не случайно практически все находящиеся в этом зале – в погонах. Отношение к вам порой такое же, как к военным, как к силовым ведомствам. Речь здесь о силе прокуратуры в деле отстаивания законности в стране. Работа прокуратуры – это авторитет государственной власти, обязанной обеспечивать безопасные условия жизни каждому гражданину России.

Сегодня на первый план выходит правозащитная деятельность прокуратуры. О правах человека мы больше привыкли говорить, чем по‑настоящему защищать эти права. Более того, кто больше всего говорит, тот меньше делает. Прокурорский корпус относится к такой части государственного аппарата, которая меньше говорит, но больше делает, а должна сделать еще больше. Здесь у вас огромное поле для деятельности.

Насколько мне известно, за минувший год в прокуратуру по этим вопросам обратилось более двух миллионов россиян, причем каждая четвертая жалоба была удовлетворена. Мы знаем, что в числе самых острых проблем, с которыми люди приходят в прокуратуру, – это нарушение трудовых и жилищных прав граждан. Ваша эффективная деятельность на этом направлении, безусловно, укрепляет веру российских граждан в силу и справедливость государства. Это важнейшее направление деятельности для прокуратуры!

Одна из важных задач, которая стоит перед нами, – это укрепление государства, развитие федерализма, сохранение правового и экономического единства страны. У прокуратуры как органа надзора есть огромные возможности влиять на формирование нормотворческой и правоприменительной практики в регионах Российской Федерации. Во многом благодаря настойчивости прокурорских работников в прошлом году удалось существенно зачистить правовое поле России от неконституционных или противоречащих федеральному законодательству нормативных актов.

В соответствие с Конституцией России и федеральным законодательством были приведены 60 конституций и уставов субъектов Федерации, 2312 правовых актов. Просто невероятно, как нам удавалось нормально существовать в такой обстановке, собственно говоря, нормального существования и не было. Но законотворчество – процесс постоянный, вы это знаете лучше, чем кто‑либо. Поэтому прокуратура должна и дальше своевременно выявлять каждый региональный акт, противоречащий федеральному законодательству.

Кроме того, правовая инвентаризация пока не коснулась решений местного самоуправления и ведомственных инструкций. Надо честно признать, что и некоторые акты федерального центра не всегда соответствуют законам и Конституции России. На это справедливо указывают многие региональные лидеры Российской Федерации. Чтобы быть честными перед самими собой, нужно признать, что те завалы, которые пришлось вам разгребать в прошлом году, возникли не летом прошлого года. А это значит, что мы с вами значительную часть прошедших лет недорабатывали. Надеюсь, мы все понимаем: то, что мы сделали в прошлом году, – лишь начало систематической и последовательной работы.

В координации деятельности региональных прокуратур важная роль принадлежит управлениям Генеральной прокуратуры в федеральных округах, особенно в вопросах, касающихся соблюдения Конституции и российского законодательства, защиты прав и свобод граждан. Первые месяцы работы в округах показывают, что все возможности результативной работы в этой сфере у вас есть.

Я знаю, что среди прокурорского корпуса, особенно в связи с организацией округов, звучат предложения о получении дополнительных полномочий. Думаю, что, как говорят в быту, «перетягивание одеяла» – это не всегда самый лучший способ решения проблемы. Взять на себя все – вряд ли это оправданно, закрыть все бреши российской законности не получится даже у такой мощной и авторитетной организации, которой является прокуратура.

Гораздо важнее определиться с приоритетами и стратегией. Думаю, что кроме уже названных мной приоритетов нужно особое внимание уделить защите собственности, как частной, так и государственной, защите прав предпринимателей и надзору за соблюдением законов, отстаивающих экономическую свободу. Сегодня все указывает на то, что от прокуратуры и эффективной деятельности судов напрямую зависит развитие российской экономики, без всякого преувеличения.

Задачи, стоящие сегодня перед прокуратурой, могут решить только высококвалифицированные кадры. Есть вещи, которые за вас просто никто не в состоянии сделать: именно от прокурора зависит, насколько полно и аргументированно составлено обвинительное заключение, именно прокурор венчает усилия следователей и оперативных работников, поэтому одна из неотложных задач – повышение эффективности деятельности прокуроров по поддержанию государственного обвинения в судах.

Этот участок работы сегодня страдает серьезными недостатками. Часто функции государственного обвинителя выполняют сотрудники, не умеющие работать в такой публичной сфере, как суд. Поручение поддержать обвинение прокуроры иногда получают в «пожарном» порядке, а еще чаще, к сожалению, просто отсутствуют во время слушания дела. В итоге нередки случаи, когда провал обвинения способствует безнаказанности лиц, виновных в нарушении закона. И, как результат, зло остается ненаказанным, а справедливость не торжествует.

Останавливаюсь на этой проблеме так подробно в связи с тем, что судебная реформа не может быть эффективной без активного участия прокуратуры в судебном процессе. Более того, совершенствование судебной системы должно идти параллельно совершенствованию работы прокуратуры.

Уверен, что прокуратура была и остается одной из важнейших составляющих российской правоохранительной системы. А ваш опыт и ответственность будут соответствовать новым задачам, которые стоят перед страной.

Хочу еще раз от души поздравить вас с приближающимся вашим профессиональным праздником и, пользуясь случаем, пожелать вам и вашим семьям всего самого доброго в наступившем году.

Спасибо большое.

11 января 2001 года, Москва